Ивашкова А.Д.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМНОГО ПРИЗНАНИЯ СТАТУСА УЭО В СФЕРЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
УДК 339.543
А.Д. Ивашкова, студент 5 курса факультета таможенного дела Российской таможенной академии
Аннотация. В статье рассматриваются особенности деятельности уполномоченных экономических операторов в Российской Федерации и Китайской Народной Республике, проводится сравнительный анализ условий присвоения статуса УЭО и предоставляемых упрощений. Определяется влияние выявленных особенностей на реализацию проекта по взаимному признанию статуса уполномоченного экономического оператора между Россией и Китаем.
Ключевые слова: Китайская Народная Республика, Китай, международное таможенное сотрудничество, сотрудничество, взаимное признание статуса УЭО, взаимное признание, уполномоченный экономический оператор, УЭО.
Таможенное сотрудничество России и Китая имеет широкий круг предпосылок, обуславливающих взаимодействие между странами. Во многом, уровни взаимодействия таможенной службы, а также направления совместной работы показывают актуальность такого сотрудничества для двух стран. Одним из основных и приоритетных вопросов на сегодняшний день является вопрос взаимного признания уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО) как одного из наиболее перспективных направлений взаимодействия во внешней торговле России и Китая. Цель исследования – определить влияние особенностей присвоения статуса УЭО на реализацию проекта по взаимному признанию между РФ и КНР, что позволит сделать взаимодействие двух стран более предсказуемым, а также максимально сократить издержки участников внешнеэкономической деятельности.
Правовое регулирование деятельности уполномоченных экономических операторов осуществляется на международном, наднациональном и национальном уровнях.
Анализ разработанных инструментов регулирования на международном уровне позволил выделить наиболее значимые в целях данного исследования. К ним можно отнести следующие (рис.1).
Рис.1. Международная правовая база регулирования деятельности УЭО
Правовую основу регулирования присвоения статуса УЭО на наднациональном и национальных уровнях составляют следующие правовые акты, представленные на рисунке 2.
Рис.2. Наднациональное и национальное правовое регулирование института УЭО в ЕАЭС и РФ
Правовую базу, регулирующую вопросы присвоения, а также дальнейшего применения статуса уполномоченного экономического оператора в Китае составляют Меры рейтинговой оценки предприятий ГТУ КНР, утвержденные Декретом ГТУ КНР № 237, издан в новой редакции и действует с 01.05.2018. Критерии для каждого типа УЭО установлены Мерами по управлению кредитоспособностью предприятий таможенной администрацией Китайской Народной Республики, утвержденные Декретом ГТУ КНР №225, в редакции от 14.10.2014 [4, 5].
Исходя из анализа правовой базы, регламентирующей присвоение статуса УЭО в России и Китае следует выделить определенные критерии, которые позволят провести сравнительный анализ особенностей присвоения статуса и деятельности уполномоченных экономических операторов в двух странах (таблица 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика особенностей деятельности УЭО в Российской Федерации и Китайской Народной Республике
№ | Критерий | Российская Федерация | Китайская Народная Республика |
1 | Год реализации | 2018 | 2008 |
2 | Тип процедур | Экспорт, импорт | Экспорт, импорт |
3 | Категории лиц, имеющих право на включение в реестр УЭО | Импортеры, экспортеры, таможенные представители, владельцы таможенных складов, владельцы складов временного хранения | Импортеры, экспортеры, таможенные представители, владельцы складов временного хранения, производители, другие заинтересованные лица |
4 | Количество типов УЭО | Три типа (в зависимости от типа свидетельства) | Два типа (общего типа и продвинутого типа) |
5 | Оценка финансовой устойчивости | Для 2 и 3 типа свидетельств | Два двух типов УЭО |
6 | Упрощения | 1 тип первоочередной порядок совершения таможенных операций;непредоставление обеспечения при таможенном транзите, дополнительной проверке и таможенной экспертизе;неустановление маршрута перевозки товаров и признание пломб УЭО;осуществление разгрузки, перегрузки и иных грузовых операций без разрешения таможенного органа;выпуск товаров до подачи ДТприоритетное участие в пилотных проектах и экспериментах. 2 тип:удалённый выпуск товаров; временное хранение товаров на складах УЭО; | Для УЭО общего типа на 50% ниже вероятность фактического контроля товаров;приоритет оформления;сумма обеспечения уплаты платежей ниже, чем сумма, подлежащая уплате. Для расширенного сертификата УЭО То же, что и для общих сертифицированных УЭО, включая:ещё на 20% ниже вероятность контроля;возможность подать заявление на освобождение от внесения обеспечения;сокращение частоты проверок;возможность подать декларацию до прибытия товаров в зону таможенного контроля;для них таможенной службой назначаются координаторы;льготы, предоставляемые таможенными службами других |
проведение таможенного контроля на складах УЭО и в первоочередном порядке;применение УЭО средств идентификации, используемых таможенными органами; доставка товаров на склад УЭО, их размещение и завершение таможенной процедуры таможенного транзита;непредоставление обеспечения при отсрочке или рассрочке уплаты ввозных таможенных пошлин;выпуск товаров до подачи декларации на товары. 3 тип упрощения 1 и 2 типа. | стран со взаимным признанием УЭО;льготы, предоставляемые иными государственными органами;приоритет в оформлении после возобновления международной торговли, если она была прервала по форс-мажорным обстоятельствам. иные. | ||
7 | Количество операторов на 2022 год | 169 | Более 3000 |
На основании данных, представленных в таблице 1, можно сделать следующие выводы:
- Отмечается значительная схожесть в основополагающих моментах деятельности уполномоченного экономического оператора – схожи как категории лиц, претендующих на получение статуса УЭО, так и таможенные процедуры, под которые могут помещаться товары. Эта схожесть, во многом, унифицирует экспортно-импортные операции для уполномоченных экономических операторов, минимизирует временные и экономические затраты на прохождение таможенного оформления.
