Стр. 5

Баграева Э.С.
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ТРАНСГРАНИЧНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ ТРУБОПРОВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ

УДК 339

Э.С. Баграева, студент юридического факультета Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии

email: bagraeva.elina5@mail.ru

Научный руководитель – Н.А. Ронжина, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии

e-mail: nigeer1@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности осуществления таможенного контроля энергоресурсов, перемещаемых трубопроводным транспортом. Обсуждаются вопросы эффективности, безопасности и удобства данного вида транспортировки товаров, относящихся к категории энергоресурсов. Указаны проблемы осуществления таможенного контроля энергоресурсов, перемещаемых по трубопроводу.

Ключевые слова: трубопроводный транспорт, энергоносители, таможенные органы, товары, таможенное регулирование, перемещение трубопроводным транспортом.

Включение энергоресурсов во внешнеторговую деятельность обусловлено высоким потребительским спросом на эти категории товаров за рубежом. Для современных суверенных государств основой независимой экономики выступает мощная и независимая энергетика. В отсутствии достаточного количества собственных энергоресурсов, государства заключают и оплачиваю международные договоры поставок, сокращая расходы на другие сферы жизнедеятельности и иные производящие отрасли промышленности. В новейшей истории энергетический фактор играет ключевую роль и в формировании мировой политике, провоцируя новые международные конфликты, экономические спады и депрессии.

Так, в 2009 году произошел спор между Россией и Украиной из-за ценообразования на энергоносители, после чего Российская государственная компания «Газпром» прекратила поставки природного газа в Украину. В дополнение к прекращению поставок в Украину, был прекращен поток российского газа через Украину, который включал почти все поставки в Центральную и Западную Европу, что привело к серьезному кризису в нескольких странах, сильно зависящих от российского газа в качестве топлива. Из всего вышеизложенного следует, что торговля энергоресурсами, перемещаемыми трубопроводным транспортом имеет важное политическое значение в международных отношениях.

Данная тема является актуальной, поскольку энергоресурсы являются основным источником осуществления повседневной жизни людей, хозяйственной, промышленной и иной деятельности. Также энергоресурсы пользуются большим спросом на мировом рынке, это связано с ростом благосостояния в развивающихся странах. Благодаря чему, от экспорта и продажи энергоресурсов формируется бюджет государства.

По экологическим свойствам энергоресурсы делятся на невозобновляемые (нефть, природный газ, каменный и бурый уголь), возобновляемые (солнечное излучение, гидроэнергия, энергия ветра) и ядерные (ядерное топливо). Существует несколько способов перемещения энергоносителей через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС): автодорожный, линии электропередач, трубопроводный, железнодорожный, водный (морской и речной).

Трубопроводный транспорт является наиболее оптимальным для перемещения энергоносителей: низкий уровень транспортных расходов, энергопотерь, полная автоматизацией погрузочно-разгрузочных операций. Как следствие, снижаются транспортные расходы – например, для жидких грузов затраты на транспортировку по трубопроводу составляют треть от затрат на железнодорожный транспорт. Кроме прочего данный вид перемещения не зависит от внешних условий транспортировки (природных, климатических, географических и прочих условий). Использование грузовых трубопроводов практически не приводит к выбросам углекислого газа в атмосферу. Кроме того, трубопроводная система может быть проложена под землей, что снижает уровень шума, занимает мало места, имеет низкие цены. Применение трубопроводов охватывает бытовые, коммерческие и промышленные цели. Трубопроводы могут использоваться для доставки газа в дома (бытовые поставки), авиатоплива в аэропорты (коммерческие поставки), и сырой нефти на нефтеперерабатывающие заводы (промышленные поставки). Трубопроводы также упрощают процесс учета нефти и газа с помощью производителей модульных технологических полозьев для применения в трубопроводах.

Данные за 2014 год показывают наличие в мире трубопроводов общей протяженностью чуть менее 2 175 000 миль (3 500 000 км) в 120 странах мира. У Соединенных Штатов Америки – 65%, у России – 8%, а у Канады – 3%, таким образом, всего 76: всех трубопроводов приходится на эти три страны [1]. Транспортировка грузов по трубам дает для человечества потенциальные преимущества по сравнению с используемыми в настоящее время иными способами транспортировки.        Трансграничные перевозки включают в себя деятельность, инфраструктуру и потоки, которые поддерживают прохождение пассажиров и грузов через таможенную границу.

Анализ таможенной статистики экспорта энергоресурсов выявляет существенную проблему при перемещении товаров трубопроводным транспортом: несоответствие между объёмами производства отдельных разновидностей нефтепродуктов, а также объемами их вывоза, что свидетельствует о преднамеренной пересортице нефтепродуктов, в целях уклонения от уплаты таможенных платежей. Причинами такой ситуации являются [2, с. 155]:

1) неполноценный взаимообмен информацией между Министерством энергетики РФ и Федеральной таможенной службой Российской Федерации;

2) проблемы неверной идентификации нефтепродуктов производителями на всех стадиях (добычи, переработки и транспортировки);

3) отсутствие единого гармонизованного классификатора нефтепродуктов, а также методологии их учета в ЕАЭС;

4) погрешности измерительных приборов учета нефтепродуктов.

