Стр. 21

Татаева И.Ю., Доброгаева К.Ю.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАМОЧНОГО СОГЛАШЕНИЯ ОБ УПРОЩЕНИИ ПРОЦЕДУР ТРАНСГРАНИЧНОЙ БУЗБУМАЖНОЙ ТОРГОВЛИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ

И.Ю. Татаева, доцент кафедры управления Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, доцент

К.Ю. Доброгаева, студентка 5 курса факультета таможенного дела Российской таможенной академии

Аннотация: В целях упрощения процедур трансграничной безбумажной торговли в Азиатского-тихоокеанском регионе государства-участники Соглашения сталкиваются с рядом актуальных вопросов по реализации как требований статей Соглашения, так и по совершению действий, рекомендованных уполномоченными органами по реализации Соглашения.

Ключевые слова: Упрощение процедур трансграничной безбумажной торговли, национальный план действий, актуальные вопросы реализации Соглашения, трансграничное пространство доверия, доверенная третья сторона.

19 мая 2016 года по результатам проведения 72-ой сессии ЭСКАТО в Бангкоке было принято Рамочное соглашение об упрощении процедур трансграничной безбумажной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе (далее – Соглашение). Российская Федерация присоединилась к Рамочному соглашению с заявлениями на основании Федерального закона от 10 июля 2023 года № 288-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочному соглашению об упрощении процедур трансграничной безбумажной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе» [5].

Актуальность развития странами трансграничной безбумажной торговли обусловлена цифровизацией мировой торговли, содействием стран упрощению процедур мировой торговли, необходимостью снижения логистических издержек, ускорением совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля.

Безбумажная торговля является инструментом электронной коммерции, которая активно развивается в последние годы. Электронные торговые площадки объединяют множество покупателей и продавцов из разных стран, упрощая договорные и коммерческие процедуры между сторонами сделки. Процесс поставки товаров связан с большим количеством документов, что препятствует развитию трансграничной электронной коммерции, создает дополнительные временные и финансовые издержки. Несмотря на технологические достижения, процесс торговли остается в основном ручным, что, в свою очередь, отнимает много времени на совершение таможенных операций с товарами и проверку бумажной документации таможенными органами. Присоединяясь к Соглашению, Стороны стремятся создать благоприятное национальное законодательство и разработать основу национальной политики для безбумажной торговли, обеспечить оперативную совместимость тех систем, технических платформ и сервисов, которые позволяют заинтересованным Сторонам оперативно обмениваться торговыми данными и документами в электронной форме, способствуя упрощению процедур трансграничной безбумажной торговли [1].

Для проведения работ по реализации Соглашения были созданы уполномоченные органы. На данный момент работа ведется в рамках Совета по безбумажной торговле, Постоянного комитета Рамочного соглашения, а также Рабочей группы по статье 8 Соглашения.

В ходе второй сессии Совета по безбумажной торговле, состоявшейся 22–23 июня 2023 года, актуальной темой обсуждения стало инициирование пилотных проектов по трансграничной безбумажной торговле. По итогам заседания третьей сессии Совета, состоявшейся 6-7 июня 2024 года, было отмечено расширение членского состава с 11 государств-членов на его второй сессии до 13 государств-членов на его третьей сессии. Совет по безбумажной торговле рекомендовал всем сторонам-участницам предпринять шаги для создания национального комитета по вопросам реализации Рамочного соглашения об упрощении процедур трансграничной безбумажной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

3-5 июня 2024 года состоялось заседание Третьей сессии Постоянного комитета Соглашения. На сессии был представлен проект руководства по содействию одновременному внедрению национальных и трансграничных систем безбумажной торговли. Также в рамках сессии был представлен проект типового соглашения о двустороннем и многостороннем обмене данными и документами, касающимися торговли, а также проект методологии определения приоритетности трансграничных безбумажных торговых процессов, документов и данных для экспериментальных проектов. Постоянный комитет Соглашения отметил, что проект методологии является первым шагом, который Стороны, возможно, пожелают предпринять для приоритизации связанных с торговлей документов.

Рабочая группа по реализации статьи 8 Рамочного соглашения об упрощении процедур трансграничной безбумажной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе (далее – Рабочая группа по статье 8 Соглашения) была создана в целях решения необходимости разработки единых международных стандартов и руководящих принципов для обеспечения оперативной совместимости в сфере безбумажной торговли и разработки безопасных и надежных средств коммуникации для обмена данными. 8 статья содержит требование трансграничного взаимного признания торговых данных и документов в электронной форме.

Деятельности Рабочей группы по реализации статьи 8 Рамочного соглашения об упрощении процедур трансграничной безбумажной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе (далее – Рабочая группа по статье 8 Соглашения) предшествовала деятельность сформированной в 2020 году под эгидой ЭСКАТО и ВТамО Совместной целевой группы экспертов по трансграничному электронному обмену информацией между странами Расширенной туманганской инициативы (далее – Целевая группа). Основной задачей Целевой группы являлось содействие наращиванию сотрудничества по упрощению документооборота в сфере международной торговли. Особое внимание было уделено упрощению процедур электронного обмена данными между таможенными службами государств-членов Целевой группы.

В течение срока действия указанного проекта стороны договорились проработать варианты создания соответствующей стандартам ВТамО унифицированной платформы, нацеленной на ускорение таможенного документооборота, разработать в перспективе пакет стандартизированных решений по приоритетным проектам между странами участницами (WCO Utility block), а также принять другие возможные меры, позволяющие сократить логистические издержки, возникающие при перемещении товаров через таможенные границы.

