Гостюхина А.С., Ладыгина Е.В.
АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ И ВОЗМОЖНЫХ РИСКОВ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ
УДК 339.5
Гостюхина А.С., курсант Таможенного института Таможенного комитета при министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан
E-mail: angelinagostyuhinaaa@gmail.com
Ладыгина Е.В., Старший преподаватель кафедры таможенного контроля Таможенного института Таможенного комитета при министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан
Аннотация. Статья раскрывает перспективы присоединения Республики Узбекистан к Всемирной торговой организации, а также включения Узбекистана в мировую торговлю. Рассматриваются возможные положительные и отрицательные последствия данного процесса с учётом опыт зарубежных стран.
Ключевые слова: Всемирная торговая организация, Новый Узбекистан, экспортно-импортные операции, имплементация, опыт КНР.
Всемирная торговая организация (ВТО) образована 1 января 1995 года и является глобальной международной организацией, которая регулирует более 90% всей мировой торговли. На сегодняшний день, в основе данной организации лежат соглашения ВТО, подписанные и ратифицированные 164 странами мирового сообщества. Страны-члены ВТО взаимодействуют друг с другом в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна-участница обеспечена справедливым и регламентированным отношением к отечественному производству, то есть экспорту на рынках других стран, обязуясь при этом предоставлять те же условия для импорта на свой собственный рынок. При выполнении обязательств развивающимся странам предусматриваются более свободные условия торговли, а также сравнительно большая гибкость. Вышеизложенное является одной из основных целей и приоритетов ВТО. Основные правила и принципы ВТО изложены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают не только торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров, касающихся непосредственно мировой торговли.
Процесс присоединения Узбекистана к ВТО начался ещё в 1994 году, тогда же была создана рабочая группа. После 3-го заседания рабочей группы в 2005 году процесс был приостановлен на 15 лет, и только в 2020 году переговоры со странами участницами были вновь возобновлены. На сегодняшний день Республика Узбекистан является одной из самых динамично развивающихся стран в Центральной Азии и процесс присоединения к ВТО связан с проведением политики либерализации внешнеэкономической деятельности Узбекистана.
Следует отметить, что вступление Узбекистана в ВТО является приоритетным направлением, а также одной из основных целей, в стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы, где первостепенной задачей является проведение переговоров с государствами-членами ВТО, повышение потенциала специалистов Узбекистана в области ВТО и многосторонней торговой системы [1].
Наряду с этим, постановлением президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёевым «О дополнительных мерах по ускорению процесса вступления Республики Узбекистан во Всемирную торговую организацию» была утверждена Межведомственная комиссия, с возложенными на неё следующими задачами:
‒ определение позиции Республики Узбекистан по доступу на рынок, а также принятие решений по внешнеторговому режиму посредством изменений тарифных и нетарифных мер в процессе двухсторонних и многосторонних переговоров со странами-членами ВТО;
‒ рассмотрение предложений, подготовленных Министерством юстиции, соответствующими министерствами и ведомствами, по гармонизации национального законодательства с соглашениями, правилами и нормами ВТО и принятие решений по их имплементации в национальное законодательство;
‒ обеспечение проведения Переговорной группой по работе со Всемирной торговой организацией двухсторонних и многосторонних переговоров в зарубежных странах с оперативным согласованием с Администрацией Президента Республики Узбекистан [2].
В целях реализации имеющегося потенциала национальной экономики Республики Узбекистан, дальнейшего углубления ее интеграции в цепочки глобального производства и добавленной стоимости, расширения применения на практике свободных рыночных принципов, ускорения достижения членства в ВТО были внесены некоторые дополнения и изменения касательно организации экспортно-импортных операций [3].
Национальные приоритеты Республики Узбекистан в области мировой торговли и экономики заключаются в продвижении экспорта в виде готовой отечественной продукции, нацеленного на замещение импорта. При этом, как показывает международный опыт и основы экономической теории, следует понимать, что в странах, где наблюдается такая политика происходит замедление развития экспортно-ориентированных отраслей из-за продвижения развития импортозамещающих отраслей. При этом необходимо не только стимулировать экспорт путем унификации таможенно-тарифного регулирования, но и рассматривать товары Узбекистана, как объект сильной конкуренции. Для этого необходимо пересмотреть стандарты качества и привести их в соответствие с Соглашениями ВТО по оценке качества. Но данное глобальное изменение имеет и свои отрицательные стороны. Это касается малых производителей – экспортеров, которые для выполнения требований соглашений ВТО должны иметь возможность больших затрат на закупку надлежащего оборудования, приобретения сырья и выполнения иных процессов, соответствующих европейским стандартам качества. Это может только усилить монополизм, снизить потенциал экспорта и уровень жизнедеятельности бизнеса.
Вступление Узбекистана в ВТО послужит существенным стимулом для ускоренного развития научно-технического процесса и промышленности, за счёт выбора и приобретения надёжного и качественного импортного оборудования. Важно отметить, что у экспортёров появится возможность использовать дополнительные и более выгодные пути транзита для своих товаров при развитии внешней торговли [4].
Если проанализировать динамику развития внешнеторговых отношений Узбекистана с зарубежными странами, то можно заметить, что раньше, большая часть экспорта приходилась на хлопок. Со временем, Узбекистан перестал экспортировать сырьё, что в свою очередь повлияло на увеличение в 4 раза экспорта текстильной продукции, сумма которого по итогам 2023 года составила более трёх миллиардов долларов. Также следует отметить, что присоединение Узбекистана к системе «GSP+» повлияло на увеличение экспорта текстильной продукции на рынки Европы в 1,5 раза. И непосредственно, вступление Республики Узбекистан в ВТО поспособствует ещё большему увеличению доли готовой продукции во внешней торговле, а также предоставит возможность совершенствовать свой потенциал на внешнем рынке и развивать свободную и справедливую систему торговли с развитыми странами. Для полноправного вступления Узбекистана в ВТО необходимо в первую очередь наладить внутреннюю свободу торговли, без каких-либо таможенных ограничений, например, следует отменить завышенные таможенные пошлины на импортируемые товары. Это положительно скажется на появлении свободной конкурентной среды на внутреннем рынке. И конечно же при вступлении в ВТО, Узбекистан должен завершить все двусторонние переговоры с самой организацией и её полноправными членами, урегулировав тем самым возникшие при этом споры. А также Узбекистан должен признать и имплементировать необходимые стандарты и договоры в своё национальное законодательство. При этом всём, также следует учитывать опыт присоединения зарубежных стран в ВТО.
Возьмём во внимание опыт Китая. Это государство стало членом ВТО в 2001 году, спустя более чем 5 лет сложных переговоров. При этом Китаю предъявлялся целый ряд жёстких требований, такие как, снижение тарифов, снижение вдвое цен на сельскохозяйственную продукцию для американских фермеров, устранение барьеров для зарубежных компаний в Китае. КНР также был поставлен ещё ряд условий, связанный с отменой системы планирования экспорта и импорта страны, либерализацией лицензирования, системы квот. Следует учитывать, что и Узбекистану будут предъявлены те же условия и требования. Что касается преимуществ членства в ВТО, с учетом опыта Китая, то на сегодняшний день в условиях мировой нестабильности были отменены квоты на китайские дешёвые товары, увеличился экспорт рабочей силы с Китая, около 70 миллионов мигрантов, которые работают за границей, пересылают ежегодно в Китай около 70 миллиардов долларов.
Анализируя сложившуюся обстановку в мировом сообществе, учитывая динамику внешнеторговых отношений, изменения, реформы, проводимые в Республике Узбекистан, вполне вероятно, что переговоры Узбекистана с представителями ВТО могут растянуться еще на 1-2 года. Масштабы переговоров и проблем ещё очень широки и требуют серьёзного подхода. Например, следует решить такие проблемы как приватизация в некоторых отраслях, таких как энергетика, нефтегазовая промышленность, воздушный и железнодорожный транспорт. Но всё же, одним из главных преимуществ присоединения к ВТО является конец монопольного управления и создание свободной конкурентной среды в сфере торговли. Вступление Республики Узбекистан в ВТО-это очень смелый шаг, который сыграет особую роль в развитии будущего Республики Узбекистан
Использованные источники:
- Указ Президента Республики Узбекистан, от 28.01.2022 г. № УП-60
«О стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы». - https://nauchkor.ru/pubs/respublika-uzbekistan-i-vto-problemy-i-perspektivy-prisoedineniya-587d36675f1be77c40d58e93.
- Указ Президента Республики Узбекистан, от 03.06.2024 г. № УП-85
«Об очередных мерах по дальнейшему ускорению рыночных реформ и приведению национального законодательства Республики Узбекистан в соответствие с соглашениями Всемирной торговой организации». - https://nauchkor.ru/pubs/respublika-uzbekistan-i-vto-problemy-i-perspektivy-prisoedineniya-587d36675f1be77c40d58e93