Стр. 1

Абрамова Д.Г., Зорик И.С.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТАМОЖЕННЫХ СИСТЕМ ИНДИИ И БРАЗИЛИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ СТРАН В РАМКАХ БРИКС В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Абрамова Д.Г., студентка 2 курса факультета таможенного дела Российской таможенной академии

e-mail: dianaseptaccord@gmail.com

Зорик И.С., студент 2 курса факультета таможенного дела Российской таможенной академии

e-mail: is.zorik23@customs-academy.ru

Научный руководитель – Татаева И.Ю.,

доцент кафедры управления Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, доцент

e-mail: i.tataeva@customs-academy.ru

Аннотация. В статье проведен сравнительный анализ таможенных систем Индии и Бразилии, приведены рекомендации по их взаимному улучшению. Определена степень взаимодействия стран в рамках БРИКС, предложены пути для развития международных экономических отношений между странами-участницами БРИКС.

Ключевые слова: таможенная система, БРИКС, международные экономические отношения, сотрудничество, интеграция.

Индия и Бразилия – одни из наиболее быстро развивающихся стран по версии Организации объединенных наций (ООН). Государства имеют развитые таможенные системы со своими особенностями. Они являются активными участниками реализации международной экономической деятельности в рамках межгосударственной интеграции стран с развивающиеся экономикой. Бразилия и Индия – два важных экономических центра в современной экономике.

Основной орган, который занимается формулированием и реализацией таможенной политики Индии – Центральное управление косвенных налогов и таможни. Управление занимается разработкой политики в отношении таможенных пошлин и налогов на товары и услуги, администрирования и взыскания сборов, предотвращение контрабанды и некоторыми вопросами, связанными с наркотиками.

В последние годы Индия внедрила цифровые технологии для упрощения процесса таможенного оформления. Система Indian Customs EDI Gateway позволяет трейдерам подавать документы онлайн и отслеживать статус своих грузов. Также, данная система используется для оформления документов и платежей по импортным пошлинам и налогам. [1].

Если рассматривать внешнеторговую деятельность государства, то импортные пошлины взимаются со всех товаров, ввозимых в страну. Основные пошлины и налоги при импорте в Индию:

Базовая (основная) таможенная пошлина (BCD);

Единый налог на товары и услуги (IGST);

Надбавка на социальное обеспечение (SWS).

Индийское законодательство предусматривает фиксированные ставки таможенной пошлины и пошлину, зависящую от стоимости импортируемого товара. К импортируемым товарам могут применяться дополнительные пошлины и налоги: компенсационный налог GST, антидемпинговая и защитная пошлины.

Причем, Индия поддерживает «негативный список» импортируемых товаров. Продукцию из этого списка делят на запрещенную, ограниченную, и канальную. Еще одним ограничением в торговле являются минимальные установленные цены.

В условиях, схожих с российскими, таможенные органы Бразилии эффективно справляются с таможенным администрированием. Страна является участником соглашения о таможенной зоне свободной торговли МЕРКОСУР. [2].

Основная задача, выполняемая таможенными правилами Бразилии, это определение справедливой рыночной стоимости сделки по импорту и сравнение ее с фактической сделкой.

В отношении заполняемой при импорте декларации, она регистрируется в систему, основанную на внутренних списках цен. Этот список не доступен публично и таможенные органы Бразилии используют его как основу для сравнения. Если цена на импорт отличается от цен в списке, то проводится дополнительная ценовая оценка. [3].

При оценке товара в Бразилии чаще всего используют метод оценки ценности сделки. Он предполагает добавление к стоимости товара тех расходов и затрат, которые связаны с товаром, чтобы приблизить стоимость к указанной у сотрудников таможни цене.

Индия и Бразилия стояли у истоков формирования БРИКС. Бразильско-индийские отношения основаны на общих демократических ценностях, они направлены на обеспечение экономического развития и безопасности своих государств. Причем, Бразилия стала первой латиноамериканской страной, которая впервые установила связь с Индией задолго до образования стратегического объединения стран в 2006 году. Страны совместно решают вопросы международной торговли, являются активными участниками платформе сельскохозяйственных исследований БРИКС.

