Стр. 17

Бизенкова А.А.

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ЕАЭС

УДК 339.92

А.А. Бизенкова, студент 5 курса института безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России

e-mail: alisa.bizenkova@mail.ru

Научный руководитель – Н.Г. Иванова, доцент кафедры экономики и управления Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, кандидат экономических наук, доцент

e-mail: ing4@bk.ru

Аннотация. В статье проанализированы факторы, сдерживающие развитие ЕАЭС, приведены статистические данные, подтверждающие выделенные проблемы. Особое внимание уделено проблемам Союза в области логистики. Разработаны практические рекомендации по устранению факторов, препятствующих устойчивому развитию ЕАЭС.

Ключевые слова: факторы, взаимная торговля стран – членов ЕАЭС, прямые иностранные инвестиции, транспортная инфраструктура.

Вопросам современного состояния обеспечения экономической и финансовой безопасности стран Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС / Союз) в настоящее время уделяется большое внимание. В состав ЕАЭС входят государства постсоветского пространства, а именно: Российская Федерация, Армения, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан. При подписании договора 29 мая 2014 г. страны – участники Союза договорились согласовывать экономическую политику и обеспечивать свободное перемещение товаров, работ, услуг, капиталов и рабочей силы, а также проводить единую политику в важнейших отраслях экономики, такие как: энергетический комплекс, промышленность, сельское хозяйство и в транспортной инфраструктуре [1].

 Успешное функционирование ЕАЭС сопровождается основными сдерживающими его развитие факторами:

  1. сильная ориентация Союза на рынки третьих стран;
  2. медленное развитие новых производств и отсутствие конкретной специализации стран;
  3. нехватка инвестиций в инновационную сферу экономики;
  4. недостаточная технологическая развитость транспортной инфраструктуры [2].

Как правило, перечисленные факторы выделяют в качестве основных экономических проблем, которые возникают в пределах Евразийского союза, что связано со спецификой национальных экономик государств – участников.

Основным фактором здесь выступает вектор развития на рынки третьих стран. В системе внешнеэкономических связей между двумя странами любая третья страна рассматривается как рынок третьих стран. Например, при взаимодействии РФ и США – Германия служит рынком таких стран.

 Основными экспортными товарами для всех стран – членов ЕЭАС являются природные ресурсы или продукция их первичной переработки. Это говорит о том, что для государств предпочтителен рынок третьих стран из-за   похожести этой группы товаров и величины спроса на природные ресурсы в странах Запада и Китая, куда они поставляются.

Сравним величину экспорта, импорта и внутрирегиональной торговли стран ЕАЭС за период 2019-2021 гг. (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика макроэкономических показателей ЕАЭС в 2019-2021 гг. [3]

Суммарный экспорт товаров ЕАЭС в третьи страны в 2021 г. вырос на 44,1 % по сравнению с 2020 г. и составил 525,7 млрд. долл. США. В 2021 году торговля внутри регионов товарами Евразийского экономического союза составила 72,6 млрд. долл. США, что на 31,9 % больше, чем в 2020 г., а уровень 2019 г. превышен на 11 млрд. долл. США или на 17,8 %. 

Совокупный импорт товаров ЕАЭС из третьих стран в 2021 г. достиг 318,5 млрд. долл. США.  По сравнению с 2020 годом импорт увеличился на 22,6 %. Увеличение рассматриваемых показателей связано с категорией цены.

Рассмотрим группы товаров во взаимной торговле товарами стран ЕАЭС в 2019-2021 гг. (рис. 2).

Рисунок 2. Доли укрупнённых товарных групп во взаимной торговле товарами стран ЕАЭС за период 2019-2021 гг., % [3]

 Во внешней и взаимной торговле Союза с третьими странами в большей степени преобладают минеральные продукты, хотя доля минеральных продуктов более значительна в торговле ЕАЭС с внешними партнерами [4]. Доля продовольствия во взаимной торговле стран ЕАЭС в 2021 году составила больше 18 % в группе товаров, на внешних партнеров пришлось порядка 10 %. Приумножение взаимной торговли способствовало прогрессу потребления внутри стран и деловой активности в ЕАЭС. 

 Следующий фактор – медленное совершенствование новых производств и, как следствие, – недостаточная специализация стран. Для увеличения торговли внутри Союза нужно создавать новые направления производств и увеличивать их рост за счет номенклатуры товаров. Для того, чтобы свести к минимуму повторяемость единообразных товаров на рынке, необходимо развивать специализацию стран в производственной сфере.

