Стр. 37

Соха Т.О.
ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕРЕЧНЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН–ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ЕАЭС: ПОСЛЕДСТВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 339.543.42

Т.О. Соха, студент факультета таможенного дела Санкт–Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии

e–mail: sokhatoma@yandex.ru

Научный руководитель – Т.Б. Толстихина, заведующий кафедрой таможенных доходов и тарифного регулирования Санкт-Петербургского филиала, кандидат экономических наук, доцент

e–mail: ttb_amur@inbox.ru

Аннотация. В статье проведен  анализ отдельных последствий применения развивающимися странами-пользователями Единой системы тарифных преференций ЕАЭС. Выявлены болевые точки и проблемные места ЕСТП ЕАЭС, связанные  с пересмотром перечня развивающихся стран-пользователей, предложены возможные варианты решения проблем.

Ключевые слова: Единая система тарифных преференций ЕАЭС, ввозные пошлины, НДС ввозной, федеральный бюджет, тарифная преференция, корректировка сведений о стране происхождения.

С 12 октября 2021 г. вступило в силу Решение Совета Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК) от 5 марта 2021 г. № 17 «О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130», которое кардинально изменило численность развивающихся стран–пользователей Единой системы тарифных преференций (далее — ЕСТП) ЕАЭС. Ранее такой перечень включал 103 страны (в редакции Решения Совета ЕЭК № 50), на текущий момент их осталось 29, причем одна из стран (Республика Вануату) перешла из перечня наименее развитых стран в развивающиеся. В табл. 1 представлены объемы импорта развивающихся стран–пользователей ЕСТП ЕАЭС в порядке убывания товарооборота. В таблице не представлены две страны: Республика Вануату и Федеративные штаты Микронезии, поскольку эти страны в периоде исследования имели нулевой объем импорта.

Таблица 1

Объемы импорта стран из обновленного перечня развивающихся стран–пользователей Единой системы тарифных преференций с 2018 по 2021 гг.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - %D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D0%B8%D0%B7-Sokha%D0%9B%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0-1-1024x895.jpg

*Примечание: значения по 2021 году спрогнозированы автором на основе данных ФТС России. Источник: Составлено автором по [1] и [2].

Импорт стран, исключенных из перечня развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций, составляет около 96–97 % от объема всех стран, находившихся в перечне до его обновления [3, с. 504]. В рамках рассмотрения данной проблематики внимание обращено на последствия введения этой меры, а именно на объемы доходов бюджета Российской Федерации, связанных с импортом.

На первом этапе исследования рассмотрены статистические данные федерального бюджета в рамках анализа и изучения структуры и динамики ввозной таможенной пошлины и ввозного НДС в период с 2018 по 2021 гг.

Таблица 2

Показатели динамики связанных с импортом доходных статей федерального бюджета

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - %D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D0%B8%D0%B7-Sokha%D0%9B%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0-2-1024x273.jpg

Источник: Составлено автором по [4].

Выявлено, что в исследуемом периоде динамика общей суммы доходов, связанных с импортом, исключительно положительна. За четыре года объемы этих доходов возросли на 1513,02 млрд. руб. (на 47,11%). Этот факт подкреплен драйвером роста — НДС на ввозимые товары — поскольку в течение рассматриваемого периода он имеет наибольшую положительную динамику как в стоимостном объеме, так и в процентном эквиваленте: рост на 1290,90 млрд. руб. (на 52,86 %). Второе место в ранжировании объемов доходов, связанных с импортом, заняли ввозные пошлины, они так же в исследуемом периоде возросли на 185,85 млрд. руб. (на 27,61 %), однако тенденция неустойчива, поскольку 2020 год был неудачен относительно 2019 года: объемы сократились на 3,71 млрд. руб. (на 0,52 %). Акцизы заняли наименьшую долю в формировании совокупных доходов, связанных с импортом, с 2018 по 2022 гг. они в целом имели положительную динамику: рост на 36,28 млрд. руб. (на 37,66 %), но объемы 2019 года были наименьшими.

Таким образом, НДС на ввозимые товары и ввозные пошлины явились движущей силой в формировании совокупных доходов, связанных с ввозом товаров (см. рис. 1).

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - %D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D0%B8%D0%B7-Sokha%D0%9B%D0%B8%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81-1-1024x522.jpg

Рис. 1. Динамика (а) — доходов, всего, млрд. руб., (б) — ввозных пошлин и НДС ввозного, млрд. руб.

