Стр. 53

Кирьякова Д.С.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В АКВАТОРИИ РЕКИ ВОЛГИ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ

УДК 349.6

Д.С. Кирьякова, студент юридического факультета Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии

e-mail: sunny.kiryakova@mail.ru

Научный руководитель – Н.А. Ронжина, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии

e-mail: nigeer1@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема загрязнения вод реки Волги и роль конституционных гарантий прав граждан Российской Федерации в предотвращении данного загрязнения. Авторам смоделирован конституционно-правовой механизм обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду в пределах акватории реки Волги, выявлены его основные элементы и гарантии экологических прав граждан. В процессе исследования установлено фактическое наличие полноценного и сбалансированного конституционно-правового механизма обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду реки Волги, отвечающего потребностям современного общества и являющегося правовым и идейным фундаментом природоохранной деятельности в регионе. Выявлены причины сохранения экологических проблем в регионе, указывающие на наличие проблем функционирования механизма всего административно-правового регулирования обеспечения экологической безопасности. Предложены основные стратегии обеспечения экологической безопасности   акватории Волги.

Ключевые слова: благоприятная окружающая среда, экологическая безопасность, акватория, эколого-правовая охрана вод, конституционно-правовой механизм, загрязнение реки Волги, конституционное право.

В последние годы проблема загрязнения реки Волги стала одной из наиболее острых экологических проблем в Российской Федерации. Река Волга, являющаяся самой протяженной рекой европейского региона и важной транспортной артерией, страдает от неконтролируемого сброса промышленных и бытовых отходов, что приводит к серьезным последствиям для окружающей среды и здоровья граждан. По данным Минприроды, ежегодно в водные объекты Волжского бассейна сбрасывается более 6 куб. км сточных вод, из которых 90% – без очистки или недостаточно очищенные. С ними в реку поступает свыше 2,5 млн т загрязняющих веществ. В результате, река «зеленеет» с невероятной скоростью из-за сброса неочищенных канализаций городов и сёл, а также диффузного стока: с полей смывает удобрения, а с дорог грязь. Основное загрязнение Волги – промышленные сбросы, канализационные и сельскохозяйственные стоки [1].

Рис. 1. Изменение суммарной массы ионов фенола, сброшенных со сточными водами на территории Волжского бассейна [2]

Масштабы экологического неблагополучия в акватории реки Волги требуют привлечения правовых, организационных и финансовых ресурсов для решения природоохранных задач по очистке и восстановлению ее водного бассейна, предотвращению последующего загрязнения стационарными и передвижными источниками. В этих условиях в качестве непосредственного объекта правовой охраны выступают конституционные экологические права граждан на благоприятную окружающую среду в акватории реки Волги, обеспеченные по системному принципу специальными юридическими средствами: правовыми гарантиями, охранительными нормами, нормами – принципами, нормами-предписаниями, запретами, ограничениями и т.д., составляющими правовой механизм обеспечения экологических прав граждан.

Современный конституционно-правовой механизм обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду в пределах акватории реки Волги можно оценивать, как полный и достаточно развитый, содержащий все необходимые гарантии и средства реализации прав и свобод человека в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Фундаментальной основой данного конституционно-правового механизма является ст. 42 Конституции, согласно которой каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду, возмещение вреда, причиненного источником экологической опасности, право на достоверную экологическую информацию [3]. Согласно ч. 1 ст. 9, человеку гарантирован особый режим использования и охраны природных ресурсов, обозначенный в Основном законе, как «…основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Во исполнение данных гарантий ст. 33 Конституции закреплено право граждан на индивидуальные, личные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В свою очередь, ст. 46 Конституции дополнительно определяет гарантии судебной защита его прав и свобод.

Дополнительно конституционно-правовой механизм обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду в пределах акватории реки Волги дополнен положениями о контроле соблюдения законности (подпункт «а», ст. 71). Конституционные основы обеспечения экологической безопасности состояния акватории Волги основываются на применении различных форм экологического контроля количественно-качественных показателей состояния воды в акватории реки Волги (государственного контроля, производственного контроля, ведомственного контроля, общественного контроля), целью применения которых является гарантирование соблюдения конституционных прав гражданина на благоприятную окружающую среду, как высшей ценности, провозглашенной ст. 2 Конституции. В системе экологического контроля, конституционный смысл общественного контроля состояния акватории русла реки Волги, представлен механизмом прямой реализации власти народом, ее носителем и единственным источником (ч.1 ст. 3 Конституции).

