Стр. 69

Косарев А.И.
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТАМОЖНИ

УДК 339.543

А.И. Косарев, студент факультета таможенного дела Ростовского филиала Российской таможенной академии

e-mail: artem19112001@yandex.ru

Аннотация. В статье освещены аспекты проведения таможенного контроля транспортных средств международной перевозки (на примере автомобильных). Отмечено, что автомобильный транспорт является стратегически важным объектом контрольных мероприятий для таможенных органов РФ.  Автором сделан акцент на трансформации таможенного контроля автотранспорта в условиях создания интеллектуальных пунктов пропуска.

Ключевые слова: транспортные средства международной перевозки, автомобильные пункты пропуска, таможенный контроль, интеллектуальный пункт пропуска, цифровая таможня.

Введение

В современных условиях трансформации торговых связей и логистических каналов таможенные органы Российской Федерации продолжают эффективную работу по ускорению перемещения товаров и транспортных средств через пункты пропуска. Так, введен первоочередной порядок совершения таможенных операций в отношении социально значимых товаров и критического импорта, отменен весовой и габаритный транспортный контроль, а все досмотровые операции перенесены из пунктов пропуска на внутренние таможенные посты фактического контроля. При этом информационные технологии играют важную роль в текущих процессах, позволяя ускорить таможенные операции и создать более благоприятную среду для бизнеса в условиях внешнего давления. Стратегия развития Федеральной таможенной службы России до 2030 года [1] ставит приоритетом развитие информационных технологий, и важная перспектива в этой области создание интеллектуального пункта пропуска.

Цель данной статьи – рассмотрение передовых подходов к проведению таможенного контроля транспортных средств международной перевозки (ТСМП), диктуемых цифровой трансформацией пунктов пропуска.

1. Транспортные средства международной перевозки и особенности их таможенного контроля (на примере автомобильного транспорта)

Весь мировой грузооборот полагается на транспортные средства международной перевозки, служащие средством доставки товаров во все части земного шара различными способами. Учитывая географическую специфику РФ, товары в нашу страну попадают преимущественно автомобильным транспортом. Структура действующих в России пунктов пропуска по состоянию на начало 2022 года отражена на рис. 1.

Pиc.1. Структура пунктов пропуска, функционирующих в Российской

Федерации, ед.; %

Как видно из диаграммы, наибольшая доля (35% от общего числа) приходится на автомобильные пункта пропуска (АПП). Это не случайно, ведь именно автомобильные транспортные коридоры связывают Россию с государствами-партнерами во внешней торговле.

Автомобильные ТСМП, являющиеся по действующему законодательству особым товаром, – основной объект таможенного контроля в АПП, требующий, при этом, особого внимания. Во-первых, для данной категории товаров предусмотренный отдельный порядок совершения таможенных операций (декларирование и выпуск), во-вторых, ТСМП относятся к объектам повышенного риска нарушения таможенных правил и преступлений.  Помимо прочего, для автомобильного транспорта таможенные органы уполномочены проводить не только таможенный, но и транспортный контроль в полном объеме, что вносит свои коррективы в процессы контрольных мероприятий в АПП.

В настоящее время для повышения эффективности таможенного контроля при сокращении сроков совершения таможенных операций с товарами и ТСМП таможенные органы используют передовые технические решения: применение информационных ресурсов таможенных органов, современные технические средства таможенного контроля (ТСТК) и элементы искусственного интеллекта.

2. Интеллектуальный пункт пропуска как перспектива будущего Российской границы

Как известно, от оснащения и организации работы в АПП зависит развитие скоростных грузоперевозок по международным транспортным коридорам. В целях повышения пропускной способности и сокращения сроков проведения контрольных процедур постепенно проводится модернизация АПП [2]. Одним из ключевых элементов Стратегии развития ФТС России до 2030 года является интеллектуальный пункт пропуска, в основе которого лежит единая цифровая платформа, интегрированная с программным обеспечением других контролирующих органов и объединяющая современные ТСТК.


Данное направление задано с 2020 года, и в настоящее время разработана модель интеллектуального пункта пропуска для АПП (приведена на рис. 2). Создание интеллектуальных пунктов пропуска позволит оптимизировать контроль на границе и повысить безопасность товарооборота на внутреннем рынке.

Pиc.2. Модель интеллектуального автомобильного пункта пропуска

В модель включены следующие подходы таможенного контроля ТСМП:

1. На этапе прибытия в АПП транспортное средство в автоматическом режиме проходит транспортный контроль и таможенный контроль с использованием потокового инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК) и стационарных систем обнаружения радиоактивных материалов. На основе рисковой оценки полученных результатов определяется дальнейшее движение ТСМП.

2. Разделение полос движения автотранспорта на зеленый и красный коридоры на основе оценки степени риска поставки. ТСМП, попадающие в зеленый коридор безостановочно проходят все контрольные мероприятия с принятием решений по выпуску с помощью информационных систем. На красном коридоре реализуется «классический» фактический контроль.

3. Следующие по зеленому коридору ТСМП с товарами в автоматическом режиме оформляются на прибытие и помещаются под таможенную процедуру. На данном этапе контроль для безрисковых поставок завершается и ТСМП безостановочно убывает из АПП.

Важно отметить, что отдельные элементы модели уже используются в некоторых АПП: автоматическое считывание госномеров ТСМП, интеллектуальный анализ снимков ИДК, автоматический радиационный контроль, весогабаритные комплексы, категорирование товарных партий real-time. Следовательно, необходимо лишь углублять работу по их масштабной эксплуатации в пунктах пропуска.

Для окончательной реализации концепции интеллектуального пункта пропуска необходим более глубокий анализ с использованием систем управления рисками всей совокупности информации: и полученной от технических средств контроля, и поданной заинтересованными лицами (перевозчиками, декларантами, иностранными таможенными администрациями и пр.) государственным контрольным органам. Проект потребует участия не только ФТС России, но и ряда других федеральных органов исполнительной власти [3].

На текущий момент состояние инфраструктуры многих российских пунктов пропуска не соответствует существующим стандартным требованиям и не позволяет перейти к использованию современных технических систем. Поэтому требуется не просто реконструкция пунктов пропуска на основе установленных стандартов, а изменение самих стандартов на основе сопряжения процессов применения информационных технологий и использования современных технических комплексов, а также их интеграции в единую систему.

Выводы

Таким образом, технологические элементы интеллектуального пункта пропуска должны позволять проводить операции и осуществлять все виды государственного контроля автотранспортных средств в короткие сроки и с высокой эффективностью. При этом основные элементы уже используются при оснащении АПП. Помимо внедрения более современных и продвинутых версий таких систем важно решить вопросы работы данных элементов, используя возможности искусственного интеллекта и интеграции в едином информационном пространстве пункта пропуска таким образом, чтобы обеспечить реализацию всех этих процессов при определенных условиях без участия должностных лиц государственных контрольных органов.

Использованные источники:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
  3. Журнал «Таможня». «Информационные технологии в таможенных органах» (выпуск 05, 2022) [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба. URL: https://customs.gov.ru/press/zhurnal-tamozhnya/document/349615.