Относительно первой проблемы, неполноценный обмен публичной информацией объясняется тем, что при перемещении товаров трубопроводным транспортом существует несоответствие в объеме производства энергоресурсов и размера их вывоза. Важнейшей проблемой последних пяти лет существующего нефтяного комплекса является увеличение числа хищений нефтепродуктов с объектов производственной и транспортной инфраструктуры с последующей легализацией и сбытом.

Федеральная таможенная служба и другие государственные учреждения играют ключевую роль в содействии международной торговле. Помимо необходимости эффективного управления таможенной очисткой и обеспечения безопасности международных трансграничных перемещений товаров и транспортных средств, эти организации также должны применять согласованные принципы трансграничного управления для содействия сотрудничеству и координации управляющей и административной деятельности. Согласно Киотской конвенции, таможенная очистка – это акт передачи (импорта или экспорта) товаров через таможню для безопасного въезда в другую страну. В обыденной жизни таможенную очистку называют «растаможкой», связывая ее с оформлением груза на таможне и оплатой обязательных сборов и пошлин.

Например, «…при ввозе товаров в Российскую Федерацию и их вывозе из Российской Федерации трубопроводным транспортом допускается их временное периодическое таможенное декларирование. Таможенное декларирование – это пошлина, которую платят правительству страны за передачу (импорт/экспорт) товаров через ее территорию. Временное периодическое декларирование производится путем подачи временной таможенной декларации, в которой допускается заявление сведений исходя из намерений ввоза или вывоза ориентировочного количества товаров в течение заявленного декларантом периода времени, не превышающего срока действия внешнеторгового договора, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно количеству товаров, планируемому к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации, и их потребительским свойствам или предусмотренному условиями внешнеторгового договора, порядку определения цены указанных товаров на день подачи временной таможенной декларации (ст. 312 Закона о таможенном регулировании)…» [3].

Нормативной основой таможенного оформления и таможенного контроля при перемещении товаров трубопроводным транспортом является гл. 41 ТК ЕАЭС и гл. 43 закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [4]. Ввоз (вывоз) на таможенную территорию Союза товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускается после их помещения под таможенные процедуры и после их таможенного декларирования в соответствии с таможенной процедурой [5]. Статья 290 ТК ЕАЭС регулирует таможенный контроль энергоносителей, перемещаемых трубопроводным транспортом. Совершение ввоза или вывоза с таможенной территории союза товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, возможно лишь после проведения ряда проверочных операций в рамках таможенного контроля трансграничного перемещения энергоносителей.

Для осуществления таможенного контроля экспорта энергоносителей таможенные органы должны установить четыре критерия поставки: лицо, являющееся экспортером (имеет ли он разрешения и льготы); соответствие энергоносителя качественным характеристикам, определяющим размер уплаты вывозных таможенных пошлин; объем перемещаемого товара; обеспечение экологической безопасности при транспортировке [6].

Таким образом, в заключении хотелось бы отметить, что значительная часть потребностей многих стран в энергии в настоящее время транспортируется по трубопроводам. Таможенный контроль в отношении данных категорий товаров необходим, так как имеет большое значение для государства: он обеспечивает систематические бюджетные поступления таможенных платежей, взимаемых с участников ВЭД, обеспечивает экологическую безопасность поставок, предупреждает факты незаконного перемещения, а также обеспечивает своевременную передачу информации об объемах трансграничного перемещения энергоресурсов в органы уполномоченные в сфере регулирования топливно-энергетического комплекса. Однако, учитывая особенности физико-химических свойств товара, таможенный контроль энергоресурсов производится в особом упрощенном порядке – периодически и по показаниям приборов учета, что вызывает ряд проблем на практике [7].

Использованные источники:

  1.  Куликова А. А., Кузьмичева И. Г., Проблемы перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС трубопроводным транспортом и пути их решения. // 2022 г.
  2. Гамзаев Б. А. Состояние и особенности развития трубопроводного транспорта России на современном этапе / Б. А. Гамзаев // Молодой ученый. – 2019. – №3 (241). С.155-159.
  3. Берсенева Т. В., Сафронов В.В., Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи / Основные тенденции развития Российского законодательства // 2017. С.12-15.
  4. Беляков Р. А., Карданов В. А. О порядке перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу таможенного союза: монография. М.: Юстиция, 2016. 76 с.
  5. Петрова Т. А. Карданов В. А., Чеканов Н. Н., Технология таможенного контроля при перемещении товаров трубопроводным транспортом / Российский новый университет (Москва) // 2018. С. 1222-1228.
  6. Анучин А. А., Васильева З. А., Декларирование товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом (на примере природного газа)/ Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика // 2019. С. 53-57.
  7. Воробина К. С. Особенности перемещения и совершения таможенных операций в отношении энергоносителей / Российская таможенная академия, г. Люберцы // 2018. – № 11. С. 129-132.