Круглова О.И., Фалецкая В.О.
СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
УДК 342.9
О.И. Круглова, В.О. Фалецкая, студенты 3 курса факультета таможенного дела Российской таможенной академии
e-mail: v.faletskaya@yandex.ru, kolga5919@gmail.com
Научный руководитель – С.А. Агамагомедова, доцент кафедры таможенного права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, кандидат социологических наук, доцент
Аннотация. При проведении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, таможенные органы выполняют защитную функцию, поскольку они наделены специальными полномочиями в отношении товаров, содержащих интеллектуальную составляющую. В статье проведен анализ деятельности таможенных органов в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Выявлены проблемы правоприменения, предложены меры по их решению, среди которых меры по оптимизации законодательства, просветительского и иного характера.
Ключевые слова: таможенные органы, объекты интеллектуальной собственности, незаконный ввоз, контрафактная продукция, законодательство.
На протяжении последних десятилетий можно наблюдать стремительное развитие общества, которое стимулируется инновациями и технологическим прогрессом, что в свою очередь содействует появлению новых объектов интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности являются не только результатом творческой и индивидуальной деятельности человека, но и показателем уровня развития экономики государства и её конкурентоспособности на международном рынке. Поскольку интеллектуальная собственность становится все больше подвержена покушениям на нее и «пиратству», появилась необходимость в их серьёзной защите как на национальном, так и на мировом уровне.
Защита прав на объекты интеллектуальной собственности является важным аспектом государственного регулирования. В Российской Федерации правовая охрана объектов интеллектуальной собственности (ОИС) находится в ведении целого ряда государственных органов, в числе которых одну из ведущих ролей занимают таможенные органы (рис. 1).
Рис. 1. Государственные органы, осуществляющие государственное регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности в РФ
Источник: Схема составлена автором на основе данных сайта government.ru [2]
Федеральной таможенной службе принадлежит особая роль по борьбе с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности. Именно она наделена специальными полномочиями, которые позволяют бороться с незаконным использованием объектов интеллектуальной деятельности. Ее деятельность в данной сфере регламентирована на двух уровнях: на наднациональном уровне защита ОИС осуществляется на основании положений главы 52 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, на национальном уровне – положениями главы 57 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными нормативно-правовыми документами [4]. Динамика эффективности работы таможенных органов в сфере защиты прав на ОИС за последние годы представлена в таблице.
Таблица
Динамика эффективности работы таможенных органов в сфере защиты прав на ОИС за 2018-2022 гг.
Показатели | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. |
Выявление контрафактной продукции в ходе проведения таможенного контроля | 16,2 млн. | 11 млн. | 13,3 млн. | 7,2 млн. | 8,2 млн. |
Возбуждено дел об АП: | 143 148 | 150 968 | 114 500 | 138 818 | 146 936 |
ст. 14.10 КоАП РФ | 319 | 608 | 745 | 801 | 512 |
ч. 1. ст. 7.12 КоАП РФ | 42 | 76 | 64 | 87 | 51 |
Предотвращён ущерб правообладателям | 5,8 млрд руб. | 1,5 млрд. руб. | 4,7 млрд. руб. | 7 млрд. руб. | 5,7 млрд. руб. |
На основании данных таблицы, составленных на основе статистики ФТС России, можно сделать вывод, что за анализируемый период доминирует возбуждение дел об административных правонарушениях по статье 14.10 КоАП РФ. Большая часть контрафактной продукции приходится на одежду, детские игрушки, алкогольную и табачную продукцию, парфюмерные и косметические средства (рис. 2).
При проведении анализа дел об административных правонарушениях по статье 14.10 КоАП РФ можно наблюдать значительное количество судебных решений, в рамках которых правонарушения в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ признаны малозначительными. По данному составу КоАП РФ могут быть выявлены правонарушения, которые признаются судом не влекущими существенной опасности общественным отношениям.
Рис. 2. Категории контрафактных товаров в сегменте непродовольственных товаров в Российской Федерации, выявленных за 2018-2022 гг.
Источник: www.customs.ru [3]
Это может быть связано с целым рядом факторов, такие как незначительный ущерб, причиненный правообладателю; отсутствие угрозы безопасности; определенный характер правонарушения и др. Помимо этого, в некоторых случаях по решению суда на сновании норм законодательства может быть вынесено решение, налагающее административное наказание (чаще всего, административный штраф) в размере, ниже предусмотренного статьей КоАП РФ. По большей части это делается для того, чтобы суды акцентировали свое внимание на более серьезных правонарушениях, влекущих значительные негативные последствия для общественного порядка, и более эффективно использовали свои ресурсы.
