Стр. 13

Гвоздовский В.И.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СТАТУСА КРИПТОВАЛЮТ В РОССИИ

В.И. Гвоздовский, магистрант 2 курса юридического факультета Российской таможенной академии

Научный руководитель: Е.С. Недосекова, доцент кафедры административного и финансового права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные проблемы законодательного регулирования статуса криптовалют в России, основные перспективы развития. Приводится и анализируется правовая основа криптовалют, действующая на сегодняшний день.

Ключевые слова: криптовалюта, правовое регулирование, Банк России, цифровые финансовые активы, майнинг.

В настоящее время криптовалютный рынок быстро растет как в России, так и во всем мире. В декабре 2021 года общая капитализация достигла 2,3 триллиона долларов США. Это соответствует примерно 1% мировых финансовых активов. Хотя процент платежных операций, приходящихся на криптовалюты весьма незначителен по сравнению с классическими платежными системами, криптовалюты активно применяются для платежей во всем мире. Этому способствует высокий уровень анонимности, быстрая скорость обмена, а также возможность осуществлять данные операции без взимания комиссий. По сегодняшним данным, объем криптовалютных транзакций российских граждан достигает 5 млрд долларов в год. Граждане России являются активными пользователями бирж и онлайн-платформ для торговли криптовалютами. Россия также занимает одно из первых мест в мире по размеру мощностей, используемых в рамках майнинга криптовалют [1].

Тем не менее, кроме преимуществ, имеется ряд рисков, связанных с криптовалютами. Благодаря присущей им анонимности, криптовалюты часто применяются преступниками как средство платежа. Их распространение облегчает преступные операции, вымогательство и взяточничество и бросает вызов глобальной системе борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. При этом важно отметить, что благодаря блок-чейн технологиям, лежащим в основе всех криптовалют, обеспечить транспарентность при платежах и их использованием представляется невозможным.

По мнению Банка России, использование цифровых валют ограничивает суверенитет денежно-кредитной политики и поэтому требует постоянного поддержания высокой базовой процентной ставки для контроля инфляции. Это снижает доступ к кредитам для граждан и предприятий. Распространение криптовалют приводит к оттоку сбережений граждан в ее теневой сектор, тем самым снижая возможности государства по финансированию реального сектора экономики, и как следствие снижению темпов ее роста. Все вышеобозначенное делает проблему регламентации цифровых валют в России важной, актуальной, и злободневной.

В докладе Банка России от 6 ноября 2022 года «Развитие рынка цифровых активов в Российской Федерации» говорится, что в России уже имеется необходимая нормативно-правовая база для создания рынка цифровых прав. В то же время трудности, с которыми сталкиваются участники криптовалютного рынка, указывают на ряд пробелов в его регулировании. В частности, статус терминалов для продажи и обмена криптовалют на реальные деньги, майнинг, включая импорт оборудования для майнинга криптовалют, обмен криптовалют на рубли и правила наследования криптовалют продолжают оставаться за рамками правового регулирования.

В целях устранения пробелов в законодательной базе Банк России принял ряд мер в рамках Федерального закона от 14 июля 2022 года № 331-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и приостановлении действия отдельных положений статьи 5.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» [2].

Банк России изменил правила торговли цифровыми финансовыми активами (ЦФА) через платформы. Прежде оператор платформы должен был быть кредитной организацией (банком или небанковской кредитной организацией) или быть аффилированным с соответствующими кредитными организациями или платежными системами для того, чтобы осуществлять такую деятельность. Однако прежнее законодательство не позволяло действующему кредитору получить данную лицензию. Для этого в Закон о национальной платежной системе [3] и Закон о ЦФА [4] были добавлены поправки, позволяющие операторам, не являющимся кредитными организациями, обрабатывать сделки с цифровыми правами операции непосредственно через платформу.

Банк России также расширил перечень ЦФА, доступных для неквалифицированных инвесторов. Предыдущие нормативные акты сужали круг ЦФА, доступных для неквалифицированных инвесторов, не ограничивая максимальный размер активов, которые могут быть приобретены. Для того чтобы улучшить возможности для привлечения денежных средств физических лиц, список ЦФА, доступных для неквалифицированных инвесторов, был расширен за счет включения в него ЦФА с низким уровнем риска – так называемые голубые фишки. Объем обязательств по ним будет находиться в зависимости от изменения стоимости акций компаний при выполнении определенных условий, обеспечивающих надлежащее исполнение обязательств по таким ЦФА.