Третий фактор – малое количество вложений денежных средств в инновационную сферу, конкретизация которого для ЕАЭС представлена на рисунке 3.

Отличительной чертой прямых иностранных инвестиций (далее – ПИИ) является то, что они устанавливают высокоэффективный контроль над иностранным бизнесом. Привлечению взаимных прямых инвестиций способствует вложение капитала в акции компаний различных инвестиционных фондов [5].

Рисунок 3. Динамика прямых иностранных инвестиций за период 2019-2021 гг., % [6]

Объемы взаимных потоков инвестиций в рамках ЕАЭС каждый год составляют от 1 до 2 млрд. долл. США. Для совокупного объема входящих ПИИ стран – членов ЕАЭС эта цифра является несущественной.  Прирост с 2019 по 2021 годы составил 24 %. Больше всего инвестиционное взаимодействие в рамках ЕАЭС наблюдалось в Армении и Беларуси. Доля накопленных в Армении ПИИ из стран ЕАЭС в общем объеме превысила 40 %, а в Беларуси – более 30 %.  Большая часть инвестиций поступала из Российской Федерации. В ЕАЭС инвестируют третьи страны: Нидерланды и Австрия, которые имеют с государствами Союза прочные связи сотрудничества.

В странах Союза расширение сотрудничества в основном происходит в сферах с низкой добавленной стоимостью продукции: энергетика, химическая промышленность и металлургия. По классификации ООН, стоимость 1 кг наукоемкой продукции более чем в 10 тысяч раз превышает стоимость 1 кг сырьевой продукции (соответственно 1 млн. долл. и 100 долл.) [7]. 

Рассмотрим структуру инвестиций по различным направлениям (рис. 4).

Рисунок 4. Инвестиции взаимных ЕАЭС по состоянию на 2021 г., % [6]

  По состоянию на конец 2021 года взаимные накопленные прямые инвестиции стран ЕАЭС составили 25,4 млрд. долл. США. Большая доля   взаимных ПИИ за период 2019-2021 гг. вложена в проекты «зеленой экономики» и составляет около 56 %, на наукоемкие отрасли промышленности приходится 38,4 % всех вложений. Если рассматривать на перспективу, под «зеленой экономикой» ЕАЭС понимаются экономические достижения, при которых будут внедряться низкоуглеродные производства, такие как «зеленые» технологии, «зеленый транспорт», «зеленое авиастроение» [8].

Важнейшей проблемой, которая мешает нормальному функционированию Союза, является отсталость транспортной и других видов инфраструктуры. В современном мире транспортная инфраструктура во многих странах мира развивается очень быстро. Однако, что касается стран – членов Союза, объединить их национальные транспортные системы в единое транспортно-логистическое сообщество в настоящее время пока не представляется возможным.

Чтобы обосновать данную точку зрения, рассмотрим динамику развития транспортной инфраструктуры за последние три года на примере автомобильного транспорта (табл. 1). Данный вид инфраструктуры в большей степени преобладает во внутрирегиональных транспортных связях, что способствует интеграции между странами – членами ЕАЭС.

Таблица 1

Динамика перевозок грузов автомобильным транспортом в ЕАЭС в январе-июне 2021 г. в сравнении с аналогичным периодом 2019-2020 гг.

Страна1 полугодие 2021 г., млн. тЯнварь – июнь 2021 г. к январю – июню 2020 г., %  Январь – июнь 2020 г. к январю – июню 2019 г., %
Армения3,899,731,4
Беларусь74,598,392,3
Казахстан1433,991,2104,4
Кыргызстан9,870,0103,7
Россия2403,697,5100,3
ЕАЭС3925,695,2101,6

Источник: составлено авторами на основе статистических данных [9]

В первом полугодии 2021 года с помощью автомобильного транспорта государств – членов ЕАЭС было перевезено 3925,6 млн. тонн грузов. Это составило 81,1 % от общего объема перевозок грузов транспортом, и данный показатель снизился на 4,8 % в сравнении с аналогичным периодом 2020 года.

Основными проблемами, которые тормозят стабильную работу Союза, являются:

1) быстрый рост потребностей в подвижных составах для выполнения перевозок в условиях несоответствия объемов грузопотоков;

2) ограниченный пропуск транспорта Восточным полигоном сети РЖД, который сдерживает повышение скорости транзитных контейнерных поездов.