Источник: Составлено автором по [4].

Из рис. 1 четко прослеживается зависимость динамики общего объема доходов и ввозных пошлин: нестабильное увеличение (с 2018 по 2019 гг. и с 2020 по 2021 гг.) и снижение (с 2019 по 2020 гг.), однако НДС на ввозимые товары имеет устойчивую тенденцию к росту. Более того, представляет интерес скачок объемов отчислений в федеральный бюджет, как ввозных пошлин, так и ввозного НДС в рамках рассмотрения 2020 и 2021 гг., причем они также повлияли на увеличение совокупных доходов, хотя доли ввозных пошлин и ввозного НДС составили 3,81 % и 15,67 % в 2020 г. и 3,39 % и 14,76 % в 2021 г. соответственно (снижение долей ввозных пошлин и ввозного НДС в общем объеме доходов).

В результате анализа с 2020 по 2021 гг. объемов ввозных пошлин и НДС на ввозимые товары, динамику и структуру доходов, связанных импортом, выявлено, что кардинальный пересмотр перечня развивающихся, подписанный в марте и вступивший в силу в октябре 2021 года, стал толчком для увеличения объемов доходов, связанных с импортом товаров на территорию Российской Федерации. Таким образом, страны, ранее ввозившие товары с предоставлением тарифной преференции, последние 2,5 месяца 2021 г. импортировали товары с полной уплатой таможенных платежей с точки зрения уплаты ввозной таможенной пошлины и как следствие ввозного НДС (так как база уплаты НДС включает ввозную пошлину).

На втором этапе исследования выявлено, что решение о пересмотре стран–бенефициаров ЕСТП ЕАЭС сопряжено с некоторыми проблемами, среди которых наиболее значимыми являются:

1) сложность в отслеживании соблюдения правил определения страны происхождения товаров и подлинности сертификатов, подтверждающих такую страну происхождения, что приводит к отказам в предоставлении тарифных преференций и принятии решений о корректировке сведений о стране происхождения товаров;

2) после пересмотра перечня развивающихся стран–пользователей ЕСТП возможен незаконный ввоз товаров из стран, исключенных из перечня, через территории тех стран, которые остались в таком перечне.

В рамках исследования первой проблемы была рассмотрена динамика объемов применения и отказов тарифных преференций ЕАЭС с 2018 по 2021 гг. (см. рис. 2).

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - %D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D0%B8%D0%B7-Sokha%D0%9B%D0%B8%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81-2-1024x518.jpg

Рис. 2. Динамика применения и отказов в предоставлении тарифных преференций с 2018 по 2022 гг., где:

(а) — Сумма тарифных преференций, млрд. руб.,

(б) — Количество решений об отказе в предоставлении тарифных преференций, кол-во деклараций на товарную единицу, ед.,

(в) — Общая сумма тарифных преференций, по которым было принято решение об отказе, млрд. руб.,

(г) — Количество решений о корректировке сведений о стране происхождения товара, ед.

Источник: Составлено автором по [5].

С 2018 по 2022 гг. сумма тарифных преференций имеет неустойчивую, но тенденцию к увеличению с максимальным значением в 2020 г. (31,8 млрд. руб.), за прошедшие 4 года увеличение объема предоставленных тарифных преференций составило 3,4 млрд. руб. (на 12,06 %), что нельзя сказать об общем количестве решений об отказе в предоставлении тарифных преференций, которое в течение этих рассматриваемых лет неуклонно сократилось на 1320 ед. (на 22,97 %). Если рассматривать стоимостной объем товаров, в отношении которых было принято решение об отказе в предоставлении тарифных преференций, то динамика имеет тенденцию в виде параболы, с минимальным значением в 2020 г. (516,64 млрд. руб.). В общей динамике за четыре года общая сумма непредоставленных тарифных преференций сократилась на 256,51 млрд. руб. (на 32,87 %). Совершенно иную динамику показало количество решений о корректировке сведений о стране происхождения товара — исключительно положительную. За рассматриваемый период количество таких решений возросло на 11044 ед. (на 380,04 %).

Интересна зависимость динамики количества решений об отказе в предоставлении тарифных преференций и о корректировке сведений о стране происхождения: в то время как количество решений об отказе в предоставлении тарифных преференций сокращается, количество решений о корректировке сведений о стране происхождения увеличивается. Это может говорить о некотором улучшении теоретических знаний декларантов в рамках документации, связанной с вопросами стран происхождения товаров и предоставлении тарифных преференций.

