Стр. 1

УДК 339.5

Канонерова Д.А.
НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ: ИСТОРИЯ, ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ

Канонерова Д.А., студент 2 курса юридического факультета Российской таможенной академии

е-mail: da.kanonerova22@customs-academy.ru

Научный руководитель: Е.С. Недосекова, доцент кафедры административного и финансового права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. Налоговые правонарушения являются актуальной проблемой ввиду их фискального характера и регулярного изменения законодательства. В статье рассматривается история развития понятия «налоговое правонарушение», раскрывается само понятие, а также выделяются его признаки.

Ключевые слова:  налоговое правонарушение, налоговая ответственность, административная ответственность, штраф, налоговые преступления, Налоговый Кодекс РФ.

Налоговые поступления в бюджет государства играют ключевую роль в обеспечении экономической стабильности и безопасности как на внутреннем, так и на внешнем уровне. В процессе формирования государства на территории Древней Руси система уплаты дани постепенно превратилась в сложную сеть налогов и сборов. Вместе с этим были введены первые наказания за несоблюдение обязательств по уплате этих сумм. Эти меры впервые упоминаются в древнерусских судебных грамотах, таких как Псковские и Новгородские. Принятие Судебника в 1649 году привело к созданию отдельного административного органа – Приказа счетных дел, ответственного за контроль и обеспечение соблюдения налоговых обязательств.

Принятие в 1649 г. Судебника позволило сформировать отдельный административный орган — Приказ о счетных делах, в компетенцию которого входили контрольные и охранные функции в области уплаты налога и сбора. Этот орган осуществлял проверку и учёт налоговых нарушений и следил за поступлением денежных средств из-за взыскания долгов и изъятия имущественных прав.

Начиная с конца XIX и начала XX века, началось формирование нового института ответственности за налоговые нарушения. В рамках налоговой реформы 1881-1885 годов были ликвидированы устаревшие виды налогов, такие как соляной налог, и был создан специализированный орган власти — податная служба, которая отвечала за сбор налогов и их учет на местах. Необходимость создания такой специальной службы связана с необходимостью структурирования системы поступлений средств в казну и контроля за уплатой налогов в рамках новой реформы. Полномочия по осуществлению этих функций были переданы из рук полиции специальным податным инспекторам.

После Октябрьской революции радикально изменился подход к налоговой стратегии Российского государства. В результате национализации промышленности и запрета на частную собственность практически все объекты налогообложения изменились.

Необходимость в усилении деятельности правоохранительных органов в области налоговых правонарушений возникла в период внедрения Новой экономической политики (НЭП), когда частично была разрешена частная собственность. Постановлением Х Съезда РКП(б) в 1923 году были введены сельскохозяйственный налог, промысловый налог, подоходный налог, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений. Невыплату обязательных денежных средств трактовали как акт противоположного советской политике, направленного на нарушение государственных мероприятий. Советское законодательство не имело прямых норм, касающихся наказания за отказ от обязательного платежа в мирные времена. Статья 152 Уголовного кодекса РФ предусматривала ответственность за фальсификации отчетности относительно выполнения планов, вместо этого была предусмотрена ответственность по фальсификации отчетности. В 1960 году в Уголовный кодекс РСФСР был внесен первый налоговый состав преступлений, включающий «Уклонение от представления декларации о доходах». Этот состав определял уклонение от представления декларации о доходах от осуществления ремесленной деятельности или иной индивидуальной работы, либо от других доходов, подлежащих налогообложению, а также несвоевременное представление или представление заведомо искаженных данных в декларации после наложения административного взыскания за аналогичные нарушения. За такие действия предусматривались исправительные работы на срок до двух лет или штраф от двухсот до одной тысячи рублей.

Исходя из истории становления, налоговые правонарушения изначально не имели логичной последовательности, своей структуры. Однако с течением времени претерпевали изменения под влиянием хода исторических событий, а также исходя из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее ‒ КоАП РФ) и из Уголовного кодекса Российской Федерации (далее ‒ УК РФ) [1].

Введение нового Уголовного кодекса Российской Федерации в 1996 году открыло новую главу в развитии темы, касающейся борьбы с уклонением от уплаты налогов и сборов. В данном кодексе содержится два состава преступлений за уклонение от уплаты налогов. Статья 198 УК РФ предусматривает ответственность за налоговые преступления физических лиц, в то время как статья 199 УК РФ регулирует ответственность за уклонение от уплаты налоговых платежей организаций [2]. Таким образом, новый Кодекс, основанный на практике борьбы со преступлениями налогообложения в 1980-1990 годах, сводит преступления налогообложения к общему уровню неуплаты налогов и сборов.

