Стр. 29

Гриднева П.Е., Клевогина М.С.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

УДК 339.9

Гриднева П.Е., Клевогина М.С., студенты 4 курса факультета таможенного дела Российской таможенной академии

e-mail: polina-gridneva@inbox.ru

e-mail: m.klevogina@customs-academy.ru

Научный руководитель – В.В. Макрусев профессор кафедры управления Российской таможенной академии, доктор физико-математических наук, профессор

e-mail: v.makrusev@customs-academy.ru

Аннотация. В статье рассмотрены элементы методологий стратегического планирования Российский Федерации, Всемирной таможенной организации и Сингапура. Проведён сравнительный анализ данных методологий, а также сформулированы выводы и рекомендации по совершенствованию российской методологии стратегического планирования.

Ключевые слова: стратегическое планирование, методология, стратегические документы, зарубежный опыт.

Стратегическое планирование – деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации (далее – РФ), субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности РФ [1].

В целях качественного обеспечения стратегического планирования были разработаны стратегические документы. На рисунке 1 представлена классификация документов, разрабатываемых на федеральном уровне [1].

Рис. 1. Классификация документов стратегического планирования

Проведя анализ стратегических документов, можно выявить закономерность в их логической системе построения. Ниже перечислены этапы формирования и структура самих документов.

1. Ретроспективный анализ (2000-2012 гг.)  для выявления основных проблем и анализа ситуации в целом;

2. Анализ развития мировой торговли и динамики (для корректировки своих направлений);

3. Определение направлений наиболее важных в экономике и их проработка;

4. Выбор направления развития экономики и характеристика таких направления;

5. Определение запасных сценариев (положительных и отрицательных);

6. Анализ статистических данных для составления прогнозных значений в выбранных направлениях;

7. Проработка развития других направлений, не имеющих серьезную стратегическую важность для государства;

8. Составление итоговых показателей для оценки достижения заданного направления;

9. Реализация;

10. Контроль.

ВТамО предлагает собственную методологию стратегического планирования.  Например, методология, представленная на рисунке 2, была использована для упрощения процесса стратегического управления непосредственно Всемирной таможенной организацией (далее – ВТамО).

В нашем понимании, имеется возможным адаптировать такую методологию для осуществления стратегического планирования как в государственном управлении, так и в таможенных органах и в коммерческих организациях [4].

Рис. 2. Методология стратегического планирования, предлагаемая ВТамО [6]

ВТамО использовало при формировании данных этапов Систему сбалансированных показателей (англ. — Balanced Scorecard, BSC). В результате применения ССП и использования методологии стратегического планирования ВТамО были сформированы национальные документы стратегического планирования.

В Стратегии развития таможенной службы определены целевые ориентиры, одним из которых является «полномасштабная цифровизация и автоматизация деятельности таможенных органов» включающую:

– цифровую трансформацию технологий таможенного оформления и таможенного контроля до и после выпуска товаров с использованием методов искусственного интеллекта и обработки больших объемов данных;

– применение самообучающейся интеллектуальной системы управления рисками;

– внедрение технологий, обеспечивающих автоматическое совершение таможенных операций без участия должностных лиц в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза и др.

Чтобы оценить успешность проведения стратегического планирования, в частности, в области цифровой трансформации с использованием искусственного интеллекта (далее – ИИ), следует обратиться к опыту зарубежных стран. Обратимся к модели ИИ Сингапура.

В настоящее время Сингапур приступает к реализации уже упомянутых национальных проектов в области искусственного интеллекта [2]:

1) Интеллектуальное экспедирование грузов;

2) Прогнозирование и лечение хронических заболеваний;

3) Таможенные операции;

4) Бесперебойные и эффективные муниципальные услуги;

5) Персонализированное образование посредством адаптивного обучения и оценки.

Рис. 3. Общая схема основных ориентиров в сингапурской Стратегии [2]

В рассматриваемой нами стране используется методология обсуждения в фокус-группах (FGD) [3]. FGD – это техника, при которой исследовательская группа собирает группу экспертов, чтобы обсудить или решить конкретный вопрос и создать взаимопонимание исходя из личного опыта, убеждений, восприятий и установок участников посредством интерактивного взаимодействия. Результаты, полученные в ходе таких тренингов, следует понимать, как коллективное мнение экспертов по исследуемой проблеме. Этот метод был выбран для того, чтобы выявлять, как различные заинтересованные стороны относятся к проблемам инновационного развития. Особенности и технология применения метода в таможенных органах России представлены нами в [4].

Проведя анализ Стратегии и методологии Сингапура, стоит выделить следующие аспекты, отличающие сингапурские стратегические документы от отечественных. Во-первых, значительный упор делается на международное сотрудничество. Одними из главных задач является укрепление авторитета и усиление позиций среди всего мирового сообщества. Во-вторых, программа построена со значительным учётом интересов клиентов. Полагаем, это должно усилить конкурентоспособность страны не только в международной торговле, но и других областях. В-третьих, Сингапур внедряет современные методы управления, такие, как FGD и другие. Исходя из этих наблюдений, стоит сказать, что Сингапур использует те методы, которые в РФ на практике используются недостаточно. Это обусловлено в том числе и тем, что Сингапур не имеет собственных ресурсов, и данная страна была изначально сильно зависима от импорта из других стран. Кроме того, политическая ситуация в Сингапуре сложилась иным образом, что позволяет ему полноценно пользоваться преимуществами международного сотрудничества. Из этого следует, что в современных условиях Российской Федерации необходимо совершенствовать методологию стратегического планирования с учетом особенностей инновационных трансформаций экономики и государственного управления (например, цифровой трансформации, интеллектуализации, сервисной адаптации и др.). При этом, по нашему мнению, некоторые аспекты из Стратегии Сингапура могут быть полезны для России такие, например, как упор на современные методы управления и конкретизация направлений развития. Таким образом, российская методология стратегического планирования использует в основном ретроспективные методы для формирования стратегических документов. Такие методы также рекомендует использовать ВТамО при подготовке организационных стратегических решений. В целом, можно сделать вывод, что стратегическое планирование в России требует дальнейшего развития, что, в частности, может быть достигнуто с учетом зарубежного опыта; при формировании инновационных подходов могут быть также полезны представленные элементы методологии стратегического планирования Сингапура.

Использованные источники:

  1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция).
  2. Singapore IP Strategy 2030 [Электронный ресурс]: URL: https://www.ipos.gov.sg/docs/default-source/default-document-library/singapore-ip-strategy-report-2030-18May2021.pdf.
  3. Conversations at the Intellectual Property and Artificial Intelligence Interface // Singapore Management University.
  4. Макрусев В.В. Стратегия развития таможенных институтов: проблемные вопросы проектирования и реализации. Вестник университета. 2022. № 3. С. 15-22.
  5. Макрусев В.В. Системный анализ и управление в таможенном деле: учебник. – М.: ФЛИНТА, 2021. – С. 172 – 178.
  6. Официальный сайт ВТамО [Электронный ресурс]: URL: https://www.wcoomd.org.
  7. Официальный сайт [Электронный ресурс]: URL: https://www.nrf.gov.sg/programmes/artificial-intelligence-r-d-programme.