Другое важное новшество – это усовершенствованный механизм залога, для обеспечения обязательства по ЦФА. Новые правила упрощают этот процесс, поскольку обременение ценных бумаг залогом в учетной системе производится в пользу всех обладателей ЦФА конкретного выпуска, что устраняет необходимость верификации отдельных покупателей.

Не менее важно упомянуть тот факт, что Банк России усовершенствовал механизмы защиты информации и непрерывности операций по ЦФА. Для борьбы с незаконными операциями с ЦФА Банк России разработал требования [5] по защите информации для администраторов информационных систем, на которых выпускаются или обмениваются ЦФА. Требования включают в себя мероприятия в области улучшения безопасности инфраструктуры администратора, внедрение безопасных технологии обработки информации, повышение уровня безопасности в рамках клиентских приложений и ряд мер, таких как процедуры реагирования на инциденты [6].

В апреле 2021 года Банк России определил систему мер и процедур по обеспечению необходимой бесперебойности операций ЦФА и целевые показатели непрерывности предоставления услуг, которые должны быть достигнуты организациями, осуществляющими операции ЦФА.

В рамках данной темы также важно отметить проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7].

Законопроект вносит поправки в закон, регулирующий оборот цифровой валюты, а именно в Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О внесении изменений в закон О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8]. Законопроект вводит в оборот три новых формулировки.

Майнинг цифровой валюты – это деятельность по проведению математических вычислений путем эксплуатации вычислительных устройств и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую технологию распределенного реестра, имеющих целью создание цифровой валюты и (или) получение вознаграждения в цифровой валюте. 

Майнинг-пул – это совокупность мощностей нескольких вычислительных устройств, принадлежащих разным владельцам (далее – участники майнинг-пула), которые используются для майнинга, полученная в результате которого цифровая валюта распределяется между владельцами этих вычислительных устройств.

Создание цифровой валюты в Российской Федерации – операции по созданию цифровой валюты с использованием российской вычислительной инфраструктуры и/или пользовательского оборудования, расположенного на территории Российской Федерации.

Важно учесть также то, что проект Закона предусматривает, что требования к деятельности как лиц, осуществляющих майнинг, так и участников майнинг-пулов будут в будущем определены Правительством РФ совместно с Банком России. Также в дальнейшем предполагается создание надзорного органа в области майнинга. Проект предусматривает, что цифровой валютой, полученной в процессе майнинга, может распоряжаться эмитент цифровой валюты. Однако, устанавливается запрет на применение российской информационной инфраструктуры для операций с этой валютой, за исключением операций в соответствии с установленным экспериментальным правовым режимом, правила для которого находятся в процессе разработки. Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что государство постепенно движется в сторону дальнейшей легализации криптовалют и их производства. Принятые меры будут способствовать выведению отрасли из теневой сферы в легальное русло.

Использованные источники:

  1. Криптовалюты: тренды, риски, меры. доклад для общественных консультаций [Электронный ресурс] // Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс] URL: https://cbr.ru/.
  2. Федеральный закон от 14.07.2022 № 331 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 5.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://Pravo.gov.ru/.
  3. Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://Pravo.gov.ru/.
  4. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://Pravo.gov.ru/.
  5. Положение Банка России от 20.04.2021 № 757 П «Об установлении обязательных для некредитных финансовых организаций требований к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков в целях противодействия осуществлению незаконных финансовых операций». // «Вестник Банка России» от 7 июля 2021 г. № 42.
  6. Положение Банка России от 15.11.2021 № 779 П «Об установлении обязательных для некредитных финансовых организаций требований к операционной надежности при осуществлении видов деятельности, предусмотренных частью первой статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в целях обеспечения непрерывности оказания финансовых услуг (за исключением банковских услуг)». // [Электронный ресурс] сайт Банка России URL: http://www.cbr.ru.
  7. Проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Система обеспечения законодательной деятельности.
  8. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] URL: http://Pravo.gov.ru/.