Стр. 65

Карамнова А.А.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

УДК 339.5

А.А. Карамнова, студент 4 курса факультета таможенного дела Российской Таможенной Академии

Научный руководитель – Ю.Н. Вербицкая, доцент кафедры ТОиТК Российской Таможенной Академии, кандидат экономических наук

Аннотация. В статье проведен анализ порядка совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров для личного пользования. Выявлены проблемы, препятствующие развитию данного механизма, и разработаны предложения по преодолению существующих трудностей.

Ключевые слова: физическое лицо, пассажирская таможенная декларация, товары для личного пользования, таможенный контроль.

В настоящее время, несмотря на спад туристического и миграционного потоков, пересекающих таможенную границу ЕАЭС, растет количество незаконного перемещения товаров для личного пользования, остаются актуальными вопросы контрабанды различных категорий товаров, выдаваемых за товары для собственных или семейных нужд. В связи с чем особую важность приобретают аспекты таможенного контроля за перемещением товаров для личного пользования в сопровождаемом или несопровождаемом багаже. 

Суть совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров для личного пользования состоит в том, что в отношении данной категории товаров применяется упрощенный (льготный) порядок перемещения, если они соответствуют критериям, указанным в определении, то есть не используются для производственной и иной коммерческой деятельности [1].

Физические лица, перемещающие товары для личного пользования, заявляют все необходимые сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иных особенностях предполагаемого перемещения в пассажирской таможенной декларации (далее – ПТД) [2].

Решением Совета Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК) от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» установлены стоимостные, весовые и (или) количественные нормы ввоза на таможенную территорию ЕАЭС товаров для личного пользования без уплаты таможенных пошлин, налогов. В случае превышения вышеупомянутых норм товары для личного пользования будут облагаться таможенными пошлинами, налогами в виде совокупного платежа. Кроме этого, данным нормативно-правовым актом (далее — НПА) предусмотрена случаи полного освобождения уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении данной категории товаров [3].

В качестве основного инструмента таможенного контроля в отношении товаров для личного пользования выступает система двойного коридора. Пассажир самостоятельно выбирает «красный» или «зеленый» коридор в зависимости от содержимого в багаже. Использование «зеленого» коридора означает, что у физического лица отсутствуют какие-либо ограниченные или запрещенные к перемещению через таможенную границу товары. Выбор «красного» коридора предполагает обязательное таможенное декларирование имеющихся у пассажира товаров [1].

Среди проблем, которые возникают в процессе совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров для личного пользования, можно выделить следующие.

1. Недостаточная правовая грамотность физических лиц, пересекающих таможенную границу.

Данная проблема присуща многим лицам в связи с большим количеством изменяющейся информации в таможенном деле касательно вопросов перемещения товаров для личного пользования. Пассажиры не знают всех норм правового регламента перемещения таких товаров и даже не подозревают о возможной обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов и оформления ПТД. Информированность граждан действительно можно считать достаточно низкой. Это может быть связано с нежеланием изучения дополнительной информации или со сложностями понимания таможенного законодательства.

2. Несовершенство таможенного контроля и таможенного декларирования в отношении товаров для личного пользования.

Этот пункт можно раскрыть указанием на минимальные сроки выборки объектов таможенного контроля и минимальную информацию об объектах контроля, предоставление чрезмерной свободы выбора соответствующего коридора физическим лицам и одновременное большое количество пассажиров в зоне таможенного контроля. Все это препятствует осуществлению эффективного таможенного контроля и совершению таможенных операций с целью предотвращения и пресечения нарушений таможенного законодательства.

3. Недоработка вопросов таможенного регулирования, касающихся временного ввоза транспортных средств для личного пользования.

На данный момент задолженность по уплате таможенных платежей в связи с невозвратом транспортных средств для личного пользования в рамках процедуры временного ввоза на территорию своего государства растет. Уже несколько лет таможенные органы пытаются принудить физических лиц, перемещающих такие транспортные средства к ответственности за нарушения сроков таможенной процедуры и неуплаты таможенных платежей, но это оказывается не так просто с точки зрения отслеживания таких лиц и их перемещений.

4. Бездоказательное неотнесение товаров, перемещаемых физическими лицами, к товарам для личного пользования.

Каждый раз при перемещении товаров физическими лицами должностное лицо таможенного органа принимает решение об отнесении или неотнесении таких товаров к товарам для личного пользования на основании предоставленных документов, а также прибегая к собственному внутреннему убеждению. Порой таможенные органы могут ошибаться в своих доводах, и это чаще всего мы можем увидеть уже при судебных разбирательствах. Поэтому достаточно сложно бывает однозначно отнести тот или иной товар к товарам для личного пользования: необходимо назначение дополнительных исследований.