Основными причинами отказа таможенных органов в предоставлении тарифных преференций стали:

— отсутствие оригиналов сертификатов о происхождении товаров;

— неправильное оформление таких сертификатов;

— несоответствие подписей и печатей, проставленных в сертификате образцам, имеющимся в таможенном органе;

— несоответствие данных, указанных в сертификате, данным, указанным в декларации на товары и в других коммерческих и товаросопроводительных документах;

— превышение количества ввозимого товара данных, указанных в сертификате о происхождении товара более чем на 5 % [6, с. 4007–4009].

Основным вариантом решения данной проблемы является своевременное и удобное информирование участников внешнеэкономической деятельности посредством ведения вебинаров, лекций, семинаров на наиболее используемых площадках в сети Интернет, а также вынесение важнейшей информации на стартовую страницу сайта ФТС России. Более того, после подписания или вступления в силу какого-либо ключевого нормативно-правового акта, связанного с ЕСТП ЕАЭС, провести рассылку в системе «Личный кабинет участника ВЭД», администрируемого ФТС России.

В рамках рассмотрения второй проблемы составлена таблица 3, которая характеризует импорт товаров 25 группы ТН ВЭД ЕАЭС из Китайской Народной Республики (далее — КНР) и Монголии.

Таблица 3

Импорт Российской Федерации из КНР и Монголии, млн. долл. США

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - %D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D0%B8%D0%B7-Sokha%D0%9B%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0-3-1024x300.jpg

Источник: Составлено автором по [7].

Здесь обнаружена следующая зависимость динамик импорта из КНР и Монголии: в рамках рассмотрения первых кварталов 2020 и 2021 гг. из первой страны объемы импорта сократились на 6,43 млн. долл. США (на 36,31 %), но в то же самое время из второй — возросли на 2,61 млн. долл. США (на 49,12 %).

В связи с выявленной зависимостью, отмечено, что проблемный факт имеет место быть (данные табл. 3 это подтверждают), но связывать его и зависимость тенденций импорта из указанных стран только со второй проблемой с полной уверенностью в данный момент невозможно, поскольку с момента введения мер по сокращению списка развивающихся стран–пользователей прошло мало времени.

Если же все-таки в перспективе действительно подтвердится данный факт, то в качестве способа решения данной проблемы можно предложить следующее решение. Компания, решившая ввозить преференциальные товары и находящаяся в государстве-бенефициаре, должна будет предоставлять отчетность в ФТС России об объемах производства экспортируемой на территорию РФ продукции.

Таким образом, изменение списка развивающихся государств-пользователей ЕСТП ЕАЭС оказало влияние на некоторые аспекты, связанных с бюджетной политикой Российской Федерации: отмечено, что объемы доходов, связанных с ввозимыми товарами на территорию Российской Федерации, возросли на 1513,02 млрд. руб. с 2018 по 2021 гг. (на 47,11 %). При этом выявлены некоторые «слабые» места системы, среди которых следующие: во–первых, учащение принятий решений о корректировке сведений о стране происхождения товаров, во–вторых, возможный ввоз преференциальных товаров с территорий исключенных стран из списка пользователей ЕСТП ЕАЭС через территории стран, оставшихся в таком перечне. Предложенные варианты решения данных проблем позволят в перспективе обеспечить полное и своевременное поступление таможенных платежей в бюджет Российской Федерации.

Использованные источники

1. Решение Комиссии Таможенного Союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org

2. Документы ТСВТ. Внешняя торговля РФ по отдельным странам [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России URL: https://clck.ru/ZMjMr

3. Соха Т.О. Применение тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций // XXIV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета (г. Нижневартовск, 5-6 апреля 2022 г) / Под общей ред. Д.А. Погонышева. Ч. 4. Экономика. Менеджмент. Нижневартовск: изд-во НВГУ, 2022. С. 499–505.

4. Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: https://clck.ru/TLu4b

5. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: https://clck.ru/V8LJf

6. Дробот Е.В. Единая система тарифных преференций Евразийского экономического союза: особенности функционирования и направления развития // Российское предпринимательство. 2017. № 24. С. 3996–4020. 7. Документы ТСВТ. Экспорт и импорт РФ по странам и товарным группам [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России URL: https://clck.ru/ZMjMr