Власова Д.Ф.
РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ МЕХАНИЗМА ОБМЕНА ЭЛЕКТРОННЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ НАКЛАДНЫМИ В ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
УДК 339.544
Д.Ф. Власова, студент факультета таможенного дела
Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии
e–mail: dashu0703@gmail.comНаучный руководитель – А.Л. Поль-Мари, старший преподаватель кафедры информатики и информационных таможенных технологий
Аннотация. В статье рассматривается процесс перехода транспортных накладных в электронный формат, подготовка нормативно-правовой базы Евразийского экономического союза, а также возможность разработки Единой базы данных e-CMR в пространстве Союза. Автором предлагаются предложения по внедрению механизма обмена электронными накладными e-CMR в ЕАЭС.
Ключевые слова: электронная транспортная накладная, единая база данных e-CMR, межгосударственное информационное взаимодействие.
Электронное таможенное декларирование товаров неразрывно связано с системой международных перевозок. Межгосударственное взаимодействие, а также необходимость ускорения процессов в ведении международной торговли побуждают страны к переходу на более масштабное использование цифровых технологий.
Одной из основных тенденций в мире международных перевозок и логистики является цифровизация происходящих экономических процессов. Основным элементом перехода к цифровой трансформации является внедрение электронных накладных, а также переход на полный отказ от бумажного документооборота в сфере международных перевозок.
Основные правила международных перевозок закреплены в Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) автомобильным транспортом, наиболее известной как CMR. Еще в 2011 году на основе данной Конвенции был подписан протокол, предполагающий применение электронных транспортных накладных, носящих название e-CMR. В настоящее время к данному протоколу присоединились более 30 стран, в том числе и Российская Федерация.
Транспортная накладная является фактическим подтверждением заключения договора о перевозке груза, а ее переход в электронный формат – значительным шагом к полному безбумажному документообороту в Российской Федерации.
По состоянию на первую половину 2022 года нормативная база по переходу на электронные транспортные накладные в России утверждена частично. Пока участники коммерческих перевозок могут оформлять транспортную накладную в электронном формате по своему желанию.
Одним из главных документов, утверждающих формат электронной транспортной накладной, сопроводительной ведомости и заказа, является приказ ФНС от 09.12.2021 № ЕД-7-26/1065@, который вступил в силу 11 января 2022 года. С 1 марта до 1 сентября будет действовать переходный период. В это время участники грузоперевозок смогут оформлять e-CMR в формализованном виде и в других форматах, которые ранее были приняты у ряда крупных организаций.
Следует отметить, что Республика Беларусь также присоединилась к протоколу к КДПГ, касающемуся электронной накладной, что в свою очередь позволило расширить сферу применения электронного документооборота.
В соответствии с данным международным протоколом Советом Министров Республики Беларусь 30 декабря 2019 года было принято Постановление № 940 «О функционировании механизма электронных накладных», которое на законодательном уровне закрепляет механизм использования товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов».
Межгосударственное информационное взаимодействие в рамках государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) предусмотрено Стратегией развития евразийской экономической интеграции до 2025 года и осуществляется с использованием Интегрированной информационной системы Союза (ИИС Союза).
Для реализации механизма обмена электронными накладными e-CMR необходимо реализовать следующие этапы:
1. Подготовка нормативно-правовой базы на национальном уровне, то есть создание и принятие протокола об электронной транспортной накладной e-CMR в каждом отдельно взятом государстве-члене ЕАЭС.
2. Подготовка нормативно-правовой базы на международном уровне, включающей в себя создание единого стандарта и заключение соглашения о взаимном обмене данными электронной транспортной накладной e-CMR.
3. Разработка единой международной базы данных электронных транспортных накладных e-CMR, которая будет включать в себя необходимые для прохождения таможенного контроля сведения.
Процедура внедрения механизма e-CMR уже была частична начата в Российской Федерации и Республике Беларусь и регламентируется национальными нормативно-правовыми актами. Поскольку форматы и содержание данных транспортных накладных в государствах-членах ЕАЭС соответствуют друг другу, то разработка единого нормативно-правового акта внедрения механизма e-CMR может быть осуществлена на примере нормативной базы России и Беларуси.