В свете современных ценностных ориентиров ключевым элементом конституционно-правового механизма обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду в пределах акватории реки Волги являются информационные конституционные гарантии на получения достоверных сведений о ее состояния. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 42), включая иные информационные гарантии доступа к сведениям необходимым для оценки качества окружающей среды на конкретной территории.  Так, согласно информационным гарантиям, статьи 29 Конституции, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это право граждан может быть использовано для получения информации о загрязнении реки Волги, а также о действиях государства и предприятий по борьбе с этой проблемой. Граждане имеют право обращаться к местным органам власти, экологическим организациям, использовать интернет-ресурсы и социальные сети, в целях поиска, получения и обработки необходимой экологической информации и распространить ее среди других граждан. Режим общей доступности экологической информации о водном объекте предусматривает отсутствие каких – либо оснований для ее непредоставления, неполного предоставления либо ограниченного предоставления, за исключением информации, отнесенной законом к государственной тайне (ст. 4.3 ФЗ «Об охране окружающей среды»).  Режим экологической информации обеспечивается охранительными нормами действующего федерального законодательства, в частности ст. 8.5. КоАП РФ, устанавливающей меры административной ответственности за сокрытие или искажение экологической информации. Санкцией указанной статьи предусмотрено назначение наказания в виде административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей, на должностных лиц – от 3 000 до 6 000 рублей, на юридических лиц – от 20 000 до 80 000 тысяч рублей. Режим обязательности предоставления, а также общий порядок и правила предоставления информации поверхностных вод водных объектов публичными органами – обладателями данной информации определяется Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

 В дополнение анализа состава и структуры конституционно-правового механизма обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду в пределах акватории реки Волги, Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам право на участие в принятии решений, касающихся охраны окружающей среды. Так, согласно ст. 32 Конституции каждый имеет право участвовать в управлении делами общества и государства, в том числе принимать решения по вопросам охраны окружающей среды. Граждане могут использовать это право, чтобы вступать в общественные организации, занимающиеся экологической деятельностью, участвовать в общественных слушаниях и консультациях, выступать с предложениями и инициативами, направленными на предотвращение загрязнения реки Волги.

Безусловно, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что современный конституционно-правовой механизм обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду в пределах акватории реки Волги является полным, гармонизированным и абсолютно достаточным для достижения целей экологической безопасности и полноценной реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду в рассматриваемом регионе. Фактически, это означает, что граждане имеют право требовать от государства и хозяйствующих субъектов применения комплекса организационно-технических, информационных, финансовых и правовых мер для предотвращения загрязнения реки Волги и обеспечения ее благоприятного состояния.

Однако, как показывает практика, не смотря на очевидные преимущества юридически четко сформированного конституционно-правового механизма обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду в пределах акватории реки Волги, фактическое состояние экосистемы оценивается как «стабильно негативное», а локальное увеличение содержания химических веществ в воде Волги может достигать в среднем 3,3 раз [4]. Недостаточная эффективность конституционно-правового механизма обеспечения экологических прав граждан в регионе реки Волги видится в сохранении на сегодняшний день ряда проблем юридического, теоретического и практического характера. Являясь идейным и правовым фундаментом экологического управления, конституционно-правовой механизм обеспечения экологических прав граждан является одним из элементов более сложной управленческо-правовой конструкции, называемой механизмом административно-правового регулирования обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации [5]. По мнению Е.В. Бутовой, последний дополнительно включает организационную и правоохранительную составляющие экологического управления. Вследствие чего, исключительно конституционно-правовой механизм, как правоустанавливающий элемент, не является и не может являться достаточным правовым механизмом для достижения управленческого результата. При этом, признак необходимости применяется к нему в полном объеме [5].