- В части, касающейся непосредственной деятельности уполномоченных экономических операторов, можно выделитьнезначительные различия в подходах к присвоению статуса (иначе – выдаче свидетельств). Для Российской Федерации всего типов свидетельств – три, тогда как для КНР их два. Однако, эти два типа во многом идентичны со вторым и третьим типом свидетельств, выдаваемым в Российской Федерации – в частности, для обоих стран ключевыми являются критерии финансовой устойчивости, добропорядочности, а также наличия в собственности складских помещений (при соблюдении требований к их обустройству и эксплуатации).
- Говоря об упрощениях, предоставляемых уполномоченным экономическим оператором, можно также выявить схожесть подходов российской и китайской сторон. Основной акцент сделан, прежде всего, на минимизацию таможенных формальностей – таких как первоочередность порядка совершения таможенных операций, минимизация контрольных (в том числе досмотровых мероприятий). Более того, упрощения идут «по нарастающей» – то есть, в зависимости от типа свидетельств предоставляются все большие и большие упрощения компаниям.
- Существенное же отличие на сегодняшний день – количество операторов, включенных в соответствующие реестры. Разрыв значительный – более чем в 20 раз в пользу Китая. Такая разница связана не только с большей активностью КНР на мировом рынках, но и с длительностью существования такого института (в Китае он появился в 2008 году, в Российской Федерации упрощения были введены в 2018 году). Помимо этого, на количество уполномоченных экономических операторов может влиять доступность инструмента с точки зрения организации-претендента. Для Российской Федерации порядок получения свидетельства в значительной степени зависит от крайне большого количества условий и факторов, тогда как в Китае используется всего пять критериев оценки деятельности компании. Более того, фактором наличия большего числа УЭО в Китае можно выделить более развитые институты таможенного аудита, тогда как в Российской Федерации акцент ежегодно поступательно смещается на постконтроль.
Организационно-правовые подходы, выработанные с учетом общих требований и рекомендаций ВТамО, во многом схожее правовое регулирование позволяет сделать вывод о том, что проект взаимного признания УЭО между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой может стать толчком к еще более тесному торгово-экономическому сотрудничеству двух стран. Общность стратегии в части подходов к деятельности операторов, преимущества и упрощения, предоставляемые операторам, создают возможность к развитию сотрудничества стран в этой области.
Использованные источники:
- Рамочные стандарты безопасности и упрощения мировой торговли Всемирной таможенной организации [Электронный ресурс]. URL: https://www.wcoomd.org/~/media/50518838DCAD4D4B9600B3E94F37C663.
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
- Компендиум по УЭО [Электронный ресурс]. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/instrument-and-tools/tools/aeo-compendium.aspx.
- Measures for Enterprise Credit Management by the Customs Administration of the People’s Republic of China (GACC Decree No. 225, Published on October 14, 2014) [Электронный ресурс]. URL: http://english.customs.gov.cn/Uploads/file/20150409/20150409095223_1104.pdp.
- Measures for Enterprise Credit Management by the Customs Administration of the People’s Republic of China (GACC Decree No. 237, Published on March 3, 2018) [Электронный ресурс]. URL: http://english.customs.gov.cn/Statics/06e7cf08-47cf-42fd-80f3-cec28eae9125.html.