Для полной ликвидации или сокращения потерь специалисты в области логистики предлагают ряд технологических и информационных решений. Они увеличат скорость движения транзитных контейнерных поездов, ускорят использование IT-технологий при перевозках и продвижении транспортных услуг, а также расширят географию транзитных контейнерных сервисов [10].

Далее приведем рекомендации по устранению рассмотренных выше факторов, препятствующих устойчивому развитию ЕАЭС.

1. Для того, чтобы укреплять взаимные торговые связи без ориентации на рынки третьих стран, необходимо создавать и развивать промышленные кооперации. Для расширения внутриотраслевой торговли и, как следствие, вовлечения государств – членов Союза нужно формировать внутрирегиональные цепочки так называемой добавленной стоимости.

2. Если говорить о создании новых производств, то в рамках новой интеграционной политики можно предложить выработать согласованную политику с эффективными механизмами наращивания производственного потенциала. Евразийская экономическая комиссия на одном из заседаний определила ключевые направления промышленной политики: развитие авиакосмической отрасли, автомобилестроения, производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства и т. д. В настоящее время подобные совместные проекты пока еще не разработаны.

3. Усиление интеграции в инновационной сфере повысило бы устойчивость национальных экономик. Тогда темпы экономического развития будут зависеть не только от ресурсных возможностей, но и от инновационного характера капитала и способности бизнеса совершенствовать полученные знания и реализовывать их на практике в качестве инновационных продуктов. Непреодолимым препятствием в настоящее время выступает отсутствие достаточных инвестиций в наукоемкие отрасли. В первую очередь это связано с экономическими санкциями, которые введены в отношении Российской Федерации и Беларуси. 

4. Для разработки крепкой транспортно-логистической деятельности можно предложить расширить влияние стран ЕАЭС на рынке транзитных перевозок из Азии в Европу и обратно. При этом страны – участники ЕАЭС получат в финансовом отношении дополнительную выгоду от предоставления транзитных услуг, так как в настоящее время объем грузов, перевозимых по маршруту «страны Азии – Европа» превышает 1 млрд. тонн в год. Если рассматривать в целом, то суммарная доля государств – членов ЕАЭС на рынке транзитных перевозок «Азия – Европа» уже несколько лет подряд не превышает 1 %. В скором будущем эта цифра может достигнуть 5 %.

Таким образом, можно сказать, что Евразийский экономический союз является обширным проектом регионов стран – членов ЕАЭС, которому для обеспечения нормальной работоспособности следует преодолевать выявленные проблемы при помощи предложенных практических рекомендаций. Для этого все члены ЕАЭС в самые кратчайшие сроки должны объединиться для поиска и реализации наиболее эффективных моделей совместного торгового, финансового и инвестиционного взаимодействия.

Использованные источники

  1. Договор о Евразийском экономическом союзе (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.04.2022). URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 26.09.2022).
  2. Евразийский экономический союз (ЕАЭС). URL: www.eaeunion.org (дата обращения: 26.09.2022).
  3. Статистика внешней и взаимной торговли ЕАЭС. URL: https://eec.eaeunion.org (дата обращения: 27.09.2022).
  4. Иванова Н.Г., Александров К.Н. ЕС и ЕАЭС: история и параллели // Таможенные чтения – 2015. Евразийский экономический союз в условиях глобализации: вызовы, риски, тенденции: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Часть I / под общ. ред. С.Н. Гамидуллаева. СПб.: СПб. имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2015. С. 61-64.
  5. Инвестиции и инвестиционная деятельность: учебник / Л.И. Юзвович, М.С. Марамыгин. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. 498 с.
  6. Мониторинг взаимных инвестиций ЕАБР. URL: https://eabr.org/ (дата обращения: 02.10.2022).
  7. Внешнеторговая интеграция и гармонизация национальных интересов. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 02.10.2022).
  8. Аналитический доклад «О международном опыте разработки и внедрения принципов, мер и механизмов «зелёной» экономики подготовлен в рамках Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской интеграции до 2025 г. URL: https://eec.eaeunion.org (дата обращения: 02.10.2022).
  9. Мониторинг состояния реализации Союзных программ и торгово-экономического сотрудничества в рамках Союзного государства. URL: https://eaeu.economy.gov.ru/ (дата обращения: 27.09.2022).
  10. Министерство транспорта Российской Федерации. URL:  https://mintrans.gov.ru/ (дата обращения: 02.10.2022).