Муравьева Н.А., Макарова К.Э.
КОНТРАБАНДА КАК ВИД ТАМОЖЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ
УДК343.3
Н.А. Муравьева, студент юридического факультета Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии
e-mail: muraveva_natalia23@mail.ru
К.Э. Макарова, студент юридического факультета Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии
e-mail: makarovakarina391@gmail.com
Научный руководитель – А.Р. Филиппов, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академиии
e–mail: rudolfovich@rambler.ru
Аннотация. В статье рассматривается такое таможенное преступление, как контрабанда в рамках реализации Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2030 года и связанные с этим задачи, стоящие перед ФТС России, в целях обеспечения экономической безопасности страны. В работе дается характеристика контрабанде и ее видам. Особое внимание авторы уделяют возможным методам противодействия незаконному перемещению товаров и предметов через таможенную границу.
Ключевые слова: таможенное преступление, таможенное дознание, контрабанда, меры противодействия контрабанде, уголовная ответственность.
Несмотря на модернизацию и реорганизацию деятельности ФТС РФ, внедрения специального оборудования и технологий в таможню и таможенные посты, усиления контроля за внешнеэкономической деятельностью, рост преступности продолжается, а таможенные преступления не теряют своей актуальности. Таможенным преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние в сфере таможенного дела, запрещенное под угрозой применения уголовного наказания и отнесенного к компетенции таможенных органов.
Одним из часто совершаемых преступлений в таможенной сфере является контрабанда. Данный вид деяния зародился в нашем государстве вместе с появлением и развитием таможенного дела, а в настоящий момент приобретает наиболее сложные формы, поскольку граждане усовершенствуют приемы совершения преступления, кроме этого, находят множество новых способов и вариантов нелегального провоза различных запрещенных незадекларированных товаров, ценностей, веществ и других предметов через таможенную границу Союза. В связи с этим существуют проблемы с предупреждением и пресечением контрабанды.
Перейдем к видам контрабанды и приведем примеры из служебной деятельности сотрудников и государственных служащих ФТС России, которые ежедневно борются с незаконным перемещением контрабандных товаров. Законодатель называет следующие виды контрабанды:
1) денежных средств (наличных) и денежных инструментов (векселя, ценные бумаги, страховые полисы и другое)
Наиболее крупномасштабный в 2020 году неправомерный провоз денежных средств был обнаружен служащими Псковской Таможенной службы совместно с сотрудниками ФСБ. Они устранили попытку вывоза почти 162 тыс. евро, а кроме того 3-х кг золота, цена которого составляла примерно 19 млн. рублей. Финансы, а также золото были найдены под водительским сидением в транспортном средстве, которое следовало в Латвию.
2) алкогольной продукции, табачных изделий и никотиносодержащей продукции, в том числе электронных сигарет, сосательного табака, кальяна
Сотрудники Санкт-Петербургской таможни в сентябре 2022 года пресекли крупную контрабанду сигарет из ОАЭ. Из незаконного оборота было изъято более 4,2 млн пачек сигарет, стоимостью свыше 500 млн рублей. Данные изделия нелегально хранились на складах и в помещениях жилого типа. Нелегальная продукция отправлялась в магазины и пересылалась по почте оптом. Операция проводилась силами Северо-Западной оперативной таможни и службы таможенного контроля.
3) ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, оружия массового поражения, военной техники
7 октября 2022 года канал контрабанды в США и страны Европы продукции военного назначения, состоящей на вооружении Министерства Обороны Российской Федерации, пресекли сотрудники Приволжской оперативной и Центральной почтовой таможен. Подозреваемого задержали при попытке отправки в США и Великобританию очередной партии наушников, входящих в комплект боевой экипировки “Ратник”.
4) оружия, боеприпасов, взрывных устройств
13 августа 2016 года следственные органы совместно с подразделениями УФСБ, выявили группу людей, совершивших преступление (она состояла из работника УФСИН, сотрудника СОБРа и пятерых гражданских лиц). Данная группировка осуществляла контрабанду оружия с территории Евросоюза. В ходе обысков с мест проживания данных людей, подозреваемых в преступлении, следствием было изъяло пистолеты «Вальтер П99», «Star SA», «Глок», огромное количество боеприпасов различных калибров, а также множество основных частей огнестрельного оружия.
5) сырьевого материала, лесозаготовок, оборудования, технологий, научно-технической информации, а также особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов
В 2008 году было возбуждено уголовное дело о контрабанде трепанга. Обвиняемый по данному делу был уроженец Китая, он пытался незаконно экспортировать через Хасанскую таможню около 54 кг сушеного трепанга, стоимость которого превышала 310 тыс. рублей.
6) культурных ценностей
В Калининградской области таможенники задержали контрабанду культурных ценностей античного периода в Европу. На границе России и Литвы задержаны два грузовика, перевозившие артефакты. При досмотре личных вещей водителей был обнаружен шлем понтийский, изготовленный в последние годы первого века до нашей эры, и шлем сарматский, изготовленный в первые века нашей эры. Их стоимость на антикварном рынке составляет более 180 тысяч рублей.
7) наркотических и психотропных веществ
В стационарном пункте таможенного контроля «Невельский» сотрудники Псковской таможенной службы остановили машину, на которой жители соседнего государства возвращались в Республику Беларусь из Санкт-Петербурга. В процессе ожидания пересечения границы для выезда из России пассажир автомобиля, покинув машину, достала из-под одежды полимерный пакет с белым порошком, после чего попыталась его закопать в придорожный грунт. После продолжительного наблюдения за поведением женщины и его документирования таможенники изъяли пакет с порошком. Экспертиза показала, что изъятое вещество состоит из наркотического средства мефедрон, масса наркотика составила примерно 185 г.
