Стр. 57

Маринин И.В.
К ВОПРОСУ ОБ ОТНЕСЕНИИ К ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ ДОЗНАВАТЕЛЕЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ СТАТЬИ 226.1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 343.34

И.В. Маринин, студент 3 курса юридического факультета группы ЮБ03/о-2103 Российской таможенной академии

e-mail: iv.marinin21@customs-academy.ru

Научный руководитель – И.В. Коркина, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. В статье рассматриваются положительные аспекты отнесения к подследственности дознавателей таможенных органов статьи 226.1 уголовного кодекса Российской Федерации. На основе проведенного анализа данной темы также были приведены главные положения, обосновывающие с практической и правовой точки зрения передачу ч.1 ст. 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в подследственность дознавателей таможенных органов.

Ключевые слова: подследственность, уголовная ответственность, дознаватель таможенных органов, уголовно-процессуальный кодекс, контрабанда, уголовный кодекс.

В наши дни, в реалиях противодействия мирового сообщества Российской Федерации во всех сферах осуществления её деятельности в период проведения специальной военной операции, количество контрабанды, поступающей на территорию нашего государства, существенно возросло. В свою очередь, контрабанда – это очень опасное явление, которое посягает на жизнь и здоровье населения.

Противодействие контрабанде является одним из направлений правоохранительной деятельности. Безусловно, этим вопросом должны заниматься компетентные органы. Так, с недавнего времени, ст. 226.1 УК РФ перешла в подследственность дознавателей таможенных органов РФ, что совершенно неудивительно.  В свое время,  А.Н. Козырин писал, что отправной точкой при анализе сущности таможенных органов должен служить тезис о многообразии и разноплановости задач, решаемых ими в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу[1].

1 апреля 2024 года в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее УПК РФ) были внесены важнейшие изменения,  касающиеся подразделений правоохранительного блока Федеральной таможенной службы РФ (далее ФТС РФ). В п.9 ч.3 ст. 151 УПК РФ была внесена ч.1 ст.226.1 УК РФ, которая в нынешней своей редакции содержит следующие предметы: стратегически важные товары и ресурсы или культурные ценности в крупном размере либо особо ценные дикие животные, водные биологические ресурсы, растения и грибы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемые международными договорами Российской Федерации, их части и дериваты. Полагаем, что данные изменения были внесены в УПК РФ благодаря следующим положениям:

  1. Ввиду того, что рассматриваемые изменения УПК РФ являлись корреспондирующими изменениями[2], вносимыми в конструкцию ст. 226.1 УК РФ. В УК РФ была декриминализована ст. 200.2УК РФ, однако данное нововведение довольно трудно назвать полноценной декриминализацией. В соответствии с постановлением Правительства от 31 марта 2022 года№542 [3], которое дополнило перечень  стратегически важных товаров и ресурсов, в перечень были внесены товарные позиции 2208 и 2402 ТН ВЭД – алкогольная и табачная продукция. В результате данных изменений, алкогольная и табачная продукция стали предметами ст. 226.1 УК РФ, и теперь мы имеем две статьи, у которых общее деяние – незаконный ввоз товаров, и общий предмет. Следовательно, возникла коллизия правовых норм, требующая устранения. Признание ст. 200.2 УК РФ утратившей силу, не допустило внутренних правовых коллизий.

Кроме того, благодаря введению разграничения ответственности за разные виды контрабанды, преступления, квалифицируемые по ч.1 ст.226.1 УК РФ, теперь являются преступлениями средней тяжести, благодарю чему и появилась обоснованная возможность отнесения рассматриваемого состава к подследственности дознавателей таможенных органов, что позволит проводить по ней предварительное расследование в форме дознания.

2. Отнесение рассматриваемой статьи к компетенции дознавателей таможенных органов, позволит в значительной мере снизить нагрузку на следственные органы, в компетенции которых находился состав преступления, предусмотренный ч.1 ст. 226.1 УК РФ.  Так, за период с 2018 по 2021 годы пограничными и таможенными органами передано по подследственности более 1300 уголовных дел рассматриваемой категории, из которых более чем 1000 до сих пор находятся в производстве следователей органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел. Такая «разгрузка» особенно актуальна в условиях кадрового голода, который сейчас наблюдается в органах, осуществляющих предварительное следствие[4].

3. Выявляемые в ходе осуществления таможенного контроля и оперативно-розыскных мероприятий таможенных органов преступления, предусмотренные ч. 1 ст.226.1 УК РФ, не отличаются по сложности расследования от преступлений, отнесённых к компетенции дознавателей таможенных органов ранее. Кроме того, сотрудники таможенных органов имеют большой практический опыт по производству неотложных следственных действий по контрабандным статьям УК РФ. Это говорит о их достаточно высокой квалификации в вопросах осуществления предварительного расследования, поскольку этап проведения неотложных следственных действий требует наибольших усилий от сотрудников, их проводящих. В свою очередь, рассматриваемая стадия предварительного расследования, имеет практически определяющее значение для дальнейшего расследования, что обосновывается наименьшей давностью с момента выявления признаков преступления, позволяющей собрать наиболее значимую информацию и большую доказательную базу по делу до того, как она может быть уничтожена или скрыта на более поздних стадиях.

4. Кроме того, таможенными органами данная категория преступлений фактически и расследуется, так как по одному и тому же факту одновременно с возбуждением уголовного дела о контрабанде в связи с недекларированием либо недостоверным декларированием, возбуждается дело об административном правонарушении. В таких ситуациях, методология расследования практически не отличается. Также, нередки случаи, когда злоумышленники уклоняются от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, применяя контрабандный способ. В таком случае, уклонение от уплаты таможенных платежей происходит за счет того, что перевозимые предметы, подлежащие декларированию, и, соответственно, уплате таможенных платежей, укрываются от таможенного контроля. То есть, в таком случае, образуется идеальная совокупность преступлений.

5.Также следует обратить внимание на то, что таможенное дело – сфера деятельности, требующая достаточно узкой специализации. В связи с этим, передача вышеупомянутой статьи к компетенции дознавателей таможенных органов  явилась наиболее рациональным решением, поскольку в штате каждого таможенного органа имеются специалисты по всем направлениям таможенного дела, привлечение которых необходимо в абсолютном большинстве случаев, например для решения специфических вопросов касающихся ТН ВЭД или определения таможенной стоимости.

6. При этом, возможность проведения предварительного расследования в форме предварительного следствия для следователей органов, которыми было выявлено преступление, также сохранится. Так,  согласно ч. 5 ст. 151 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч.1.1 ст. 226.1 УК РФ. Сейчас редакция ч.1.1 ст. 226.1 УК РФ практически идентична содержанию ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, до ее изменения. Таким образом, основываясь на приведённых положениях, можно сделать вывод, что таможенные органы имеют всё необходимое для осуществления расследования по преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст.226.1 УК РФ. Сейчас они располагают достаточным практическим опытом, материальным и кадровым ресурсом, а главное исключительной компетенцией в области контроля за перемещением товаров через таможенную и государственную границу, которая необходима для проведения качественного расследования с соблюдением всех сроков и требований законодательства.

Использованные источники:

  1. Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма: сравнит.-правовое исслед.: дисс. докт. юрид. наук. М., 1994. 402 с.
  2. Федеральный закон от 11.03.2024 № 43-ФЗ “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации “Официальный интернет-портал правовой информации.URL:http://pravo.gov.ru(дата обращения: 07.04.2024).
  3. Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 № 542 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2012 г. №923″Официальный интернет-портал правовой информации.URL:http://pravo.gov.ru(дата обращения: 07.04.2024).
  4. В МВД заявили о нехватке 100 тыс. человек [Электронный ресурс] //  Новостной портал РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/11/10/2023/65267c689a7947345a72f306.