Анализируя дела по ст.14.10 КоАП РФ, можно заключить, что существует проблема квалификации дел по ст.2.9 КоАП РФ, так как в КоАП РФ не закреплено понятие малозначительности, в связи с чем суд каждый раз сталкивается с трудностью установления существенной угрозы общественным отношениям.
Как было отмечено ранее, общее количество возбужденных дел по части 1 ст. 7.12 КоАП РФ значительно меньше, чем дел по ст. 14.10 КоАП РФ. Связано это с перемещением правонарушений, связанных с нарушением авторских и смежных прав, в сферу Интернет.
Кроме этого, стоит обратить внимание на такую причину как увеличение доступа легального контента, что влечет за собой ненадобность «пиратства» и соответственно снижение потребности в нарушении авторских прав. Важным фактором является и то, что в последние годы было ужесточено законодательство в области защиты авторских прав.
Большая часть нарушений по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ, исходя из содержания судебных решений, сегодня связана с незаконным использованием изображений персонажей мультсериалов, провоз нелицензионных компьютерных игр, нанесением на товары изображения кадров из художественных фильмов. Эти нарушения подразумевают за собой следующие меры административного наказания по решению суда: административный штраф с конфискацией контрафактной продукции или без нее.
В связи с увеличением объемов трансграничного перемещения товаров, содержащих ОИС, увеличивается значимость параллельного импорта. Параллельный импорт подразумевает под собой косвенный ввоз товаров через различных посредников разных стран без разрешения самого правообладателя исключительных прав на ОИС. Проблема параллельного импорта становится особенно актуальной в период создания и развития евразийской экономической интеграции [5]. Данная проблема получила новое звучание и нормативное решение в условиях усиления антироссийских санкций.
Таможенные органы стоят на страже безопасности в первую очередь потребителей, так как последние являются лицами, активно пользующимися товарами, среди которых может быть контрафактная продукция, а также на страже соблюдения национальных интересов государства, связанных непосредственно с фискальной функцией и защитой прав на объекты интеллектуальной собственности правообладателей.
Правоохранительная функция таможенных органов продолжает свое развитие, так как лица, нарушающие права на объекты интеллектуальной собственности, находят все большее количество лазеек для нарушений действующего законодательства.
Для оптимизации работы таможенных органов в направлении защиты прав на ОИС нами предлагаются следующие меры:
- Усиление мер таможенного контроля товаров, включая обязательную проверку товаров на соответствие информации о правах на ОИС данным таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС);
- Внедрение мониторинга контрафактной продукции и пресечение её продажи через Интернет-магазины;
- Повышение уровня квалификации таможенных органов для совершенствования методов обнаружения контрафактной продукции на границе;
- Разработка и реализации различных просветительских, образовательных и иных программ, которые позволят увеличить осведомлённость граждан о важности защиты ОИС и последствий нарушения прав на них;
- Внесение изменений в КоАП РФ в части более конкретного определения критериев малозначительности административного правонарушения.
Часть из предложенных нами мер уже находит свое решение. Так в проекте КоАП РФ (в редакции 2020 года) положения статьи о малозначительности административного правонарушения содержат более подробную характеристику данного института административного производства [6].
Использование предложенных мер позволит, на наш взгляд, комплексно решать проблему контрафакта в современных условиях. Полагаем, что реализация данных мер должна привести с ситуации, когда количество нарушений в рассматриваемой сфере будет сокращаться, что в свою очередь будет способствовать защите прав на объекты интеллектуальной собственности как на внутреннем рынке, так и при трансграничном перемещении товаров, и развитию добросовестного предпринимательства.
Использованные источники:
- Петрушина О.М. Осуществление таможенными органами контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Вестник Академии знаний. 2020. № 40. С. 377–380.
- Сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru.
- Сайт ФТС России [Электронный ресурс] URL: https://customs.gov.ru.
- Агамагомедова С.А. Оптимизация таможенных операций в проекте Таможенного кодекса в проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 4 (33). С. 80–86.
- Агамагомедова С.А. Проблемы «параллельного импорта» в правоприменительной практике таможенных органов Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. № 3 (27). С. 25–35.
- Проект «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (подготовлен Минюстом России, ID проекта 02/04/05-20/00102447) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.05.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».