Стр. 113

Ташматова Д.Г.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТОКОЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС РОССИИ

УДК 339.543

Д.Г. Ташматова, студент 5 курса факультета таможенного дела Российской таможенной академии

Аннотация. В данной статье проанализированы актуальные вопросы протокольного обеспечения в международной деятельности ФТС России, их влияние на развитие международного таможенного сотрудничества, а также пути их совершенствования.

Ключевые слова: протокол, протокольное обеспечение, международное таможенное сотрудничество, делегация, актуальные вопросы, Управление таможенного сотрудничества ФТС России.

Для достижения высокой эффективности международного таможенного сотрудничества (далее – МТС) таможенные органы Российской Федерации применяют протокольную деятельность, которая позволяет регламентировать порядок взаимодействия таможенных органов России с иностранными делегациями, учитывая национальные особенности, а также упростить выезд российских делегаций на территорию иностранных государств в рамках МТС.

Каждое государство вправе самостоятельно определять правила протокола, основываясь на существующей международной практике, с учетом принципов международной вежливости и взаимности, национальных традиций и обычаев друг друга.

Международная вежливость основывается на недопущении дискриминации между представителями государств, национальностей, религии. Она выражает уважение во взаимоотношениях на уровне государств и их представителей на международной арене[1].

Таблица 1

Сравнительная характеристика особенностей приема иностранных делегаций

СтранаВкусовые предпочтенияНациональные особенности цветочного этикетаУровень знания английского языка и необходимость переводчика
ИндияДо 40% индийцев являются вегетарианцами, поэтому предпочитают свою национальную кухню. Однако те индийцы, которые едят мясо, воздерживаются от употребления говядины, так как корова является священным животным в Индуизме. Мусульмане, проживающие в Индии, не употребляют  свинину в пищу.Лотос является национальным цветком. Приветствуются жасмин, орхидея. Запрещены любые белоснежные растения, кроме жасмина. Белый оттенок в Индии символизирует траур, поэтому в подарках его не используют.Государственные языки Индии – хинди и английский. Наряду с этими языками распространены диалекты. Следовательно, английский язык имеет акцент, который в некоторых случаях сложен для восприятия на слух европейцам. Необходим переводчик.
КазахстанИслам является основным религиозным институтом Казахстана, мусульмане составляют свыше 70 % населения страны. Свинину в пищу не употребляют. Из мяса казахи предпочитают говядину, конину, баранину. Любят разнообразие, поэтому расположены к русской кухне.Самыми популярными цветами в Казахстане являются розы, хризантемы и гвоздики.Русский язык в Казахстане — один из двух самых распространенных языков Казахстана, второй по числу носителей в качестве родного языка и первый по общему числу владеющих. Нет необходимости в переводчике.

Анализ практики протокольного обеспечения МТС в Российской Федерации в части организации приема иностранных делегаций позволил выявить ряд организационных вопросов, требующих решения с целью повышения качества международной деятельности ФТС России. Данные, приведенные в таблице 1, указывают на то, что для делегаций, прибывающих из разных стран, требуются различные подходы к разработке программ приема и организации досуговых мероприятий.

Один из актуальных вопросов протокольного обеспечения МТС в России связан с отсутствием методических рекомендаций по организации досуговых мероприятий для иностранных делегаций, которые прибывают в Россию в рамках МТС. На сегодняшний день должностные лица Управления таможенного сотрудничества Федеральной таможенной службы (далее – УТС ФТС) России, а именно должностные лица отдела протокольного обеспечения, организуют досуговые мероприятия для иностранных делегаций в рамках выделенного на мероприятие бюджета только с учетом накопленного практического опыта.

Стоит отметить, что при организации приема иностранной делегации необходимо учитывать некоторые аспекты, касающиеся принимаемой стороны, чтобы не допустить неуважения к их национальным особенностям, религии и нации в целом. Приемы в государственных органах и организациях требуют тщательной подготовки для достижения взаимных целей, учитывая нормы международного протокола.

С целью решения данного вопроса обеспечения протокольной деятельности в рамках МТС целесообразно было бы разработать пакет методических рекомендаций для организации приема иностранных делегаций с учетом их национальных особенностей.

Такие рекомендации могли бы включать в себя следующую информацию:

– вкусовые предпочтения иностранной делегации (как относятся к русской кухне, предпочитают ли национальную кухню или нет);

– национальные особенности цветочного этикета при встрече делегации (например, перечень цветов, которыми нельзя украшать места проведения конференций, рекреационные места и т.д.);

– уровень знания английского языка и наличие национального акцента (позволит определить необходимость переводчика);

– продукты, которые представители иностранной делегации не употребляют в пищу (например, свинина, говядина и т.д.);

– национальные напитки, которые можно выставлять на кофе-брейках;

– даты национальных праздников;

– особенности посещения мероприятий (прибывают в назначенный срок, прибывают заранее, опаздывают на мероприятие, могут вовсе не приехать на мероприятие);

– перечень стран, с которыми у иностранного государства нестабильные или конфликтные политические отношения;

– особенности обращения к представителям делегации женского пола и т.д.

