Стр. 85

Самойлова Ю.С.
ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ В РФ: МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

УДК 342.9

Ю.С. Самойлова, студент 2 курса юридического факультета Российской таможенной академии

e-mail: is.samoilova22@customs-academy.ru

Научный руководитель – Л.Е. Калинина, доцент кафедры административного и финансового права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы положительные и отрицательные аспекты миграции иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. На основе проведенного анализа данной темы также были выявлены виды административной ответственности данных субъектов права за совершенные ими правонарушения в сфере миграции, процесс рассмотрения дел с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, а также возможные варианты защиты их права.

Ключевые слова: миграция, административная ответственность, иностранный гражданин, лицо без гражданства, административное правонарушение, административный штраф, административное выдворение за пределы страны.

В настоящее время ряд стран сталкиваются с проблемами, связанными с нелегальной миграцией, нарушениями миграционного законодательства и соблюдением прав иностранных граждан, находящихся на их территории. Именно поэтому тематика данной научной статьи актуальна, поскольку миграционные потоки с каждым годом становятся все более интенсивными и сложными в плане урегулирования. Поскольку территориальное перемещение населения влияет на безопасность государства, социальное и экономическое развитие, а также сохранение законности, благосостояния и общественного порядка, необходимого для поддержания стабильной ситуации в стране, изучение административной ответственности иностранных граждан в сфере миграции в РФ позволяет понять механизмы регулирования миграционных процессов, обеспечить защиту прав иностранных граждан и эффективно бороться с негативными явлениями в сфере миграции.

         Рассмотрение поставленных вопросов будет проходить через призму миграционной политики Российской Федерации. Уточним, что это совокупность законодательных актов, стратегий и механизмов, направленных на управление миграционными потоками в стране, контролю за перемещениями иностранных граждан, а также развитием социально-экономической обстановки в стране. Для понимания того, какую часть населения затрагивает данная политика, необходимо ввести легальное определение. Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и при этом не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства, согласно положениям той же статьи, признается лицом без гражданства. Они играют значительную роль в динамике миграционных потоков, как активные участники этих процессов, переезжая в другие страны в поиске новых перспектив и улучшения качества жизни.

         Отметим, что миграционная политика Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, равноправия и защиты прав и свобод человека. Важной составляющей данной политики является регулирование миграционных процессов в стране, в также контроль за пребыванием иностранных граждан на территории России. Стратегическими задачами миграционной политики являются обеспечение безопасности государства, укрепление экономики через трудовую миграцию, содействие социокультурной адаптации иностранных граждан. Важным аспектом является также сотрудничество с другими государствами по вопросам миграции, поддержка международно-правового регулирования данной области, а также защита прав и законных интересов мигрантов в соответствии с международными нормами и конвенциями.

         Миграция и нахождение иностранных граждан на территории России имеют как положительные, так и отрицательные аспекты. С одной стороны, они могут способствовать культурному обогащению, обмену опытом и знаниями, а также развитию экономики. С другой стороны, возникают проблемы, связанные с интеграцией, языковыми и культурными различиями, а также социальным и экономическим воздействием на местное население согласно законодательству Российской Федерации.

Разберем некоторые положительные аспекты миграции в РФ более подробно и попробуем найти связь между ними и административной ответственностью иностранных граждан в сфере миграции в РФ.

Во-первых, переселение иностранных граждан может способствовать увеличению налоговых поступлений в Российскую Федерацию (экономический аспект). Если мигранты работают в России, они обязаны уплачивать налоги, что может способствовать увеличению бюджета и финансированию различных государственных программ. Однако же данный положительный аспект имеет прямое отношение к административной ответственности иностранных граждан в сфере миграции в РФ, поскольку для того, чтобы мигрантам легально работать в России, им необходимо получить разрешение на работу или патент, иначе как работодателя, так и нелегального работника могут привлечь к административной ответственности в виде административного штрафа либо административное приостановление деятельности предприятия, в котором иностранное лицо или лицо без гражданство было привлечено к работе, а именно был получен допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда данного гражданина. Кроме того, помимо наложения административного штрафа также для иностранного гражданина или лица без гражданства может быть применена процедура административного выдворения за пределы РФ.

Во-вторых, миграция иностранных граждан также способствует культурному обмену и взаимопониманию между различными народами. Данный метод способствует более глубокому взаимопониманию и уважению между людьми. Однако же, данное взаимодействие между различными народами и культурами, хотя и является важным аспектом в изучении, обычно не пересекается с административной ответственностью, пока иностранные граждане и лица без гражданства не нарушают законы и правила пребывания в стране. Таким образом, не каждый положительный аспект миграции в РФ связан с административной ответственностью иностранных граждан.

Теперь по аналогии рассмотрим пример, связанный с отрицательным воздействием миграции на социальную и экономическую сферу жизнедеятельности местного населения согласно законодательству Российской Федерации.

Административные правонарушения в социальной сфере, касающиеся иностранных граждан и лиц без гражданства, часто связаны с нарушением въезда в страну или правил проживания в РФ. Так, иностранный гражданин, проживающий в России без соответствующих разрешений или визы, гипотетически может создать угрозу общественной безопасности или порядку. Кроме того, нарушением при въезде в страну мигранта также может являться незаконное пребывание на территории Российской Федерации без соответствующей визы или разрешения на работу. Это может означать, что иностранный гражданин или лицо без гражданства въехал в нашу страну по туристической визе, однако осталось на территории для работы или других целей, не предусмотренных его визовым статусом. Такое действие квалифицируется как нарушение общественного порядка в сфере миграции и контроля за пребыванием иностранных граждан. В результате такой мигрант может быть привлечен к административной ответственности в виде наложения административных штрафов или административного выдворения за пределы страны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Стоит отметить, что статья 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает национальный режим привлечения к административной ответственности иностранных граждан, совершивших правонарушения на территории страны. Это означает, что нарушители подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации и рассматриваются в соответствии с установленным законодательством процессуальным порядком рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Кроме того, часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации содержит положение о равных правах и обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и международными договорами. Оно подразумевает, что вопросы об административной ответственности иностранных граждан, обладающих иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, решаются исключительно на дипломатическом уровне.

Так как мы видим равенство прав мигрантов и граждан Российской Федерации, необходимо упомянуть, что иностранные граждане и лица без гражданства, подвергшиеся административной ответственности, имеют право на защиту своих интересов и прав через судебные или иные процессуальные органы, а также на обращение за юридической помощью.

На основании приведенной выше информации, можем сделать несколько выводов.

Во-первых, административная ответственность является одним из инструментов, позволяющих государству контролировать миграционные процессы.

Во-вторых, соблюдение миграционного законодательства является обязательным для всех иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ.

Кроме того, при нарушении миграционного законодательства иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности. Чтобы избежать данных проблем, мигрантам необходимо знать действующее законодательство и соблюдать его.

Использованные источники:

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru/ (дата обращения: 20.02.2024).
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ  [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.02.2024).
  3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»  [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации.  URL: http://www. pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.02.2024).
  4. Указ Президента РФ от 31.10.2018  № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.02.2024).
  5. Жеребцов А.Н. Административная ответственность в миграционном праве Российской Федерации: материальные и процессуальные аспекты: научно-практическое пособие / А.Н. Жеребцов, Е.А. Малышев. М.: Юстицинформ, 2019. 252 с. – Текст: электронный. URL: https://znanium.com/catalog/product/1046009 (дата обращения: 23.02.2024).