По состоянию на 21 марта 2021 года было проведено 6 заседаний Целевой группы, в ходе которых таможенные службы актуализировали сведения об имеющихся наработках между Россией, Китаем, Кореей и Монголией в области двустороннего таможенного сотрудничества в целях выявления сильных и слабых сторон в информационном обмене для их последующего проецирования на многосторонний формат, обсудили вопросы, представляющие интерес для каждой из стран-участниц в части взаимного информационного обмена, сравнили формы таможенных и товаросопроводительных документов стран четверки в целях их гармонизации и подготовки методических рекомендаций.

На данный момент деятельность Целевой группы приостановлена, однако ее создание и имеющиеся результаты деятельности были положены в основу модели данных ВТамО, а также стали успешным шагом в развитии безмумажной торговли на уровне ЭСКАТО-ВТамО. Идеи, разработанные Целевой группой, также легли в основу разработки статей Рамочного соглашения и нашли отражение непосредственно в самом тексте документа.

Актуальным вопросом в рамках деятельности Рабочей группы по статье 8 Соглашения остается юридическое признание электронных документов, что осложняется технической проблемой использования определенных криптографических алгоритмов. Для того, чтобы государства могли использовать уже принятые национальные стандарты криптографии, им необходимо создать правовую основу на международном уровне, закрепив право государств использовать такие технологические стандарты, которые обеспечат каждому государству его цифровой суверенитет.

Принцип цифрового суверенитета подразумевает сохранение в каждом государстве-участнике международного взаимодействия своих криптографических и технологических стандартов, организационных и правовых подходов с одновременным созданием между государствами «трансграничного пространства доверия» (далее – ТПД), как предусмотрено п.3 ст.8 Рамочного соглашения об упрощении процедур трансграничной безбумажной торговли в АТР. Вместе с тем для эффективного взаимодействия между разными государствами с различными криптографическими и технологическими стандартами необходимо создание в каждом государстве специального субъекта права – Доверенной третьей стороны (далее – ДТС) – центра, который будет взаимодействовать с аналогичным ему субъектом в другом государстве, обеспечивая легализацию оборота электронных документов.

Создание «трансграничного пространства доверия» необходимо для дальнейшей успешной практической реализации Рамочного соглашения. Как инструмент решения проблемы международного признания и придания юридической силы электронным документам ТПД подразумевает сочетание правовых, организационных и технических условий, рекомендованных соответствующими специализированными органами международных организаций в целях обеспечения доверия между взаимодействующими субъектами в рамках международного обмена документами и данными в электронной форме.

Так, результатом правовых условий ТПД станет создание единого международного договора, регулирующего правовые отношения, возникающие между участниками международного электронного взаимодействия. В результате создания организационных условий ТПД начнут действовать национальные операторы ДТС, осуществляющие международное электронное взаимодействие, а также коллегиальный орган, наделенный правом принимать решения относительно функционирования ТПД и осуществлять контроль за надежностью национальных сегментов ТПД. Результатом технических условий ТПД станет обеспечение эквивалентного уровня надежности данных и торговых документов, передаваемых участниками международного электронного взаимодействия [4].

Таким образом, ключевыми задачами для Рабочей группы по статье 8 Рамочного соглашения на 2024 год являются:

1) создание нормативной правовой базы, регулирующей этапы международного электронного взаимодействия в рамках ТПД и возникающих в связи с ним правоотношений;

2) проведение целевых исследований, которые могут помочь в разработке документов, направленных на развитие трансграничного электронного взаимодействия и трансграничной электронной торговли;

3) разработка проекта международного договора, определяющего базовые принципы организации международного электронного взаимодействия в рамках ТПД и правовой статус ДТС.

Присоединившись к Рамочному соглашению об упрощении процедур трансграничной безбумажной торговли в Азиатско-тихоокеанском регионе Россия укрепила намерения интегрировать нашу страну в международную систему безбумажной торговли, продемонстрировала желание способствовать ускорению и упрощению экспортно-импортных операций с дружественными государствами Азиатско-тихоокеанского региона, созданию наиболее благоприятных условий для трансграничной безбумажной торговли посредством взаимного признания торговых документов и данных в электронной форме и обмена ими через границы сторон Соглашения.

Таким образом, Реализация Рамочного соглашения об упрощении процедур трансграничной безбумажной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе должна внести значительный вклад в упрощение процедур торговли в странах АТР.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. APEC POLICY SUPPORT UNIT POLICY BRIEF No. 59 (March 2024) Digitalising Trade: The Role of Paperless Platforms By Andre Wirjo, Akhmad Bayhaqi and Ee Ting Oh [Электронный ресурс]. URL: https://www.apec.org/docs/default-source/publications/2024/3/224_psu_pb-59.pdf?sfvrsn=a05bd6ea_8
  2. Digital and Sustainable Trade Facilitation: Global Report 2023 Based on the United Nations Global Survey on Digital and Sustainable Trade Facilitation [Электронный ресурс]. URL: https://www.untfsurvey.org/report
  3. W. Chetwood and R. Shour, “UK’s Electronic Trade Documents Act: A Game Changer,” INCECO, 24 July 2023, [Электронный ресурс]. URL: https://www.inceco.com/en/news-insights/maritime-uks-electronictrade-documents-act-game-changer
  4. «Рамочное соглашение об упрощении процедур трансграничной безбумажной торговли в азиатско-тихоокеанском регионе» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1303736064
  5. Федеральный закон от 10.07.2023 N 288-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочному соглашению об упрощении процедур трансграничной безбумажной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/81006.html