Стр. 13

Кириллов А.А.
ЗНАЧИМОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

А.А. Кириллов, студент 3 курса бакалавриата юридического факультета Российской таможенной академии

Научный руководитель: Е.С. Недосекова, доцент кафедры административного и финансового права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук

e-mail: e.nedosekova@customs-academy.ru

Аннотация. В статье освещается проблема привлечения к ответственности в сфере таможенного дела. Благодаря изучению норм административного права и судебной практики обозначена безусловная важность предупреждения и пресечения правонарушений в данной сфере, а также значимый вклад в экономику Российской Федерации.

Ключевые слова: таможенное дело, административное правонарушение, предмет административного правонарушения, федеральный бюджет, административный штраф, профилактика правонарушений и преступлений.

Основополагающим направлением в сфере таможенного дела принято считать ведение деятельности таможенных органов по борьбе с правонарушениями и преступлениями в пределах их компетенции. Однако, согласно официальной статистике, заимствованной с сайта Федеральной таможенной службы, преимущественное количество дел, возбужденных в таможенными органами, относятся к административному судопроизводству.

Таким образом для того, чтобы полностью раскрыть представленную тему необходимо начать с дефиниции понятия «административного правонарушения». Согласно части первой статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) «административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность» [1].

Если конкретизировать именно правонарушения в сфере таможенного дела, то им посвящены все 24 статьи 16 главы в КоАП РФ. Так же в статье 19.7.13. КоАП РФ говорится об административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление втаможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, а в пункте 2 статьи 23.8 КоАП РФ говорится о лицах, которые наделены полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов.

Наиболее актуальными статистическими данными, размещенными на сайте Федеральной таможенной службы, касающимися показателей правоохранительной деятельности таможенных органов по линии административного судопроизводства за 2019 год, являются следующие:

«В 1 полугодии 2022 года выросло количество дел, возбуждаемых таможенными органами по линии административного производства (АП). По результатам отчетного периода таможенниками возбуждено 74 370 дел, что на 11,2% больше, чем в аналогичном периоде 2021 года (66 858 дел об АП). При этом более половины дел приходится на юридических лиц (38 479 дел об АП или 51,7%).

Предметами АП в отчетном периоде чаще всего являлись валюта, табачные изделия, продукция растительного происхождения, легковые автомобили, оборудование, а также древесина и изделия из нее.

Так, в 1 полугодии 2022 года на 11,1% выросло количество дел, возбуждаемых в связи с нарушениями в области таможенного дела, предусмотренными главой 16 КоАП РФ. По этой статье возбуждено наибольшее количество дел – 42 753 (38 490 дел об АП в аналогичном периоде прошлого года).

Из них по статьям 16.1, 16.2, 16.3 и 16.4 КоАП РФ возбуждено 27 321 дело об АП, что составляет 36,7% от общего количества возбужденных дел об АП.

Кроме того, таможенными органами возбуждено 22 341 дело за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров (ст. 19.7.13 КоАП РФ) и 4 027 дел – за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения дел об АП (в том числе возбужденных в предыдущих периодах) вступило в законную силу 71 283 постановления о назначении административных наказаний по делам об АП.

По 33 950 постановлениям в рамках возбужденных дел об АП взыскано административных штрафов на сумму 1,3 млрд рублей.

В уполномоченные органы передано имущество общей стоимостью 3,038 млрд рублей (на основании 7 227 постановлений об обращении товаров в федеральную собственность)» [2].

Вышеуказанные статистические данные были приведены мной с целью того, чтобы указать на значимость административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела. Во-первых, мы видим насколько сильно деятельность таможенных органов влияет на федеральный бюджет Российской Федерации, так как речь идет о суммах, которые значительны даже для федерального уровня. В этом и заключается суть осуществления компенсационной функции административной ответственности по данному виду правонарушений, однако компенсируются средства не конкретного лица, а федерального бюджета в целом, что является еще более существенным. Во-вторых, предметами административных правонарушений, согласно статистике, помимо валюты, являются табак, алкогольная продукция и текстильные материалы.      

Все из перечисленных предметов правонарушения оказывают прямое влияние за здоровье человека. Именно поэтому важно, чтобы данные товары были задекларированы в соответствии с их действительными характеристиками и техническим предназначением.

Отметим, что одной из главных функций административной ответственности является профилактика и пресечение дальнейших преступлений. Нередко получается так, что лицо, являющееся злостным правонарушителем, рано или поздно переходит грань административной ответственности и привлекается к уголовной ответственности. Или же можно привести в пример факт того, что как за простейшим правонарушением скрывается серьезное преступление.

«Уссурийские таможенники обнаружили 20 незадекларированных смартфонов марки iPhone в кабине прибывшей из Китая фуры. Товары водитель пытался сокрыть от таможенного контроля, завернув их в наволочки и спрятав под матрасом спального места» [3] – говорится на сайте Федеральной таможенной службы об одном из последних правонарушений раскрытых таможенниками. В отношении мужчины, который являлся перевозчиком данных товаров, возбуждено дело об административном правонарушении. По решению суда нарушителю может быть назначен штраф в размере от одной второй до трехкратной стоимости от рыночной стоимости товаров (которая примерно оценивается от 800 тысяч рублей до 1,5 миллиона рублей), согласно части 2 статье 16.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Подразумевается, что ни один человек, находясь в здравом рассудке не решится пойти на такой необоснованный риск повторно. Данный пример и будет показывать то, насколько важную роль играет функция административной ответственности по профилактике преступлений и повторных правонарушений.

Подводя итоги, следует сказать о том, что, не смотря на, достаточно большое количество нормативных правовых актов, которые раскрывают сущность и конкретные правонарушения, за которые наступает административная ответственность в таможенной сфере, в научной сфере практически не существует учебных пособий, которые широко и полномасштабно раскрывают значимость конкретно ответственности за так называемые «таможенные» правонарушения.

Можно сделать вывод, что единственным нормативным правовым актом, который направлен на урегулирование вышеуказанных правоотношений, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Даже такой масштабный документ как таможенный кодекс Евразийского экономического сообщества только лишь ссылается на КоАП РФ, например стать 123 главы 18 ТК ЕАЭС: «В случае выявления административного правонарушения или преступления выпуск товаров до завершения производства по делу об административном правонарушении (административного процесса) или завершения производства по уголовному делу производится таможенным органом при условии, что такие товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств-членов» [4].

Подводя итоги, все это еще раз напоминает нам, насколько важны научно-исследовательские работы и конференции такого уровня, ведь пробелы в нормативных правовых актах должны быть приближены к нулю, а это возможно только благодаря научно-исследовательским работам, которые придаю проблемным вопросам большую огласку.

Использованные источники:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  2. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2022 год // [Электронный ресурс] URL: customs.gov.ru, Официальный сайт ФТС России.
  3. Новости ФТС России «На российско-китайской границе таможенники обнаружили 20 iPhone под матрасом водителя фуры» // [Электронный ресурс] URL: customs.gov.ru, Официальный сайт ФТС России.
  4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза от 11.04.2017 //Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] URL: www.pravo.gov.ru, 09.01.2018, № 0001201801090004.