Стр. 21

Гуров С.В.
ЭКСТРАДИЦИЯ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА

С.В. Гуров

Научный руководитель: Г.А. Артёмов

Аннотация. В данной статье подробно рассматривается роль экстрадиции в обеспечении сохранности государственного суверенитета, а также актуальные проблемы в осуществлении данной процедуры. Помимо этого, предоставляются статистические данные и анализируется международное законодательство.

Ключевые слова: экстрадиция, суверенитет, государственный суверенитет, международное право, законодательство.

«Выдача преступников (экстрадиция) – передачапреступника государством, на территории которого он находится, другому государству по требованию последнего для привлечения к уголовной ответственности или исполнения вступившего в законную силу приговора»[1]. Институт экстрадиции на сегодняшний день является одним из лидирующих способов сотрудничества государств в сфере уголовно-правовых отношений. Более того, вышеупомянутая процедура играет одну из важнейших ролей в сохранении государственного суверенитета, что особенно необходимо в наше время. Но начало Специальной военной операции на Украине (далее – СВО) значительно сместила роль экстрадиции в механизме сохранения государственного суверенитета. Этим и обусловлена актуальность данной научной статьи.

Как нам известно из курса конституционного права, суверенитет — это не только независимость государства во внешних делах, но верховенство власти во внутренних делах. Исходя из того факта, что концепция экстрадиции была разработана с целью сделать невозможным избежание ответственности путем перемещения в другое государство, можно сделать вывод о том, что экстрадиция поддерживает верховенство власти во внутренних делах государства, сохраняя контроль над собственной территорией и гарантируя соблюдение внутреннего законодательства и правопорядка, занимая при этом важное место в сохранении государственного суверенитета.

Таким образом, мы выяснили, что экстрадиция является одним из ключевых факторов сохранения государственного суверенитета. Однако, этот фактор трудно назвать стабильным в виду того, что он напрямую зависит от текущего состояния отношений между странами. Во-первых, проблема в процедуре экстрадиции может быть связана с отсутствием договоров или соглашений об экстрадиции между государствами. В таких случаях, передача преступника может быть затруднена или невозможна. Примером могут служить действия властей США, которые за последние 10 лет отказали в выдаче РФ 20 преступников, ссылаясь на отсутствие двустороннего договора о выдаче.[2] Во-вторых, если между государствами возникает политическая напряженность, то экстрадиция может быть отклонена из-за опасений, что передача лица может быть использована в политических целях или, что лицо может быть подвергнуто преследованиям или нарушениям прав на территории, куда оно должно быть экстрадировано. И тот факт, что государства, о которых идет речь, являются участницами договора об экстрадиции, тоже не дает никаких гарантий. Об этом свидетельствует статистика движения дел об экстрадиции после начала СВО.

По состоянию на декабрь 2022 года, Генпрокуратура РФ получила 56 отказов в выдаче преступников из заграницы. Причиной этому послужила политическая составляющая, а именно СВО, породившая волну русофобии по всему миру. «Не могу не отметить случаи политической ангажированности при отказах в экстрадиции со стороны ряда государств», — отметил Генеральный прокурор РФ И.В. Краснов, добавив, что этим чаще всего руководствовались в Германии, Чехии, Австрии, Великобритании, Черногории, Польше, Италии и Болгарии.[3] Рассмотрим один из ярких примеров, подтверждающий политическую мотивированность решений одной из вышеперечисленных стран. Красноярским краевым судом в 2006 году был приговорен к 20 годам лишения свободы за разбойное нападение (ст. 162 УК РФ) и сопряженное с ним убийство (ст. 105 УК РФ) гражданин РФ Михаил Голиков. После замены оставшейся части наказания на принудительные работы Голиков сбежал за границу. В декабре 2021 года Окружным судом Дюссельдорфа (Германия) было принято решение об экстрадиции гражданина РФ на родину, но, через месяц после начала СВО, Министерство Иностранных Дел Германии признало выдачу преступника невозможной.[4] Еще одним наглядным примером может служить дело бывшего начальника тюрьмы Евгения Сергеева, обвиняемого в краже. 29 марта 2022 года Пражский городской суд отклонил ходатайство об экстрадиции Сергеева в Россию в связи с «изменением обстоятельств после начала СВО».[5]