Появление единого стандарта по внедрению e-CMR в отдельно взятых государствах-членов ЕАЭС может стать первым шагом к формированию единой международной нормативно-правовой базе электронных транспортных накладных, который на законодательном уровне будет устанавливать единый формат данных для передачи информации e-CMR на международном уровне.
Следующим шагом внедрения единого механизма обмена данными e-CMR является подготовка и создание единой базы данных электронных транспортных накладных e-CMR между странами ЕАЭС. Единая база данных включает в себя сведения, содержащиеся в электронной транспортной накладной, а доступ к ней будет предоставляться федеральным органам исполнительной власти.
Для построение Единой базы данных e-CMR пространства ЕАЭС была построена контекстная диаграмма, основанная на нотации IDEF0. Данная диаграмма представлена на рис. 1 и рис. 2.
Рис. 1. Контекстная диаграмма построения Единой базы данных
e-CMR пространства ЕАЭС
Рис. 2. Диаграмма декомпозиции первого уровня механизма БД e-CMR
Основываясь на существующих разработках в России и Беларуси в сфере внедрения электронных транспортных накладных e-CMR была составлена концептуальная модель механизма обмена электронными накладными e-CMR в пространстве ЕАЭС. Данная модель представлена на рис. 3.
Рис. 3. Механизм обмена электронными накладными e-CMR
в пространстве ЕАЭС
Алгоритм предоставления электронной транспортной накладной e-CMR:
1. Заключение сделки между грузоотправителем и грузополучателем.
2. После заключения сделки грузоотправитель передает товар, а также необходимые сведения e-CMR перевозчику.
3. Передача данных e-CMR от перевозчика в Единую базу данных e-CMR пространства ЕАЭС и присвоение электронной транспортной накладной уникального кода ID.
4. При проведении контроля таможенный орган запрашивает электронную транспортную накладную из Единой базы данных e-CMR пространства ЕАЭС по уникальному номеру ID.
Следует отметить, что концептуальная модель механизма e-CMR для взаимного обмена данными между государствами-членами ЕАЭС отвечает следующим рекомендациям и принципам, изложенным в Протоколе e-CMR:
– целостность и неизменность данных;
– взаимное доверие заинтересованных сторон друг к другу;
– взаимное признание нормативно-правовых актов о международном электронном обмене данными;
– доверие к системе со стороны заинтересованных лиц;
– сторона, обладающая правами, возникающими на основании электронной накладной, должна быть в состоянии продемонстрировать наличие такого права везде, где применяется Конвенция и Протокол e-CMR к ней;
– осуществление упрощения международных перевозок во всех регионах, где применяется Протокол e-CMR;
– осуществление защиты персональных данных всех заинтересованных сторон;
– единые процедуры аутентификации и форматы составления электронной накладной.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для успешного внедрения механизма обмена электронными накладными e-CMR в пространстве ЕАЭС необходима разработка не только национальной нормативно-правовой базы, но и утверждение международного Соглашения в рамках государств-членов ЕАЭС.
Поскольку в настоящий момент национальная нормативно-правовая база, касающаяся полноценного перехода на электронные транспортные накладные, утверждена только в России и Беларуси, то разработка Соглашения о взаимном обмене данными e-CMR требует скорейшего принятия актов национального законодательства в отношении электронных транспортных накладных остальными государствами-членами Союза. Возможность создания Единой базы данных e-CMR пространства ЕАЭС станет возможным только после полного принятия национальной и международной правовой базы в рамках ЕАЭС. В случае осуществления грамотного функционирования Единой базы данных e-CMR пространства ЕАЭС станет возможно в значительной степени сократить время проверки федеральными органами исполнительной власти необходимых данных.
Использованные источники:
- Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 №Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Приказ ФНС России от 09.12.2021 № ЕД-7-26/1065@ «Об утверждении форматов электронной транспортной накладной, электронной сопроводительной ведомости и электронного заказ-наряда» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2019 № 940 «О функционировании механизма электронных накладных» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (Заключена в г. Женеве 19.05.1956, вступила в силу для СССР 01.12.1983) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».