Стр. 73

Култаева Д.З.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ

УДК 338.242.2

Д.З. Култаева, студент 4 курса факультета таможенного дела Российской Таможенной Академии

Научный руководитель – Ю.Н. Вербицкая, доцент кафедры ТОиТК Российской Таможенной Академии, кандидат экономических наук

Аннотация. В данной статье проанализированы проблемы и направления совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров, как одного из приоритетных направлений развития таможенной службы. Рассмотрены проекты, проводимые ФТС России, направленные на повышение эффективности проведения таможенного контроля после выпуска товаров.

Ключевые слова: аудит, таможенный контроль после выпуска товаров, таможенная проверка, проблемы, методы по совершенствованию.

В соответствии с Киотской конвенцией все товары, перемещающую таможенную границу ЕАЭС, включая транспортные средства, подлежат таможенному контролю [1]. В настоящее время таможенный контроль на этапе выпуска товаров сводится к минимуму, необходимому для обеспечения законодательства, в связи с этим контроль переходит на этап после выпуска товаров. Таможенный контроль после выпуска товаров (далее – ТК ПВТ) способствует ускорению и упрощению совершения таможенных операций, рациональному использованию ресурсов таможенных органов (далее – ТО), созданию благоприятных условий ведения хозяйственной деятельности участниками внешней торговли.

Деятельность ТО предполагает создание оптимального баланса между минимизацией ТК и повышением результативности ТК ПВТ, вследствие чего большое внимание уделяется вопросам рассмотрения и изучения проблемных аспектов проведения ТК ПВТ:

1. Несоответствие сроков давности по делам об административных правонарушениях, возбуждаемых ТО и сроков проведения ТК ПВТ, так по части 1 статьи 7.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) срок давности – 1 год, а регламентированный срок проведения ТК ПВТ – 3 года. А по статье 15.25 КоАП РФ, которая также относится к компетенции ТО, срок давности – 2 года, соответственно ТО не могут привлечь к ответственности по данной статье по истечении указанных сроков давности.

2. Повышение результативности системы управления рисками (далее – СУР). Большое значение в рамках работы СУР имеет направление, связанное с заблаговременным выявлением рисков, то есть именно данная система позволяет выявить различные ценовые риски, товары-прикрытия и иные еще до прибытия товаров на таможенную территорию Союза. Именно СУР позволяет проводить минимизацию рисков занижения таможенной стоимости товаров, предоставления недостоверных сведений о классификации товаров, заявления прав на получение тарифных преференций и льгот.

3. Расширение взаимодействия ФТС России и ФНС России. Важным представляется сотрудничество таможенных и налоговых органов, в 2010 году ФТС России и ФНС России подписали соглашение о сотрудничестве в рамках которого предусмотрена возможность получения информации от ФНС России о сведениях об операциях с прослеживаемыми товарами, о сведениях об организациях, имеющих налоговую задолженность и других сведениях, которые будут использованы при выборе объектов ТК ПВТ. однако подобные сведения передаются таможенным органам в плановом формате, что не способствует оперативному решению задач государственного регулирования ВЭД и проведения ТК ПВТ.

4. Расширение системы прослеживаемости товаров и института маркирования продукции. На сегодняшний день в РФ маркируется молочная продукция, пиво и слабоалкогольные напитки, товары легкой промышленности, табак, лекарства и др. Маркировка продукции позволяет уменьшить применение различных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, возложенных на ТО. Необходимо расширить данную систему, т.к. это позволит, во-первых, снизить количество контрафактной продукции в стране, что благоприятно повлияет на повышение качества товаров и услуг для потребителей и, во-вторых, уменьшится надзорная нагрузка на участников ВЭД со стороны государства, ведь вся информация о перемещениях товаров и статусе документов будет в рамках одной базы данных, что позволит легче контролировать всю логистическую цепочку.

5. Обучение и повышение компетенции должностных лиц таможенных органов, в отделах ТК ПВТ работают специалисты ежедневно анализирующие большие объемы информационных массивов, а значит регулярное обучение и подготовка сотрудников к новым технологиях, методам и инструментам контроля и управления рисками позволит повысить качество ТК ПВТ.

В конечном итоге, улучшение ТК ПВТ может привести к снижению объемов контрабанды и несанкционированного перемещения товаров, что позитивно скажется на экономике государства и защитит права потребителей.

Рассмотрим перспективы развития системы таможенного контроля товаров после их выпуска. Для улучшения таможенного контроля после выпуска товаров необходимо применять комплексный подход и использовать различные технологии и средства информации, применять автоматизированные системы наблюдения, мониторинга и анализа данных, различные системы для обнаружения контрафактной продукции (развитие института маркирования продукции).

В целях развития и совершенствования СУР необходимо проводить работу, направленную на улучшение программных средств, применяемых подразделениями ТК ПВТ, совершенствовать взаимодействие ТО и участников внешнеэкономической деятельности при проведении таможенных проверок. Также необходимо улучшать СУР в части оптимизации профилей риска и мер реагирования. На сегодняшний день СУР содержит тысячи профилей рисков и их число постоянно возрастает, а эффективность и результативность проверок не равно количество профилей риска, именно поэтому необходимо провести формализацию, систематизацию и классификацию возможных нарушений таможенного законодательства и мер реагирования на них. Необходимо также осуществить актуализацию профилей риска, однако данный процесс и утверждение нового профиля риска занимает долгое время, поэтому пока происходит актуализация профилей риска должностные лица ТО (далее – ДЛ ТО) продолжают проводить неэффективный таможенный контроль.

Кроме того, необходимо обеспечить тесное взаимодействие между таможенными службами и другими органами государственной власти, которые могут участвовать в выявлении и пресечении нарушений после выпуска товаров.  Одним из ключевых партнеров в рамках проведения ТК ПВТ для таможенных органов является ФНС России. Так как Стратегией развития таможенной службы до 2030 года предусмотрена цифровизация деятельности, то необходимо обеспечить онлайн-доступ к данным налоговых органов для ТО. Информационный обмен – это ключевой элемент взаимодействия, влияющий на выбор объекта ТК ПВТ и организацию проведения контрольно-проверочных мероприятий, поэтому для определения обстоятельств перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза и условий возникновения рисков необходимо постоянное обновление, дополнение и анализ имеющейся информации в базах данных, а в режиме реального времени подобная оперативность способствует результативности проверок. Вследствие чего уместно создать единую базу данных ФТС России и ФНС России, она позволит федеральным органам исполнительной власти оптимизировать свою работу. А в перспективе в рамках базы данных можно внедрить искусственный интеллект, который будет подобно СУР находить юридических лиц высокого уровня риска. организационных или финансовых затрат.

Также одним из перспективных направлений деятельности ТК ПВТ является применение технологий таможенного мониторинга, на сегодняшний день проводится эксперимент, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2023 № 240 «О проведении эксперимента по мониторингу таможенными органами сведений, имеющихся в их распоряжении и полученных от лиц, участвующих в данном эксперименте, из систем учета товаров». Данный эксперимент предусматривает доступ ТО к сведениям участников финансово-хозяйственной деятельности в режиме онлайн-доступа. Целью проведения является выявление признаков нарушения законодательства на трех уровнях: международного, законодательства Союза, а также национального законодательства, а также эксперимент проводится для реализации возможности проведения лицами, участвующими в эксперименте, самостоятельной оценки результатов таможенного мониторинга.

Участниками таможенного мониторинга являются крупные предприятия, участники промышленного кластера и юр. лица, включенные в реестр уполномоченных экономических операторов. Выбор именно этих участников ВЭД обусловлен тем, что именно участники “низкого” уровня риска дорожат своей репутацией и стремятся не нарушать законодательство. Участники эксперимента должны будут обеспечить доступ ТО к сведениям из систем учёта товаров. А ДЛ ТО будут обращать внимание на отклонения, возникающие при проведении различных таможенных операций, так, например, при снижении среднего индекса таможенной стоимости более чем на 15% или при увеличении стоимостных и (или) весовых объемов товаров более чем на 50%, ДЛ ТО принимает решение о проведении таможенного мониторинга.

По результатам мониторинга ТО направляет участнику ВЭД заключение, а экспортёр и (или) импортёр имеет право:

— устранить последствия, тогда ТО не назначает ТК ПВТ в форме таможенной проверки;

— не устранить последствия, но направить возражения, тогда происходит диалог бизнеса и государства, по результатам которого ТО может принять аргументы участника ВЭД, а может назначить таможенную проверку;

— не реагировать на заключение, в таком случае ТО назначает таможенную проверку.

Таможенный мониторинг предоставляет участникам ВЭД преимущества, связанные с комплексной оценкой деятельности ТО, сокращением объема предоставляемых документов, своевременным выявлением таможенных рисков и последующим предотвращением негативных последствий, вследствие чего репутация экспортёра и (или) импортера сохраняется, а также благодаря онлайн-доступу к витринам данных он имеет иммунитет на проведение таможенных проверок.

Таким образом, развитие и совершенствование ТК ПВТ должно происходить в рамках уже существующего механизма ТК с внедрением новых подходов к системе таможенного администрирования, развитием системы маркировки продукции и взаимодействием федеральных органов исполнительной власти.

Использованные источники:

  1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) от 01.01.2018 г. // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.03.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2023 г. N 240 «О проведении эксперимента по мониторингу таможенными органами сведений, имеющихся в их распоряжении и полученных от лиц, участвующих в данном эксперименте, из систем учета товаров» // СПС «КонсультантПлюс».