Стр. 57

Ядыкина А.М.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ БЕСШОВНОЙ ТАМОЖЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ

УДК 339.5

А.М. Ядыкина, студент 5курса, факультета таможенного дела Российской таможенной академии

Научный руководитель: О.Б. Сокольникова, заведующий кафедрой таможенных доходов и тарифного регулирования Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, доцент

Аннотация. В статье раскрываются перспективы развития транспортной инфраструктуры на примере формирующегося международного транспортного коридора «Север-Юг» в части модернизации пунктов пропуска как места осуществления государственного контроля.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, пункты пропуска, автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, грузооборот, таможенные платежи, «Север-Юг».

Актуальность данного исследования заключается в том, что развитие транспортной инфраструктуры выступает одним из факторов развития экономики и социальной сферы, обеспечивая движение товаропотоков и расширение торгово-экономических связей, а также социальное развитие регионов. В настоящее время логистическая отрасль столкнулась с беспрецедентным давлением и требует ее реорганизации и пересмотра традиционно устоявшихся маршрутов. В соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» одними из наиболее критичных вызовов, угрожающим экономической безопасности России, являются низкие темпы экономического роста, обусловленные недостаточным развитием транспортной инфраструктуры [1].

Создание условий, способствующих ускорению и упрощению перемещения товаров через таможенную границу, а именно: модернизация с использованием передовых информационных технологий и строительство новых экономически обоснованных пунктов пропуска, выступают в качестве направлений противостояния сложившимся вызовам. В силу географического положения России и ее внешнеэкономических связей на ее территории функционирует множество различных видов пунктов пропуска, но отдельного внимания заслуживают именно автомобильные пункты пропуска, как наиболее загруженные перемещаемыми грузами в сравнении по виду сообщения с другими пунктами пропуска. На рис. 1 представлен рост коммерческого грузооборота автомобильного транспорта за последние 4 года, что отмечает повышение интереса к автомобильным перевозкам [7].

Рис. 1. Динамика коммерческого грузооборота автомобильным транспортом в 2018-2022 гг. (млрд тонно-км)

В настоящее время к проблемным вопросам, связанным с функционированием автомобильных пунктов пропуска, относятся: недостаточный уровень развития инфраструктуры и ее модернизации с использованием передовых технологий; «узость» транспортных коридоров в пунктах пропуска и отсутствие достаточного места для стоянки автотранспортных средств, приводящая к очередям и задержке поставок грузов; складывающаяся внешнеполитическая обстановка, связанная с вводимыми ограничениями и «блокадой» устоявшихся маршрутов.

Сложившиеся вызовы подтолкнули к развитию транспортной системы. Премьер-министр России М. Мишустин в ходе осмотра выставки «Транспорт России» отметил, что пункты пропуска выступают «артерией страны» и основой ее транспортного развития. Отдельного внимания заслуживает увеличение выделяемых средств на развитие пунктов пропуска: если в 2022 г. объем выделенных средств составил 21 млрд руб., то в 2023 г. уже планируется увеличение объема до 25 млрд руб., а в 2024 г. – около 35 млрд руб.

Целью проводимых мероприятий по совершенствованию автомобильных пунктов пропуска на территории нашей страны является одновременное повышение надежности защиты и безопасности границ России вместе с упрощением и созданием благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности. В связи с заявленной целью вытекают следующие задачи требующие решения на государственном уровне: развитие технической оснащенности в автомобильных пунктах пропуска для эффективного проведения контроля; повышение эффективности межведомственного взаимодействия между контрольными органами в пунктах пропуска путем автоматизации информационного обмена; проектирование и строительство пунктов пропуска вместе с комплексным обустройством приграничной области с учетом векторов социально-экономического развития близлежащих регионов; развитие международного сотрудничества и обмен лучшими практиками по реализованным проектам.

Одним из наиболее перспективных направлений деятельности автомобильных пунктов пропуска является развитие региона, подчиненного Северо-Кавказскому таможенному управлению (далее – СКТУ), как географически имеющего сухопутные границы с такими торговыми партнерами, как: Азербайджанская Республика, Грузия, Республика Абхазия и Республика Южная Осетия. Интерес к пунктам пропуска в данном регионе обусловлен также в связи с развитием международного транспортного коридора «Север-Юг», направленным на обеспечение торговых цепочек поставок России с Индией и Ираном, один маршрут из которого как раз проходит через автомобильные пункты пропуска СКТУ. В силу гористой местности данного региона, разноколейностью железнодорожных путей России и Азербайджана с Ираном, а также необходимостью проведения работ по углублению дна Каспийского моря именно автомобильный вид транспорта в настоящее время является самым удобным и эффективным способом передвижения по данному коридору.

