Стр. 13

Спицын И.П.

ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНИЙ В РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ О НЕОБХОДИМОСТИ ОСНАЩЕНИЯ РАЦИЯМИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕВОЗЯЩИХ ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ

УДК 339.5

Спицын Игорь Павлович, студент 2 курса юридического факультета Российской таможенной академии

e-mail: ip.spitcyn@customs-academy.ru

Научный руководитель: Недосекова Елена Станиславовна, доцент кафедры административного и финансового Российской таможенной академии, кандидат юридических наук

Аннотация: в данной работерассмотрена проблема недостаточного оснащения машин, осуществляющих транспортировку опасных грузов, а также возможные варианты решения данной проблемы.

Ключевые слова: опасные грузы, ответственность, технические характеристики, оснащение транспортных средств, авария, трагичные последствия.

В настоящее время транспортные средства (ТС), перевозящие опасные грузы, играют важную роль в транспортной и логистической системе. В нашей стране с раз­витой отраслью добычи и переработки энергоносителей, таких как нефть и газ, транспортировка легковоспламеняющихся, взрывоопасных и других химиче­ских веществ является важным элементом функционирования экономики Российской Федерации. 

Автомобиль сам по себе является объектом повышенной опасности, а ТС, осуществляющие перевозку опасных грузов, тем более. По этой причине в нашей стране были приняты правила их перевозки, а также требования к ТС и их водителям, размещенные в следующих правовых актах:

  1. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов «(ДОПОГ/ADR)».
  2. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации».
  3. Приказ Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
  4. Федеральный закон от 8 декабря 2007 г № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  5. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2020 г. № 2216 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации».
  6. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В приведенных документах содержится обширный список требований к техническим характеристикам автомобиля, профессиональным навыкам водителя, знания им техники безопасности и умение выполнять все предусмотренные ей мероприятия по предотвращению аварий и иных негативных последствий. Прописаны средства, которые обязаны быть оборудованы на ТС, как например, «юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны: оснащать транспортные средства тахографами» [1].  Или «допустимая масса четырехосного автомобиля равна 32 тоннам» [2].

Также предусмотрена тщательная проверка специалистами исправности ТС перед каждой поездкой. Однако не стоит забывать о человеческом факторе, когда перед выездом данная проверка по каким-либо обстоятельствам не была проведена или была проведена некачественно, что в результате привело к поломке автомобиля во время движения. Так как это машина перевозящая опасный груз, то любая поломка может привести к катастрофическим последствиям. В качестве примера можно привести ситуацию: Осенью 2023 года, водитель, перевозящий горюче-смазочные материалы, двигаясь по шоссе из Москвы в Ростов, получил по личной рации сообщение от другого участника дорожного движения о том, что у бензовоза задняя ось красного цвета и идёт дым. После полученного сообщения водитель немедленно остановил машину, выполнив все требования противопожарной безопасности, вызвал необходимые спецслужбы, в результате чего катастрофы удалось избежать. В данной ситуации стоит отметить, что это задняя ось грузового прицепа, и на большой скорости дым сразу уходил назад, из-за чего в боковые зеркала заднего вида его не было видно. Таким образом от возможной аварии водителя спасло наличие рации, по которой он и получил сообщение.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что данный инцидент, является основанием для законодательного закрепления в правилах дорожного движения либо уже существующем из представленных мной НПА положения об обязательном оснащении рациями, а также создании специальных единых каналов связи.

Это поможет сократить число аварий, связанных со взрывом или возгоранием груза. Стоимость их приобретения и установки мала, относительно предотвращаемого ущерба. А он мог бы быть колоссальным: возгорание и взрыв грузовика, гибель водителя, возможное повреждение других транспортных средств на дороге, потеря груза, убытки компании, связанные с этим, расследование и выяснение причин возгорания. Санкции вплоть до приостановления деятельности компании по причине халатного отношения к техническому осмотру, приведшему к аварийным последствиям. В отношении ответственных за него было бы возбуждено уголовное дело по статье 293 УК РФ. Так наличие рации в салоне автомобиля, купленной водителем для личного пользования, смогло предотвратить все эти трагические последствия.

Использованные источники

  1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
  2. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации».
  3. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов «(ДОПОГ/ADR)».
  4. Приказ Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
  5. Федеральный закон от 8 декабря 2007 г № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  6. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2020 г. № 2216 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации».