Стр. 9

Борисов Г.В., Барадов С.Э.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РОССИИ И СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

УДК 349.3

Г.В. Борисов, С.Э. Барадов, студенты юридического факультета Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии

e-mail: borisovg2000@gmail.com, sam15200255@gmail.com

Научный руководитель – Н.Н. Седелиус, преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии

e-mail: natalyashtykova1978@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются особенности социально-экономической поддержки многодетных семей в современной Российской Федерации и в странах Западной Европы. На основе комплексного подхода, который предполагает использования различных методов научного познания, включая сравнительно-правовой, формально-юридический и социологический методы.

Ключевые слова: право социального обеспечения, многодетные семьи, социальные гарантии, правовое регулирование, сравнительное право, недружественные страны, государственная поддержка.

Актуальность исследования, посвященного правовому регулированию социального обеспечения многодетных семей в России и странах Западной Европы, обусловлена текущей демографической ситуацией и растущей необходимостью повышения эффективности государственных мер, направленных на поддержку многодетных семей. Объектом исследования является правовое регулирование социального обеспечения многодетных семей в России и странах Западной Европы, а предметом – сравнительный анализ существующих правовых норм, механизмов и подходов к обеспечению социального обеспечения данной категории граждан.

Проблема социального обеспечения многодетных семей приобретает особое значение в контексте демографического кризиса, который наблюдается как в России, так и во многих западноевропейских странах. Несмотря на то, что в последние годы на государственном уровне принимаются меры по стимулированию рождаемости и поддержке многодетных семей, эффективность этих мер остается недостаточной. Это связано с рядом причин, среди которых отсутствие единого подхода к правовому регулированию социального обеспечения многодетных семей, недостаточный уровень социальной защиты, а также отсутствие координации между различными государственными органами и организациями, участвующими в реализации социальной политики. К примеру, согласно данным Евростата, за период с 2000 по 2020 годы, Европейский Союз увеличил ассигнования на финансирование вопросов детства и семьи, однако за тот же временной промежуток, количество детей в возрасте до 18 лет уменьшилось на 8,2%, что может свидетельствовать о глубоком кризисе института семьи в странах Западной Европы и на кризисе рождаемости.

В Российской Федерации за промежуток с 2000 года по 2022 год, согласно данным Росстата, согласно среднему варианту прогноза, в 2030-е годы величина естественной убыли населения будет варьироваться в пределах от -4.5% за 2030 год до -3.2% за 2039 год. Население уменьшится, за указанный промежуток времени (по среднему прогнозу Росстата), – на примерно 5-6 миллионов граждан за 10 лет (с 2030 по 2039 годы).

Целью исследования является проведение сравнительного анализа правового регулирования социального обеспечения многодетных семей в России и странах Западной Европы, выявление существующих проблем и перспектив их решения, а также разработка рекомендаций по повышению эффективности государственных мер поддержки многодетных семей.

Исследование основано на комплексном подходе, который предполагает использование различных методов научного познания, включая сравнительно-правовой, формально-юридический и социологический методы. Сравнительно-правовой метод позволяет сравнить правовые нормы и механизмы социального обеспечения многодетных семей в России и странах Западной Европы, выявить сходства и различия, а также сделать выводы об эффективности тех или иных подходов. Формально-юридический метод позволяет проанализировать существующие правовые нормы и практику их применения, выявить пробелы и противоречия в законодательстве и разработать предложения по их устранению. Социологический метод используется для изучения мнений и отношения многодетных семей к существующей системе социального обеспечения, выявления их потребностей и ожиданий, а также оценки уровня их удовлетворенности мерами государственной поддержки.

Исследование имеет практическое значение для разработки мер по повышению эффективности государственной поддержки многодетных семей, а также может служить наглядным пособием для российских законодателей по правовому заимствованию подходов и способов социального обеспечения и совершенствованию существующего правового регулирования социального обеспечения данной категории граждан странах Западной и Северной Европы.

Для начала, стоит отметить, что механизм социальной поддержки многодетных семей в Западной Европе имеет довольно глубокие исторические корни: так, еще в 1860 году, во Франции, было законодательно установлено пособие для детей моряков.

Так например, анализируя государственные программы обеспечиваемые из бюджета РФ и бюджета Великобритании можно отметить, что в России  согласно данным указанным на сайте Единого портала Бюджетной системы Российской Федерации в государственной программе сохранения населения, здоровья и благополучия людей выделяется всего 1 230,68 млрд.рублей, и только 797,35 млрд.рублей на социальную поддержку граждан, в то время как в Великобритании согласно  Аналитическому центра Фонда Резолюции отмечается, что только политика “лимита на двоих детей” сэкономит правительству примерно 2,5 миллиарда фунтов стерлингов (по переводу на курс марта 2024 года – 291,62 млрд. рублей) в 2023/24 году ; эта сумма вырастет до 3,6 млрд фунтов стерлингов (419,93 млрд. рублей соответственно) в 2024/25 года.