На сегодняшний день, среди существующих препятствий для достижения приемлемого результата реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду по предотвращению загрязнения акватории реки Волги можно выделить следующие причины:

  1. Недостаток специальных норм, достаточных норм и стандартов, учитывающих специфику загрязнения и Волги, которые должны соблюдаться для предотвращения загрязнения реки.
  2. Проблемы финансирование мероприятий по предотвращению загрязнения акватории реки Волги: бюджетные ассигнования на восстановление качества вод в реке Волге   неэффективно распределены между потребителями. Это приводит к тому, что необходимые меры по очистке реки и предотвращению загрязнения не реализуются или не выполняются в полной мере.
  3. Недостаточное контрольное и надзорное воздействие со стороны публичных органов: отсутствие эффективного контроля за соблюдением лицами экологического законодательства является одним из основных факторов, снижающим эффективность оперативного выявления стационарных и передвижных источников загрязнения, который способствует загрязнению реки Волги.
  4. Несистемные меры международного сотрудничества по сохранению экологического состояния вод реки Волги. Загрязнение реки Волги вызвано не только внутренними источниками, но и источниками загрязнений на внешних территориях, через которые проходит река [6]. Недостаточное международное сотрудничество и согласованные меры приводят к тому, что прилегающие к Волге страны не принимают необходимые меры, чтобы предотвратить загрязнение реки [7].
  5. Отсутствие надлежащего информирования и осведомленности о загрязнения акватории реки Волги: недостаточное информирование населения о проблемах загрязнения реки Волги и необходимости их решения приводят к недостаточной поддержке и пониманию со стороны общественности. Это затрудняет принятие и реализацию необходимых мер и изменений в законодательстве.

В целом, эти проблемы указывают на необходимость улучшения законодательства, усиления контроля и международного сотрудничества, а также повышения осведомленности общественности для предотвращения загрязнения реки Волги.

Разработка стратегий и мероприятий, направленных на защиту окружающей среды и сохранение природных ресурсов реки Волги, является важной задачей в системе мер административно-правового регулирования. Программно-целевой метод может и должен быть использован, если проблема не устраняется в процессе естественного функционирования системы, а наоборот, обладает тенденцией к обострению. Вследствие этого необходимо принять специальные программные меры, сконцентрировать усилия, мобилизовать ресурсные возможности в интересах решения проблемы в течение определенного срока [8].

Федеральный проект «Оздоровление Волги» реализуется в рамках национального проекта «Экология». Основная задача проекта — к 2024 году в три раза сократить долю загрязненных сточных вод, отводимых в Волгу, для экологической реабилитации водных объектов. Общая сумма финансирования за 6 лет реализации федерального проекта составляет 190,68 млрд руб., из которых средства федерального бюджета – 131,89 млрд руб. Один из самых сложных проектов в рамках «Оздоровления Волги» – восстановление Волго-Ахтубинской поймы. Чтобы оживить участок, восстановить биоразнообразие и предотвратить деградацию водно-болотных угодий, запланировано строительство гидротехнического комплекса [9]. Северные очистные сооружения канализации Астрахани, расположенные на правом берегу реки Прямая Болда, были построены в 70-х годах прошлого века и ввиду физического и морального износа требовали серьёзной модернизации. К реконструкции приступили в 2022 году. Сейчас ведутся строительно-монтажные работы в рамках реализации первого этапа реконструкции. В настоящее время на объекте выполнено 40% работ [10].

Рис. 2. Показатели снижения объема отводимых в реку Волгу загрязнения сточных вод и количество построенных, реконструированных водопропускных сооружений [9]

В рамках последовательного и гарантированного достижения реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду по предотвращению загрязнения акватории реки Волги оправданы достаточно стандартные стратегии и мероприятия, которые могут помочь ускорить этот процесс и обеспечить достижение соответствующих природоохранных целей:

  • разработка и применение комплексной методики очистки реки от отходов и загрязнений. Введение системы очистки воды и создание инфраструктуры для сбора и утилизации мусора и отходов;
  • промышленные и сельскохозяйственные организации должны уделять повышенное внимание охране окружающей среды в своей деятельности. Обязательным условием является установление системы мониторинга выбросов и ограничений на использование определенных химических и затратных материалов;
  • восстановление и охрана водных экосистем реки Волги. Внедрение программы по восстановлению речных бассейнов, береговой линии и внесение изменений в планировку связанных с рекой территорий;
  • проектирование и строительство гидроэнергетических объектов с использованием наиболее эффективных и экологически чистых методов. Такие системы энергопроизводства могут снизить негативное воздействие на окружающую среду;
  • регулярное проведение научных исследований и мониторинга состояния реки Волги и ее окружающей территории. Это позволит своевременно выявлять и анализировать угрозы природным ресурсам и принимать меры по их снижению;
  • повышение осведомленности общественности и образование населения по вопросам сохранения окружающей среды реки Волги. Регулярные кампании и мероприятия, направленные на привлечение внимания граждан к проблеме сохранения природы и формирование экологического мышления;
  • сотрудничество с международными организациями, активно занимающимися сохранением окружающей среды и осознанием необходимости сохранения реки Волги.

Указанные стратегии и мероприятия должны быть разработаны и реализованы совместными усилиями государства, организаций и общества в целом, чтобы обеспечить успешную защиту окружающей среды и сохранение природных ресурсов реки Волги.

Таким образом, в процессе исследования положений Конституции Российской Федерации установлено фактическое наличие полноценного и сбалансированного конституционно-правового механизма обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду реки Волги, отвечающего потребностям современного общества и являющегося правовым и идейным фундаментом природоохранной деятельности в регионе. Однако, сохранение негативных тенденций качества вод и низкий уровень результативности водоочистных и восстановительных мероприятий при наличии развернутых конституционных гарантий указывает на наличие проблем функционирования механизма всего административно-правового регулирования обеспечения экологической безопасности. Конституционные права граждан Российской Федерации имеют решающее значение в предотвращении загрязнения реки Волги. Граждане могут использовать свои права на благоприятную окружающую среду, получение информации и участие в принятии решений, чтобы привлечь внимание к проблеме загрязнения реки Волги и добиться принятия эффективных мер для ее решения. Защита экологических прав населения, в том числе прав на сохранение и благоприятную окружающую среду, является важной задачей не только государства, но и каждого гражданина.

Использованные источники:

  1. Мишина И.А. Мутная история: почему программы очистки Волги делают реку все более грязной / И.А. Мишина, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://newizv.ru/news/2023-08-12/mutnaya-istoriya-pochemu-programmy-ochistki-volgi-delayut-reku-vse-bolee-gryaznoy-416241 (дата обращения: 05.01.2024).
  2. Найденко В.В. Великая Волга на рубеже тысячелетий. От экологического кризиса к устойчивому развитию / В.В. Найденко. Н. Новгород: Промграфика, 2003. Т. 2.  368 с., ил.
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями федеральных конституционных законов от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 6-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ), ст. 4412.
  4. Некоммерческий фонд общественного экологического развития «Без рек как без рук» [Электронный ресурс]. URL: https://rekiruki.ru/dan-volge-v-den-volgi-2023 (дата обращения: 05.01.2024).
  5. Бутова Е.В. Механизм административно-правового регулирования обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации: автореферат дис. … кандидата юридических наук: 12.00.14 / Бутова Екатерина Владимировна; [Место защиты: Белгород. гос. нац. исслед. ун-т]. Белгород, 2018. 23 с.
  6. Балиев А. Казахстану снова «понадобилась» Волга, при наличии «сочувствующих» в РФ? [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/ZAhqcXQioQ1jzeKw (дата обращения: 05.01.2024).
  7. Порох А.Н. К вопросу о сотрудничестве в решении трансграничных экологических проблем (на примере международных водотоков России и Казахстана за период 1992-2009 годов) // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2010. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sotrudnichestve-v-reshenii-transgranichnyh-ekologicheskih-problem-na-primere-mezhdunarodnyh-vodotokov-rossii-i-kazahstana-za (дата обращения: 06.01.2024).
  8. Докторович А.Б. Системное планирование и управление национальными проектами и программами / А.Б. Докторович // Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. 2008. № 3 (25). С. 65–70.
  9. Федеральная целевая программа «Оздоровление Волги» 2018–2024 [Электронный ресурс]. URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/np_ecology/federalnyy-proekt-ozdorovlenie-volgi/ (дата обращения: 06.01.2024).
  10. Новости ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России» – I этап реконструкции очистных сооружений в Астрахани выполнен на 40%, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://pdminstroy.ru/federalniy-proekt-ozdorovlenie-volgi/tpost/pahx146u81-i-etap-rekonstruktsii-ochistnih-sooruzhe (дата обращения: 06.01.2024).