В 2003 г. приняты вышеупомянутые нормы и дополнены два новых состава преступлений, связанных с налогообложением. Так, статья 199. 1 Уголовного кодекса РФ стала предусматривать и ответственность для налоговых агентов. Более того, была добавлена статья 199.2 УК РФ, такая как «сокрытие средств или имущества организаций или индивидуальных предпринимателей, с помощью которых должны производиться налоги, сборы, страховые взносы».

Принято считать, что понятие налогового правонарушения впервые было формализовано в части первой Налогового кодекса РФ (НК РФ) в 1998 году, однако историко-правовые корни этого термина уходят своими корнями глубже. Новейшие истоки данного понятия крепко укоренились в решении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1997 года под номером 20-11 «О деле о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» [3].

 Несколько по-другому законодатель НК РФ сформулировал понятие «налоговое правонарушение». Перед ним стояла непростая задача развести понятие со схожими понятиями «преступление» и «административный правонарушение». Таким образом, в статье 106 НК РФ сформулировано следующее понятие налогового правонарушения: это виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность [4]. Оно схоже с определением административного правонарушения, например, в обоих определениях не назван важный признак любого правонарушения – признак общественной опасности. Однако упоминается, что обязательно должно быть нарушено законодательство о налогах и сборах, но нормы налогового законодательства содержатся и в КоАП РФ и в УК РФ. В КоАП РФ в статье 2.1 административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического, за которое данным Кодексом и законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Ответственность за уголовное правонарушение, административное правонарушение и ответственность за налоговые правонарушения не только сходны, но и близки по своей цели – охране публичных интересов. Уголовное, административное и налоговое правонарушение являются общественно опасными, близкими к содержанию, а также по мерам государственного принудительного характера.

Определяя налоговое правонарушение важно выделить его признаки. Первым признаком является налоговая противоправность, согласно статье 106 НК РФ она обозначается через понятие «нарушение законодательства о налогах и сборах» [5]. В первой статье НК РФ указано, что законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса, законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и из нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Помимо исчерпывающего перечня, данная статья разделяет деятельность регионального законодателя и органов местного самоуправления в сфере налогов. Ответственность за налоговые правонарушения устанавливает только НК РФ.

С признаком правонарушения налогового законодательства тесно связан признак деяния. Налоговые правонарушения могут быть совершены как в форме действия, так в форме бездействия. Например, в статье 123 НК РФ предусматривается, что невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов совершается лишь в форме бездействия [6]. В отличие от данной статьи, в статье 23 НК РФ упоминается об обеих формах: «налогоплательщик за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей несет ответственность в соответствии с законодательством РФ».

Следующим признаком налогового правонарушения является наказуемость. Он закреплен и в статье с определением и в статье 114 НК РФ. В данной статье упомянуто: «налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения». Соответственно, признак наказуемости в налоговом правонарушении проявляется в виде денежных взысканий (штрафов).

Немаловажный признак ‒ это наличие в деянии налогового правонарушителя вины. Изначально данный вопрос был спорным, однако законодатель в определении понятия все же указал на вину, как на обязательный признак. Проведенное исследование развивает теорию налогового правонарушения, в ходе изучения истории развития стало известно, что законодательная база налогового правонарушения изначально не имела большого значения, а также не содержала структуры. Однако в ходе усовершенствования в законодательстве начинает прослеживаться последовательность. Тем не менее, был определен факт того, что налоговое правонарушение и ответственность исходит не только из НК РФ, а еще и тесно связана с нормами КоАП РФ и УК РФ.

Использованные источники:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 11.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024).
  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» (утратило силу).
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 26.02.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024).
  5. Гогин А.А. К вопросу об уточнении отдельных положений налогового кодекса Российской Федерации // Актуальные проблемы правоведения. Научно теоретический журнал № 3 (12). Изд во СГРУ, Самара. 2002.
  6. Ширкин А.А., Назарова А.Б., Радченко Е.П. Налоговые правонарушения и их классификация в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 6. С. 201-204.