В соответствии с действующем законодательством вышеперечисленные виды контрабанды отнесены к преступлениям против экономической сферы (глава 22 УК РФ) и к преступлениям против общественной безопасности (глава 24 УК РФ) государства.
Необходимо отметить, что за контрабанду гражданин несет уголовную ответственность, которая предусматривает назначение санкций в виде штрафа, принудительных или обязательных работ, ограничение или лишение свободы (в среднем от 3-х до 7-ми лет). Так, самое суровое наказание грозит виновному лицу, совершившее контрабанду наркотических, психотропных средств и их аналогов. Согласно статье 229.1 УК РФ такое преступление наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового [1].
Предварительным расследованием и дознанием контрабандных преступных деяний занимаются следователи ФСБ, следователи МВД, дознаватели пограничных органов ФСБ, дознаватели ФТС Российской Федерации, а также следствие может производиться следователями органа, который первый обнаружил факт совершения преступления [2]. Стоит отметить, что межведомственное взаимодействие перечисленных органов повышает эффективность борьбы не только с контрабандой, но и многими другими преступлениями.
Заметную роль в расследование контрабандных преступлений вносят сотрудники Главного управления по борьбе с контрабандой Федеральной таможенной службы России (ГУБК). Служащие в оперативных подразделениях Главного управления выполняют особо опасную работу, проводя ряд оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, пресечению, а также раскрытию наиболее опасных преступлений в сфере таможенного регулирования, нередко организованных на межрегиональной и межнациональной основе. Значительные успехи ГУБК связаны с деятельностью, направленной на предотвращение контрабанды наркотических средств.
Авторами были проанализированы открытые результаты и итоги работы ФТС России по линии борьбы с контрабандой наркотиков, размещенные на официальном сайте органа [2] за последние 5 лет и предоставлены в таблице.
Таблица
Количество возбужденных уголовных дел о контрабанде наркотиков и количество изъятых ФТС наркотических средств в период с 2017 года до 2021 год
Год | Количество возбужденных уголовных дел по статье 229.1 УК РФ | Количество изъятых наркотических средств |
2017 | 298 | изъято более 378 кг наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов |
2018 | 299 | изъято свыше 210 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ |
2019 | 231 | изъято более 10,8 тонн наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и сильнодействующих веществ |
2020 | 209 | изъято свыше 9 тонн наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов |
2021 | 262 | изъято более 16 тонн наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и сильнодействующих веществ, из нелегального международного оборота изъято около 437,5 кг наркотических средств и их аналогов |
Контрабанда наркотических средств за последние пять лет несущественно снизилась, однако все равно остается одним из наиболее часто совершаемых преступлением в таможенной сфере. Важно отметить и то, что изъятие в огромном количестве наркотиков и психотропных средств значительно уменьшает наркооборот в стране, поэтому силы ФТС должны быть и дальнейшем направлены на противодействие и пресечение данного вида преступления.
Возможные методы противодействия контрабанде в современной Российской Федерации авторы видят в следующем:
1. Усовершенствование таможенного законодательства.
Необходимо постоянно актуализировать положения таможенного законодательства с помощью ежегодного анализа совершения контрабанды.
Кроме того, можно снизить таможенные пошлины на некоторые товары, например, на культурные ценности. А также следует ужесточить наказания за контрабанду.
2. Увеличение штата Главного управления по борьбе с контрабандой и Управления таможенных расследований и дознания.
Безусловно, одно лишь увеличение числа сотрудников не поможет предотвратить таможенные преступления. Ключевым моментом должны стать высокие требования, предъявляемые к кандидатам на соответствующие должности. При прохождении службы необходимы повышение квалификации и проведение учений, на которых сотрудники будут сталкиваться с возможными ситуациями провоза контрабандных товаров и предметов.
3. Предоставление в таможни и таможенные посты обновленной специальной техники, с помощью которой можно обнаружить контрабанду.
4. ФТС РФ и Пограничной службе ФСБ РФ проводить совместные комплексные досмотры и проверки на таможенной границе РФ, особое внимание уделять границе с Китаем. Казахстаном, Белоруссией, Финляндией.
5. Создание специального отдела при Службе федеральных приставов, который будет заниматься уничтожением тары, наркотических и психотропных средств, денежной продукции и иных контрабандных товаров после вступления судебного приговора в силу, кроме этого, создание в Прокуратуре отдела, который будет надзирать за выполнением функций, возложенных на отдел по ликвидации контрабанды.
6. Улучшение международного взаимодействия таможенников.
Более тесная коммуникация сотрудников таможенных органов стран Европы и Азии повысит эффективность борьбы с международной контрабандой, уменьшит количество каналов контрабанды по всему миру. Контрабандные преступные деяния представляют серьезную проблему и опасность для государства и общества в целом. Контрабанда как вид таможенного преступления наносит вред системного комплексного характера. Подводя итог, важно отметить, что в настоящих условиях существует необходимость в развитии мер по противодействию контрабанде. Для этого необходимо сильнее привлечь внимание мирового сообщества к данной проблеме и объединить силы для разработки действительно эффективных способов борьбы с нарушением законодательства в сфере таможенного дела.
Использованные источники:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022).
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 24.09.2022).
- Колтунова Д. О., Проблемы квалификации контрабанды в Российской Федерации, 2019.
- Хайбулова, А. С. Уголовная ответственность за контрабанду по уголовному кодексу Российской Федерации: проблемы законодательной регламентации.
- Официальный сайт ФТС России / URL: https://customs.gov.ru/