И это только малая часть примеров, характеризующих политическую мотивированность решений западных государств в вопросах экстрадиции после начала Специальной военной операции. По словам Генпрокурора РФ, в связи с данными событиями было свернуто сотрудничество прокуратур по линии Совета Европы и Совета государств Балтийского моря. Более того, Российская Федерация была вынуждена отказаться от членства в Международной ассоциации прокуроров. Причиной этому послужило уклонение организации от ее уставных целей, которые должны достигаться с соблюдением принципа беспристрастности и неполитизированности прокуроров. На данный момент Генеральная Прокуратура РФ призывает европейские государства «проявить конструктивный подход, обеспечить деполитизированное и ответственное взаимодействие правоохранительных ведомств»[6]. Таким образом, мы рассмотрели институт экстрадиции как механизм сохранения государственного суверенитета и выявили актуальные на сегодняшний день проблемы в работе данного механизма. Если говорить про отсутствие договоров об экстрадиции с перечнем стран – проблема может быть решена путем заключения соответствующих договоров, либо осуществлением экстрадиции без каких-либо договоров, если это не противоречит законодательству запрашиваемой стороны. Вторая же, основная на сегодняшний день проблема, к сожалению, не может быть решена так просто. Специальная военная операция на Украине негативно повлияла не только на институт экстрадиции, но и на сферу международного сотрудничества по противодействию преступности с западными государствами. Причиной этому послужило несоблюдение европейскими странами принципов беспристрастности и неполитизированности, а также сведению любого сотрудничества с Российской Федерацией на нет по политическим мотивам. Для решение этой проблемы необходима обоюдная заинтересованность государств в сотрудничестве, что на данный момент невозможно из-за нежелания европейских государств абстрагироваться от политической ситуации и объединить силы в борьбе с преступностью. Специальная военная операция показала нам истинную сущность западных государств, которые, пытаясь разрушить конституционный строй нашей державы, способствуют повышению роста международной преступности и другим вытекающим последствиям, не думая о безопасности своих граждан. «Искренне не понимаю, что они собираются делать с убийцами, насильниками и мошенниками, которых не согласились выдавать»[7], – отмечает Генеральный прокурор РФ.


[1] Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – с. 107.

[2] Новостной источник «РИА Новости» // https://ria.ru/20130722/951375816.html.

[3] Российское государственное федеральное информационное агентство «ТААС» // https://tass.ru/obschestvo/16857817.

[4] Cоветская и российская ежедневная общественно-политическая газета «Коммерсантъ» // https://www.kommersant.ru/doc/5458529.

[5]  Новостной источник Чешской Республики «Пражский Телеграф» // https://ptel.cz/2022/03/sud-ne-vydal-evgeniya-sergeeva-rossii/.

[6] Российское государственное федеральное информационное агентство «ТААС» // https://tass.ru/obschestvo/16857817.

[7] Информационное агентство «Интерфакс» // https://www.interfax.ru/russia/881755.

Использованные источники:

  1. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – с. 107.
  2. Новостной источник «РИА Новости» // https://ria.ru/20130722/951375816.html.
  3. Новостной источник Чешской Республики «Пражский Телеграф» // https://ptel.cz/2022/03/sud-ne-vydal-evgeniya-sergeeva-rossii/.
  4. Российское государственное федеральное информационное агентство «ТААС» // https://tass.ru/obschestvo/16857817.
  5. Cоветская и российская ежедневная общественно-политическая газета «Коммерсантъ» // https://www.kommersant.ru/doc/5458529.