Анализируя данные ЮНКТАД по торговле между Индией и Бразилией согласно табл. 1, можно сделать вывод о том, что товарооборот с 2020-2022 год имел тенденцию на увеличение. Это связано с тем, что после 2020 года, по мере того как снимались ограничения, связанный с пандемией COVID-19 внутренний спрос на товары массового потребления стал снова расти. Ответом рынка на спрос стал поиск новых источников товаров за рубежом. Однако, в 2023 году произошло резкое уменьшение поступаемых товаров. Это говорит о том, что экономика Индии стремится использовать все имеющиеся ресурсы в государстве, то есть проводит политику импортозамещения, которая направлена на развитие национального рынка. [4].

Таблица 1.

Импорт товаров из Индии в Бразилию (млн. дол. США)

ГодОбъем импорта
20203 205
20215 096
20227 190
20235 798

В соответствии с табл. 2, можно рассмотреть похожую ситуацию в отношении импорта Бразилии в Индию. Также, как и в Индии, на 2020-2022 год наблюдается тенденция увеличения потребления иноземного товара, но уже в 2023 году импорт страны значительно сократился. Это связано с тем, что все страны-участницы БРИКС ориентированы на развитие национального рынка и создания всех необходимых условиях для увеличения числа национальных предприятий, с целью создания благ с явными конкурентными преимуществами. [4]

Таблица 2

Импорт товаров из Бразилии в Индию (млн. дол. США)

ГодОбъем импорта
20204 350
20217 234
20229 602
20237 181

Страны всегда стремились проводить независимую политику, для того чтобы выйти за рамки однополярного мира, поэтому Бразилия и Индия зачастую являлись инициаторами в образовании различного рода союза стран и подписания конвенций, связанных с международным сотрудничеством. В особенности эти два государства стремились нарастить отношения с Россией и Китаем, так как они являются одними из самых мощных держав на мировой арене. [5].

Касаемо таможенного сотрудничества Индии и Бразилии, можно сказать, что страны стремятся модернизировать систему таможенного контроля в условиях цифровизации. Общение этих двух государств по поводу обмена информацией о таможенной деятельности приведет к взаимному обогащению и получению опыта, так как Индия и Бразилия имеют различные таможенные системы, обусловленные их экономическими, политическими и культурными различиями. Например, в Индии сложная система тарифов с множеством налогов, включая Goods and Services Tax (GST), объединяющая различные налоги на центральном и государственном уровне. Бразилия имеет многоуровневую налоговую систему, но фокус направлен на специфические налоги для определенных секторов. В связи с этим, бразильскую систему часто рассматривают как менее сложную в сравнении с индийской. Что касается процедуры декларирования, то Индия использует систему E-Way Bill для отслеживания грузов и предотвращения уклонения от уплаты налогов. Данная система основана на большом количестве проверок, поэтому процесс может занимать много времени. В свою очередь, Бразилия активно использует электронные системы, такие как Declaração Única de Exportação (DUE). У такой электронной системы более простой принцип работы, но не менее надежный, причем процесс занимает не так много времени. Таким образом, индийской таможне необходимо модернизировать систему тарифов для ускорения проверки товаров, перевозимых через таможенную границу и использовать более качественные технологии для ускорения процедуры декларирования. [6].

На недавном саммите Индия выступила против расширения БРИКС, выразив нежелание бороться с гегемонией США. Инициатива России и Китая о развитии антиамериканского курса была обусловлена расширением состава БРИКС, так как осенью 2024 года в состав БРИКС вошли еще 5 стран: Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эфиопия. Одним из сторонников решения Нью-Дели была и Бразилия. Некоторые страны, входящие в состав БРИКС, имеют хорошие взаимоотношения со странами Запада. Они прекрасно понимают, что, поддержав Россию и Китай, государства подпадут под санкции англо-саксонских государств. В особенности это касается ОАЭ. Безусловно, в нынешних реалиях мир разделился на два блока: Западный блок и блок Юго-Восточной Азии. Черта не слишком очевидна и прозрачна, но тенденция ведет к тому, что мировой порядок в ближайшие годы будет претерпевать глобальные изменения. [7].

Роль Бразилии и Индии в неформальном объединении, БРИКС, заключается в продвижении сотрудничества и взаимодействия между странами-участницами в различных областях. Ценность Бразилии, как участника, проявляется в сфере торговли и инвестиций для других стран-членов, в особенности для Китая: страны подписали несколько соглашений о поощрении торговли и инвестиций. Она активно содействует коммуникации между южными странами, создавая благоприятные условия для других стран-участниц БРИКС. Индия участвует в проекте Делового совета БРИКС, целью которого является экономическое сотрудничество внутри объединения. Помимо этого, страны являются участниками диалогового форума IBSA, который был создан в 2003 году с целью международного сотрудничества между государствами. [9].

Для обеспечения стабильного экономического сотрудничество необходимо улучшить таможенную систему. Активно растет товарооборот со странами Азии и Латинской Америки, поэтому задача таможен – содействовать этому развитию, упрощать и ускорять таможенное оформление. Также, необходимо провести работу по развитию международного таможенного сотрудничества в сфере запретов и ограничений, в частности с разрешениями СИТЕС, а именно: упрощение и ускорение совершения внешнеторговых операций с объектами СИТЕС с помощью электронных носителей, а не бумажных; исключение недействительных сертификатов и удостоверений СИТЕС для повышения уровня безопасности рынка торговли объектами СИТЕС и др. Также, создание зоны свободной торговли, на территории которой будет действовать преферентный тариф на определенные виды товаров, с целью ускорения проведения таможенных процедур – еще один путь развития таможенного сотрудничества между странами и обеспечения безопасности. [10].

Таким образом, БРИКС – не просто неформальное объединение, а полноценная площадка для выстраивания взаимовыгодных экономических отношений, где такие страны, как Бразилия и Индия, могут налаживать контакты и находить новые точки соприкосновения. Одной из таких точек становится взаимодействие таможенных администраций. Интеграция и сотрудничество таможенных органов стран-партнеров всегда полезно, когда речь идет о наращивании объемов торговли.

Экономические отношения между этими странами, в условиях многополярного мира, продолжат развиваться. Этому будет способствовать желание обеих стран наращивать многосторонние связи и продуктивно сотрудничать как одни из крупнейших экономик мира. В число необходимых для этого действий должно войти решение о сотрудничестве в области таможенных правонарушений, совместной борьбе с контрабандой и более глубоком взаимодействии таможенных служб.

Использованные источники:

  1. Кобец П.Н., Бражников Д.А., Брюхнов А.А. «Современные правовые основы борьбы с коррупцией в Индии» / Юритсъ-Праповедъ, 2020, №1 (100).
  2. Пантелеева Е.И., К.П. Федоренко «Особенности тарифного и нетарифного регулирования взаимной торговли между Россией и Индией» / Российский экономический вестник 4-2015.
  3. Официальный сайт таможни Индии [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.india.gov.in/official-website-central-board-excise-and-customs.
  4. Официальный сайт Конференции ООН по торговле и развитию [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://unctadstat.unctad.org/datacentre/dataviewer/US.TradeMatrix
  5. «Как работает индийская таможня» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://scs-aero.ru/blog/kak-rabotaet-tamozhnya-indii/.
  6. Слонская М.С. «Коррупция в Индии: масштабы и методы борьбы с ней» / Азия и Африка сегодня 2015 №7.
  7. Официальный сайт таможни Бразилии [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.gov.br/cvm/en.
  8. A. Patel, M. Oliveira «Customs Modernization in BRICS Countries: Lessons from India and Brazil» / World Trade Review, 2022, том 21, №4, стр. 45-67.
  9. «Индия выступила против расширения БРИКС» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.rbc.ru/politics/22/10/2024/6717a4a19a794720fc23e57c.