В целях решения вышеупомянутых проблем совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров для личного пользования мною были разработаны следующие рекомендации.

1. Повышение уровня информированности физических лиц путем предоставления правовой информации в наглядной и понятной форме.

В рамках данной рекомендации стоит заметить, что правила въезда и выезда физических лиц на таможенную территорию и с таможенной территории размещены в виде памяток на официальном сайте Федеральной таможенной службы России (далее – ФТС), а также на информационных стендах в зонах пересечения таможенной границы. Однако, как показывает практика, этого недостаточно, и важным дополнением к существующим источникам информации будет создание специального приложения со всеми правила внутри и функциями таможенного декларирования при необходимости. 30 января 2022 г. ФТС запустила подобное приложение в тестовом режиме. В нем можно задекларировать перемещаемые товары и впоследствии представить уникальный код таможенному инспектору при пересечении таможенной границы. Также данное приложение позволяет узнать информацию о статусе международных почтовых отправлений, балансе лицевого счета и ознакомиться с правилами провоза товаров для личного пользования. Надеемся, что данная тестовая версия будет вскоре доступна всем желающим в официальной форме, и что концепция описания таможенных правил будет удобной и понятной [4].

Кроме этого, можно внедрить информирование физических лиц путем sms-рассылок после покупки билетов с кратким обзором таможенных правил при пересечении таможенной границы и напомнить о наступлении юридической ответственности в случае их несоблюдения.

Туристические агенты, в свою очередь, должны также быть уведомлены о необходимости информирования своих клиентов в части таможенного законодательства. Здесь важным условием будет взаимодействие таможенных органов с данными компаниями в целях повышения правовой грамотности граждан и предотвращения возможных правонарушений и преступлений в области таможенного дела.

2. В целях повышения эффективности проведении таможенного контроля в отношении товаров для личного пользования кроме введения в действие специального приложения, позволяющего подавать ПТД в электронной форме, необходимо создать механизм незамедлительного принятия решения по уникальному номеру ПТД с использованием системы управления рисками и специальных информационным программ. То есть процесс ускорения совершения таможенных операций на данном этапе и оперативный выбор объектов и форм таможенного контроля в каждом конкретном случае позволят сократить существующий документооборот и ускорить прохождение физическим лицом таможенного контроля.

3. Для своевременной уплаты таможенных платежей при временном ввозе товаров и транспортных средств для личного пользования и исполнения обязанности по уплате необходимо усовершенствовать взаимодействие с теми государствами, откуда происходит ввоз товаров и транспортных средств физическими лицами. Возможно, заключение различных Соглашений и Договоров будет решением к данной проблеме, ведь тогда иностранные государства смогут выделять средства из собственного бюджета и выплачивать необходимые суммы для покрытия взысканий, направленных из ФТС России, а впоследствии эти государства будут взимать неуплаченные суммы со своих граждан с процентами. Данный механизм, на мой взгляд, куда более эффективен, чем ужесточение таможенного законодательства.

Кроме этого, в целях отслеживания временно ввезенных транспортных средств на таможенную территорию можно будет выдавать регистрационные номера формата РФ их владельцам на время данного ввоза. С использованием видеофиксации не будет возникать трудностей по идентификации того или иного номера и уточнению всей необходимой информации о местонахождении транспортного средства.

4. Назначение дополнительных исследований и экспертиз, а также разработка полноценного механизма принятия решений по отнесению того или иного товара к товарам для личного пользования будет одним из вариантов решения проблемы по неоднозначной принадлежности товара к вышеупомянутой категории.

Должностные лица таможенных органов (далее – ДЛТО) порой не в силах точно определить, относится ли рассматриваемый товар к товарам для личного пользования. В этих случаях лучшим решением будет проведение дополнительных мероприятий по идентификации товара и получению необходимых сведений о физическом лице, который перемещает такие товары. Ввиду необходимости ускорения процесса таможенного контроля назначение и проведение специальных экспертиз и исследований должно быть осуществлено в максимально короткие сроки. Важно утвердить перечень конкретных действий и мероприятий в различных ситуациях на основе принципа прецедента. Таким образом, в целях решения существующих трудностей совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров для личного пользования были разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию процесса таможенного оформления и повышению эффективности действий таможенных органов в пунктах пропуска таких товаров через таможенную границу. Стоит отметить, что существенный результат будет возможен лишь при взаимных интересах: как ДЛТО, так и физических лиц.

Использованные источники:

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.07.2019 № 124 «О таможенном декларировании товаров для личного пользования»// СПС «КонсультантПлюс».
  3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 259 «О требованиях, применяемых к обустройству системы двойного коридора в местах прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза и убытия с этой территории» // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru.