Санджиева В.Е.
ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 339.5
Санджиева Вера Евгеньевна, студент 2 курса юридического факультета группы Российской таможенной академии
e-mail: ve.sandzhieva22@customs-academy.ru
Научный руководитель: Елена Станиславовна Недосекова, доцент кафедры административного и финансового права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация. В статье рассматривается финансово-правовая сущность аудиторской деятельность, включая определение и правовую характеристику. Дана классификация аудита и различия государственного и негосударственного аудита. Также раскрываются преимущества цифровизации аудиторской деятельности.
Ключевые слова: аудит, аудиторская деятельность, финансовая отчетность, принципы аудиторской деятельности, субъекты аудиторской деятельности, цифровизация аудита.
Для обеспечения развития предпринимательской деятельности и рыночной экономики в целом, а также экономической безопасности государственные органы обязывают руководителей организаций предоставлять финансовую отчетность. Так, наиболее распространенным способом проверки правильности ведения бухгалтерской документации, достоверности предоставляемых отчетных сведений является аудиторская деятельность.
За последнее десятилетие система нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, претерпела изменения, в частности, в понимании законодательства данной сферы. Сейчас эта система представляет собой многоуровневую структуру. Учеными выделяются следующие шесть уровней правовых актов:
– первый уровень включает Конституцию РФ [1];
– второй уровень составляют международные договоры;
– на третьем уровне Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Федеральный закон № 307-ФЗ), им определяются правовые основы регулирования;
– на четвертом находятся подзаконные нормативные акты, а также федеральные стандарты аудиторской деятельности;
– пятый уровень занимают нормативные правовые акты министерств и внутренние правила саморегулируемых аудиторских организаций;
– к шестому уровню относятся внутренние регламенты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Из перечня, приведенного выше, можно сделать вывод, что в Российской Федерации аудиторская деятельность строго регламентируется и контролируется государством.
В качестве изначального пункта в характеристике аудиторской деятельности обоснованно используется определение его понятий. Согласно Федеральному закону № 307-ФЗ под аудиторской деятельностью понимается «деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами». Аудитом называется «независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности» [2]. Исходя из этих определений понятно, что понятия «аудит» и «аудиторская деятельность» не отождествляются, а первое является составной и неотъемлемой частью второго.
Аудит следует рассматривать как ключевое направление аудиторской деятельности. Вторым важным направлением – оказание сопутствующих аудиту услуг, включая обзорные проверки, согласованные процедуры и компиляцию финансовой отчетности.
Определяя структуру аудиторской деятельности, необходимо отметить, что объектом аудита является финансовая (бухгалтерская) отчетность организаций.
К субъектам аудиторской деятельности относятся аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. Они также имеют право предоставлять услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, налоговому консультированию, оценочной деятельности, обучению в областях, связанных с аудиторской деятельностью и другое. Обозначенные услуги входят в категорию прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью. Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ они не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных законом [2].
Принципы аудиторской деятельности устанавливаются Федеральным законом № 307-ФЗ, Кодексом этики профессиональных бухгалтеров Международной федерации бухгалтеров, Международными стандартами аудита (МСА), а также Кодексом профессиональной этики аудиторов.
Из положений двух последних актов, следует, что в своей работе аудиторы должны следовать таким этическим принципам, как честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность и профессиональное поведение [3]. Более того, принцип профессиональной конфиденциальности требует соблюдения и после окончания деловых отношений между аудитором и аудируемым лицом. Создание Кодекса профессиональной этики аудиторов и его закрепление на законодательном уровне исключает вольное толкование важных основ аудиторской деятельности. Это позволяет достигать высокой эффективности и единообразности в работе аудиторов на всей территории Российской Федерации.
Аудит можно классифицировать по разным основаниям:
– в зависимости от обязательности проведения аудита различают обязательный и инициативный,
– в зависимости от пользователей информации бывает внешний и внутренний,
– по периодичности осуществления – первоначальный, повторяющийся и оперативный
– по объектам изучения – финансовый и управленческий.
Также различают государственный и негосударственный внешний аудит. К общим признакам относится их регламентирование стандартами, оформление результатов в виде отчетных документов и осуществление аудита внешними органами. Наряду с общим, данные виды аудита отличаются тем, что субъектами в государственном аудите являются соответственно государственные органы, в негосударственном – коммерческие организации. В качестве объектов государственного аудита выступают государственные учреждения и предприятия, для негосударственного – коммерческие организации. Для объектов негосударственного аудита есть условия обязательности, но преимущественно он проводится по инициативе организации. Другая ситуация для объектов государственного аудита, который проводится в обязательном порядке.
Из всего перечисленного следует, что хотя целью этих видов аудита является проверка финансовой отчетности объекта, они отличаются по методам, условиям проведения и другим существенным критериям.
В 2023 году аудиторские организации и индивидуальные аудиторы были подвергнуты обязательному внешнему контролю качества работы, осуществляемому Федеральным казначейством, органом, ответственным за надзор в этой сфере. Предметом данного контроля было соблюдение законодательства об аудиторской деятельности, стандартов и Кодекса профессиональной этики аудиторов. Анализ результатов плановых внешних проверок аудиторских организаций за 2023 год показал, что основные нарушения касались формы и содержания аудиторских заключений, рабочей документации, сроков и планирования аудита [4]. Эти нарушения негативно сказываются на контрольных процедурах, корректности аудиторских заключений и общем статусе аудиторов.
В настоящее время использование традиционных методов для получения информации затруднено, поэтому аудит в РФ переходит на автоматизированный учет. Цифровизация в аудиторской сфере ускорит доступ к документам и их анализ. Современные технологии позволят автоматизировать планирование аудита, включая разработку аудиторских программ и процедур под конкретные потребности организации. Помимо ускорения работы с документацией, внедрение технологий позволит повысить эффективность сотрудничества с другими аудиторскими организациями.
В заключение, аудиторская деятельность играет важную роль в подтверждении достоверности финансовой документации и уменьшении рисков для организаций путем проведения независимого контроля. Правовое регулирование аудита в РФ в большей мере осуществляется государственными органами, в том числе надзор их деятельности. Аудит классифицируется по нескольким основаниям, например, по периодичности и по объектам. Кроме того, цифровизация аудита позволит увеличить эффективность работы и сократить количество нарушений по различным требованиям.
Использованные источники:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).
- Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).
- Кодекс профессиональной этики аудиторов (редакция № 1) (утв. решением Правления СРО ААС от 22.12.2023, протокол № 657).
- Результаты ВКД АО План проверок на 2023 год по состоянию на 31.12.2023 // Информация официального сайта Федерального казначейства: https://roskazna.gov.ru/kontrol/vneshniy-kontrol-kachestva-raboty-auditorskikh-organizatsiy/?year=2023