Методические рекомендации по национальным особенностям делегаций на наш взгляд позволят упростить подготовку со стороны ответственных должностных лиц УТС ФТС России при их приеме и минимизировать риски, описанные выше. При этом, необходимо отметить, что такие методические рекомендации желательно разрабатывать для всех стран, которые могут быть потенциальными визитерами мероприятий в рамках МТС.

Одним из способов получения максимальной прикладной информации после проведения мероприятий в рамках МТС может выступать анкетирование должностных лиц УТС ФТС России, которые принимали непосредственное участие в организации и проведении мероприятия.

Необходимость проведения такого анкетирования обусловлено недостаточным объемом верифицированной информации из открытых источников о национальных особенностях той или иной страны. Практика показывает, что наибольшие трудности при организации мероприятий в рамках МТС могут выявляются чаще всего при непосредственном общении организаторов с представителями иностранных делегаций. На основании анкетирования должностных лиц УТС ФТС России можно будет выявить актуальные вопросы при взаимодействии с представителями разных иностранных государств, что позволит оперативно минимизировать риски, связанные с деловой репутацией и тем самым повысить эффективность МТС в России.

Осуществление протокольной деятельности ФТС России включает в себя не только организационные вопросы, но и необходимость финансового обеспечения таких мероприятий с учетом ряда специфических факторов.       В настоящее время в части финансового обеспечения протокольной деятельности ФТС России достаточно четко регламентированы лимиты на финансирование досуга (культурной программы) иностранных делегаций. Одним из возможных способов оптимизации данного вопроса является разработка инструментов гибкого финансирования с учетом как национальных особенностей, так и уровней иностранных делегаций[2], таких как:

– делегации, возглавляемые руководителями иностранных таможенных служб и международных организаций;

– делегации, возглавляемые иными лицами, за исключением руководителей иностранных таможенных служб и международных организаций (уровень экспертов).

 Для разработки нормативов финансирования протокольных мероприятий на наш взгляд целесообразно учитывать такие факторы, как:

– уровень иностранной делегации;

страна иностранной делегации;

– цель приема иностранной делегации;

– формат приема (очное мероприятие или мероприятие в смешанном формате с использованием видео-конференц-связи);

– программа проведения приема (размещение иностранной делегации, официальный обед, культурная программа)

– сложность и многогранность программы приема иностранной делегации;

– необходимость перемещения между городами, принимающей стороны.

Разработка таких инструментов оптимизации протокольной деятельности в части приема иностранных делегаций позволит на наш взгляд повысить качество организации проведения мероприятий и обеспечить формирование позитивного имиджа ФТС России на арене мировой таможенной дипломатии. Протокольная деятельность играет важную роль в международном таможенном сотрудничестве. Она является комплексной, самостоятельной деятельностью, охватывающей государственные, коммерческие структуры, а также международные организации.  Организационные, финансовые и иные вопросы обеспечения протокольной деятельности могут быть оптимизированы для достижения целей международного таможенного сотрудничества и таможенной дипломатии по обеспечению взаимного учета интересов сторон, укрепления международных контактов и долгосрочного сотрудничества.


[1] Протокольное обеспечение международного таможенного сотрудничества: учебник / В.Б. Мантусов, Д.А. Дитц, А.В. Барцаев. М.: РИО Российской таможенной академии, 2021. 74.

[2] Приказ ФТС России от 21.11.2018 г. №1888 «Об утверждении Правил организации приема иностранных делегаций (отдельных лиц) в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, а также протокольного реагирования».

Использованные источники:

  1. Приказ ФТС России от 27.09.2012 № 1948 «Об утверждении Положения об организации и порядке осуществления международной деятельности ФТС России».
  2. Приказ ФТС России от 21.11.2018 г. №1888 «Об утверждении Правил организации приема иностранных делегаций (отдельных лиц) в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, а также протокольного реагирования».
  3. Протокольное обеспечение международного таможенного сотрудничества: учебник / В.Б. Мантусов, Д.А. Дитц, А.В. Барцаев. М.: РИО Российской таможенной академии, 2021. 97-98.
  4. Барцаев А. В. Протокольная система управления международными мероприятиями в таможенных органах Российской Федерации / А. В. Барцаев // Вестник Российской таможенной академии. – 2021. – № 2(55). – С. 105-108.
  5. Особенности этикета в Индийской культуре [Электронный ресурс]. URL: https://etikket.ru/geograficheskij-etiket/indijskij-etiket.html.