Стр. 17

Федорова Д.А.

Особенности финансового контроля в сфере здравоохранения

УДК 347.73

Федорова Дарья Андреевна, студент 2 курса юридического факультета Российской таможенной академии

e-mail: da.fedorova22@customs-academy.ru

Научный руководитель: Недосекова Елена Станиславовна, доцент кафедры административного и финансового права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация: В настоящее время здравоохранение является одной из важнейших социальных сфер общественной жизни.  В данной статье рассматриваются вопросы экономики здравоохранения. Изучение данной сферы помогает принимать обоснованные решения, направленные на наиболее эффективное и рациональное использование ограниченных ресурсов в здравоохранении, а также на обеспечение максимальных выгод для пациентов и общества в целом. Для того чтобы оптимизировать финансовые ресурсы, которые направляются в сферу здравоохранения, повысить эффективность и рациональность их использования, уполномоченные органы используют такую деятельность, как финансовый контроль.

Ключевые слова: финансовый контроль, здравоохранение, бюджет, доходы, расходы, принципы.

В современной России отсутствует единая концепция формирования системы финансового контроля. Неэффективность этой работы заключается в отсутствии прецедентов, которые могли бы служить ориентиром в формировании контрольной системы. Для того чтобы улучшить систему финансового контроля, необходимо начать с анализа проблем, которые ограничивают достижение поставленных задач.

Финансовое регулирование в России, зафиксированное в Бюджетном кодексе Российской Федерации, не включает точного определения понятия «финансовый контроль» и не описывает исчерпывающий список институтов, уполномоченных выполнять контрольные функции в сфере бюджетных финансов. Этот нормативный пробел порождает дискуссии в научных кругах и правовые споры относительно интерпретации данного термина.

Итак, контроль играет важную роль в процессе управления, поскольку позволяет оценить эффективность принятых решений и, если необходимо, корректировать дальнейшие действия для достижения поставленных целей. Кроме того, контроль помогает управляющим органам видеть, насколько соответствует фактическое выполнение плана заданным ожиданиям, и принимать своевременные меры для устранения отклонений.

Контроль может осуществляться как автоматизированными средствами (например, использование специальных программных систем), так и при помощи ручных методов (например, анализ отчетности, проведение проверок). Однако важно помнить, что контроль должен быть систематическим, объективным и своевременным, чтобы обеспечивать эффективное управление процессом.

Таким образом, контроль играет важную роль в управлении, позволяя не только следить за результатами деятельности, но и принимать меры по их коррекции и улучшению. Он является неотъемлемой частью управленческого процесса и помогает обеспечить достижение целей в условиях постоянно меняющейся среды.

Процесс управления непосредственно связан с властью. Властность контроля определяется наличием у контрольных органов ряда полномочий, связанных с такими правами и обязанностями, как направление подконтрольным объектам обязательных для исполнения представлений и предписаний об устранении выявленных нарушений и недостатков; постановка перед руководством и правоохранительными органами вопроса о привлечении к ответственности виновных в обнаруженных нарушениях лиц; применение штрафных санкций [1].

В свою очередь государственный финансовый контроль представляет собой урегулированную нормами права деятельность уполномоченных органов, организация (юридических лиц) и должностных лиц по установлению соответствия или несоответствия деятельности и операция подконтрольных субъектов и сопровождающих эту деятельность и операции обязательных к составлению первичных документов и форм отчетности требованиям регулирующих финансовые отношения законов и иных нормативных правовых актов [2].

Финансовый контроль в медицинской сфере обладает уникальными чертами, проявляющимися в его направленности и заданиях. Финансово-хозяйственная деятельность организаций, которые используют средства консолидированного источника финансирования системы здравоохранения для осуществления своей основной деятельности является объектом финансового контроля медицинских учреждений. Задачей финансового контроля здесь является гарантирование законности и результативности распределения средств из государственного и частного бюджетов, а также государственных активов. Основные обязанности включают организацию и проведение проверок по своевременному выполнению доходов и расходов в медицинских бюджетах по объему, составу и цели; оценку рационального использования финансов; исследование отклонений от нормативных финансовых показателей и разработку корректировок; предложение улучшений в бюджетной системе отрасли и прочее.

Чтобы обеспечить законность финансового контроля, он строится на специализированных основах:

– принцип законности в финансовом контроле означает, что деятельность органов фискального надзора осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Это обеспечивает соблюдение правовых норм и нормативных требований при проведении контрольных мероприятий, что поддерживает прозрачность и законность в управлении финансами;

– принцип независимости предполагает, что лицо, осуществляющее финансовый контроль, действует самостоятельно и без влияния извне. Это гарантирует объективность и непредвзятость в принятии решений и выборе мероприятий для получения достоверных результатов контроля;

– принцип объективности подразумевает, что при проведении финансового контроля исключается субъективность и предвзятость. Все выводы и заключения должны основываться на достоверных доказательствах, что обеспечивает объективное и непредвзятое оценочное суждение о финансовых процессах и операциях.

Эти принципы в совокупности обеспечивают эффективность, надежность и законность финансового контроля, способствуя обеспечению финансовой стабильности и прозрачности в управлении бюджетными ресурсами.

Кроме того, применяются дополнительные принципы: гласность – публикация данных, результатов аудита и финансовых отчётов в общедоступных ресурсах, и эффективность – оптимизация процессов финансового мониторинга для достижения целей при минимальных временных, финансовых и трудовых ресурсах.

Финансовый контроль в системе здравоохранения осуществляется через превентивный контроль, тематические проверки и ревизию. Превентивный контроль помогает предотвратить ошибки и хищения бюджетных средств. Тематические проверки позволяют контролировать конкретные виды хозяйственных операций, а ревизия обеспечивает полное и глубокое обследование финансово-хозяйственной деятельности. Эти механизмы финансового контроля помогают обеспечить эффективное использование бюджетных средств и предотвратить финансовые нарушения в системе здравоохранения.

Изучая перечисленные способы финансового контроля, превентивный метод является самым эффективным, так как он позволяет предупредить различные финансовые нарушения и потери ресурсов в хозяйственной деятельности медицинских учреждений [3].

Механизм финансирования здравоохранения представляет собой смешанную систему, включающую как частные вложения от населения, так и государственные ассигнования. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники [4]. Для надзора за корректностью использования этих средств и предотвращения финансовых нарушений действуют контролирующие органы, обеспечивающие надлежащий финансовый контроль бюджетных потоков в системе здравоохранения.

1.      Министерство здравоохранения Российской Федерации контролирует бюджетные расходы организаций, находящихся в его ведении.  Финансовый контроль включает в себя: федеральные бюджетные учреждения, государственные независимые учреждения и государственные предприятия.

2.      Не менее важную роль играет Счетная палата Российской Федерации, благодаря ей осуществляется оценка (анализ) деятельности контролирующих и учетных органов Российской Федерации и муниципальных органов. Кроме того, даются заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности.

3.      Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является обязательным государственным органом субъекта, который создается законодательным органом, осуществляющим внешний финансовый контроль.

4.      Фонд обязательного медицинского страхования регулирует деятельность медицинских страховых организаций, работающих в сфере обязательного медицинского страхования. Указанные органы рассматривают ряд вопросов, связанных с соблюдением Закона Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании» и использованием страховой медицинской организацией фонда обязательного медицинского страхования в течение ограниченного периода времени. Аудит проводится непрерывно или выборочно с использованием различных финансовых, бухгалтерских и отчетных документов.

5.           Контрольное управление Администрации Президента Российской Федерации играет важную роль в обеспечении исполнения законов, указов и распоряжений Главы государства в отношении расходов и средств, направляемых в здравоохранение. Контрольное управление обеспечивает прозрачность и соблюдение правил в использовании бюджетных средств в данной сфере, а также способствует эффективному использованию ресурсов для обеспечения качественной медицинской помощи населению. Так, например, Глава государства утвердил перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства, состоявшегося 8 ноября 2023 года и одно из них касалось сферы здравоохранения: увеличить объем бюджетных ассигнований федерального бюджета, ежегодно направляемых на разработку инновационных продуктов в интересах здравоохранения [5].

Когда из государственного бюджета выделяется финансирование медучреждениям для конкретных программ, фискальные органы обеспечивают финансовый контроль над правомерностью расходования этих средств. Несоблюдение целевого направления бюджетных фондов может повлечь за собой ответственность, регламентируемую законодательством, как административную, так и уголовную. Административные нарушения могут приводить к санкциям, таким как штрафы для лиц, занимающих должностные положения, в пределах 20-50 тыс. рублей, а также к дисквалификации. Превышение порога в размере 1,5 млн рублей рассматривается как уголовное деяние, при этом Кодекс выделяет и усугубленные виды преступлений, например, совершенные группой по предварительному сговору или особо масштабные по величине ущерба, что может привести к строжайшим мерам: от назначения штрафов до лишения свободы сроком до определенных лет.

Важно отметить, что в Бюджетном Кодексе РФ есть также свои составы и санкции. Так, например, нецелевое использование бюджетных средств, предназначенных для финансирования конкретных целей и осуществляемых через межбюджетные трансферты, является серьезным нарушением финансовой дисциплины. Это может привести к негативным последствиям, таким как ущерб для целевых программ и проектов, а также потеря доверия к управлению бюджетными ресурсами.

В случае выявления нецелевого использования таких средств, предусмотрены различные меры ответственности. Одной из них может быть взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, включая возможное штрафное взыскание. Также может быть принято решение о сокращении предоставления межбюджетных трансфертов в будущем, за исключением случаев, когда это касается субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Эти принципы совместно обеспечивают эффективность и доверие к системе финансового контроля, что важно для поддержания финансовой дисциплины и прозрачности в управлении государственными и частными финансами.

По результатам финансового контроля составляется акт проверки, который подписывается инспекторами финансового контроля и руководителем проверяемого медучреждения (в порядке его ознакомления) [6].

По результатам проверки создается либо документ рекомендательного характера, в соответствии с которым пробелы должны быть устранены в установленные проводимым органом сроки, либо приказ, исполнение которого неотложно с момента вручения.

Чтобы гарантировать результативность системы контролирования финансов в сфере медицины, прежде всего, требуется законодательно урегулировать процедуры финансового надзора. Во-первых, важно обеспечить профессиональную подготовку сотрудников, занимающихся финансовым контролем в медицинских учреждениях. Это позволит повысить качество проводимых проверок и обеспечит более эффективное выявление финансовых нарушений. Также следует активно применять современные информационные технологии для улучшения системы финансового контроля в медицине. Автоматизация процессов, использование специализированного программного обеспечения для отслеживания финансовых операций и анализа данных позволит повысить эффективность контроля и минимизировать риски ошибок.

Более того, важно установить механизмы мониторинга и обратной связи, чтобы постоянно оценивать эффективность системы финансового контроля в медицине и вносить необходимые корректировки для ее улучшения. Только комплексный подход, объединяющий законодательное регулирование, профессиональную подготовку сотрудников, использование современных технологий и постоянный мониторинг, может обеспечить результативность системы контроля финансов в сфере медицины.

Таким образом, государственный финансовый контроль представляет собой деятельность органов государственной власти, направленную на обеспечение соблюдения требований, условий и правил со стороны подконтрольных субъектов. Это необходимо для обеспечения законного, бесперебойного и эффективного движения финансовых средств в экономике. Улучшение системы государственного финансового контроля в области здравоохранения позволит оптимально и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы, направленные на удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи. Благодаря применению экономических принципов и методов управления ресурсами в сфере здравоохранения можно оптимизировать расходы, улучшить качество медицинского обслуживания, обеспечить доступность медицинской помощи для всех слоев населения и повысить эффективность функционирования системы здравоохранения в целом.

Использованные источники

  1. Жуков В.А., Опенышев С.П. Государственный финансовый контроль. – М.: РАСХН, 1999. 385 с.
  2. Ручкина Г.Ф. Финансовое право. 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО – 362 с.
  3. Богма К.А. Особенности государственной политики в сфере здравоохранения // Здравоохранение Российской Федерации. 2016. Т. 60. № 3. С. 162-167.
  4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102152259
  5. Перечень поручений В.В. Путина по итогам совещания с членами Правительства от 08.11.2023 [Электронный ресурс] // web-сервер Кремля (http://www.kremlin.ru)
  6. Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. 557 с.