В СКТУ функционируют 14 пунктов пропуска, 6 из которых приходятся на автомобильные. Большая часть перемещаемых грузов приходится на продовольственные товары и стекло-керамические изделия, что является основной составляющей при автомобильных перевозках. Несмотря на то, что основная номенклатура перевозимых товаров сводится к продовольственным товарам, в скором времени с развитием необходимых транспортных путей ожидается расширение перечня до металлов, оборудования, удобрений и продукции деревообработки, что выведет регион на новый уровень экономического развития и повысит долю перечисляемых СКТУ платежей в федеральный бюджет.

Таким образом, в целях повышения эффективности функционирования автомобильных пунктов пропуска и создания более комфортных условий для пересечения границы предлагается реализация следующих мероприятий:

– переориентация на развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей прохождение по коридорам «Север-Юг» и «Один пояс – один путь» в связи с санкционным перекрытием логистики в Западную Европу;

– разграничение полномочий по переустройству: строительство и модернизация автомобильных пунктов пропуска с расширением количества полос ФГКУ Росгранстроем с одновременным строительством стоянок для грузовых машин правительством регионов, что приведет к появлению на данной территории новых стоянок, кафе, отелей, заправочных станций – предусматривающим как возможность отдыха для водителей со снижением аварийности ввиду их усталости, так и новые рабочие места для местных жителей, создающие социально-экономическую привлекательность региона;

– параллельное строительство железных дорог, которые будут способны разгрузить, а в непогоду заменить автомобильные дороги при перевалке грузов с морского вида транспорта;

– привлечение частного сектора к строительству транспортных путей ввиду наличия в частной собственности многих участков местности, которые могли бы использоваться для строительства, с предоставлением определенных льгот бизнес-сообществу, согласному участвовать в данных проектах;

– создание комфортных трудовых условий для должностных лиц государственных контрольных органов, осуществляющих свою деятельность в пунктах пропуска с неблагоприятными климатическими условиями, для привлечения квалифицированных кадров;

– информационно-техническая модернизация автомобильных пунктов пропуска, отвечающая современным требованиям и способная обеспечить реализацию принципа «единого окна» и создания «интеллектуального пункта пропуска» в ближайшем будущем для ускоренного прохождения через границу и упрощенного совершения таможенных операций;

 – перенос основной контрольной нагрузки на этап после прохождения границы внутри страны для недопущения скапливания огромного количества машин у пунктов пропуска и реализации принципа «бесшовной» логистики.

В настоящее время реконструкция автомобильных пунктов пропуска ведется рекордными темпами, например, в 2022 г. в пункте пропуска Яраг-Казмаляр было расширено количество полос до 11, работающих как на въезд, так и на выезд, способных обеспечить пропуск до 1100 грузовиков в сутки – и это является только первым этапом модернизации данного пункта пропуска. До 2026 г. только в Республике Дагестан, граничащей с Азербайджанской республикой, планируется полная модернизация еще 2 автомобильных пунктов пропуска: Ново-Филя и Тагиркент-Казмаляр, чья проектная пропускная способность фактически превышается в 1,5-2 раза.

Необходимо понимать, что только модернизация автомобильных путей проезда не решит логистической перегруженности. Совместно с автомобильной инфраструктурой следует развивать и железнодорожную. Например, в рамках вышеупомянутого коридора «Север-Юг» ведется строительство нового участка железной дороги совместно Россией, Ираном и Азербайджаном, в то же время планируется строительство новых железнодорожных станций в Дагестане (Самур-2). Потенциал перевозок только по базовому сценарию будет составлять около 15 млн т, а по оптимистичному – 25 млн т.

Международный транспортный коридор «Север-Юг» помимо заявленной цели нового торгового пути России с Индией, также в настоящее время выполняет функцию обходного коридора через Турцию для поставок в Россию стран Западной Европы, а в будущем стран Персидского залива и Средней Азии, однако помимо южного направления успешные результаты достигнуты и на Восточном направлении, связывающем Россию и Китай, как основных партнеров. Развитие транспортной инфраструктуры способствует созданию новых логистических маршрутов и укреплению торгово-экономических связей, а также выступает визитной карточкой страны, повышающей ее туристическую привлекательность.

Использованные источники:

  1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 № 1309-р «О Концепции реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_80001/.
  3. Володин А.Б. Пункты пропуска через государственную границу. Проблемы и пути их решения. Мир транспорта. 2019. 17(3):170-177.
  4. Таможенная статистика внешней торговли РФ // Выгрузка данных. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс] // URL: http://stat.customs.ru/.
  5. Сведения о перечислении денежных средств в федеральный бюджет // СКТУ // Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс] // URL: https://sktu.customs.gov.ru/perechisleniya-v-federal-nyj-byudzhet.
  6. Пункты пропуска // Официальный сайт ФГКУ Росгранстрой [Электронный ресурс] // URL: https://www.rosgranstroy.ru/checkpoints.
  7. Транспорт в России. 2022: Стат.сб./Росстат. – М., 2022. С. 56.