С учетом вступления в январе 2024 года Указа Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина № 63 от 23.01.2024г. “О мерах социальной поддержки многодетных семей”, в котором закреплены гарантии многодетных семей на получение: а) государственных пособий и выплат в связи с рождением и воспитанием детей, б) государственных мер поддержки в сфере трудовых отношенпий, в) профессионального обучения многодетных родителей и т.д., положений ст. 9, 10 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (далее – ФЗ о государственных пособиях гражданам, имеющим детей), женщине, которая встала на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, назначается вплоть до 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения, который установлен в Российской Федерации при условии,что среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, который установлен в субъекте Российской Федерации (абз. 4 ст. 10 ФЗ “о государственных пособиях гражданам, имеющим детей”), можно сделать вывод, что в Российской Федерации государство делает серьезный упор на финансово-экономическое обеспечение роста деторождения в Российской Федерации, на формирование “подушки безопасности” для многодетных семей.

В Великобритании, в текущий временной промежуток, сформировался иной подход к поддержке многодетных семей. Одной из основополагающих проблем материнства и детства, на данный момент, – экономический разрыв между домохозяйствами с одним ребенком и домохозяйствами с количеством детей три и более: так, Bloomberg в своей статье “ отмечает, что: “…Прокормить семью на один доход возможно, если вы готовы принять уровень жизни 1970-х г.г…”. Bloomberg так же отмечает, что разрыв дохода, и, тем самым, благосостояния, между семьей, у которой всего один ребенок, и семьей, в которой есть 3 и более детей, серьезно расширился.

Если в Российской Федерации, на официальном уровне, и в крупных средствах массовой информации, не обсуждается вопрос об отмене, или каких-то ограничениях в получении пособия для многодетных родителей, то в Великобритании, например, предмет дискуссии составляют неприлично большие, с точки зрения британцев, детские пособия на детей, которые позволяют части населения не работать и жить за счет детских выплат (пособий), то есть, за счет средств налогоплательщиков. Особенно такие разговоры обострились в 2013 году, после рассмотрения британским судом уголовного дела об убийстве собственных детей Миком Филлпотом, который являлся отцом шестерых детей, убитых им самим после спровоцированного им пожара, который он устроил с целью обвинить свою сожительницу (мать его шестерых детей) в поджоге с целью убийства шестерых несовершеннолетних, поскольку она собиралась покинуть Мика, из-за чего он бы лишился детских пособий и единственного источника к существованию.  На сегодняшний день, согласно информации, взятой с официального сайта британского правительства, размер детского пособия на старшего (в многодетной семье), или единственного ребенка составляет (в неделю) около 24 фунтов стерлингов (около 2808 рублей) и 15.90 фунтов в неделю за каждого последующего (около 1861 рубля). В месяц это: 96 фунтов за единственного (или старшего) ребенка в семье (11 232 руб.), 63.6 фунта за каждого последующего (7441,2 руб.).

Продолжая анализировать, можно также привести ряд примеров стимулирования роста населения и развития системы многодетных семей Западными странами, например, в Чехии это выражено в возможности женщинам выхода на пенсию по старости до достижения необходимого возраста, в зависимости от количества детей (по принципу “один ребенок – минус год”). Далее, в Польше социальное обслуживание выражено в выплатах пособий семьям, воспитывающих три и более детей, в настоящее время аналогичное пособие распространяется также на лиц воспитывающих хотя бы 1 ребенка при условии, что доход не достигает 125 американских долларов. Также в Польше есть льготы в налоговой сфере, количество детей может влиять на размер налогового вычета, а также для многодетных семей, не имеющих достаточной жилплощади в собственности, государство готово оказать поддержку в покупке собственного жилья  таким семьям: при соблюдении определённых условий, они смогут получить помощь в размере 100 тысяч злотых (22 тысячи евро). 

 Если рассматривать страны Северной Европы, например, Финляндию, то там многодетные семьи, а также матери или отцы-одиночки не получают какие-либо льготы. Однако им предоставляются разного рода пособия. Среди них – пакет для новорожденного, который получает каждый новорожденный в Финляндии. В этот пакет входит все необходимое ребенку в течение первого года его жизни. Далее, в Швеции – в этом государстве многодетные семьи имеют право на значительное и увеличивающееся с рождением каждого нового ребёнка пособие, основанное на прогрессивной системе выплат. В случае, если доход родителей не достигает уровня прожиточного минимума, то семья может рассчитывать на дополнительную материальную помощь, которая покрывает расходы на жильё, посещение детских дошкольных учреждений и позволяет приобретать продукты питания по специальным талонам. Таким образом, подводя итоги, можно наблюдать, что страны стараются стимулировать увеличение рождаемости населения во избежание демографического кризиса, а также пытаются оказывать всяческую поддержку семьям имеющим не только статус многодетных, но также имеющих хотя бы одного ребенка. Мы можем наблюдать, что социальное обслуживание в Российской Федерации соответствует уровню социального обслуживания стран Западной Европы, количеством и характером льгот и пособий. Также наблюдается характерное заимствование политики в сфере социального обслуживания Западными странами у Российской Федерации, поскольку большинство нововведений в вышеуказанных странах приходится на период 2020-2024 годов, в то время как в России начало активно развиваться и внедряться в 2000-х – по настоящее время, ярким примером является внедрение системы материнского капитала на рождение 1 ребенка в 2007 году.

Использованные источники:

  1. Eurostat: Social protection statistics – family and children benefits. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Social_protection_statistics_-_family_and_children_benefits.
  2. Федеральная служба государственной статистики (Росстат): Родившиеся, умершие и естественный прирост населения (с учетом итогов Всероссийской переписи населения в 2020 году) [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781.
  3. Svetlana Kostina – Ekaterina Zaitseva – Galina Bannykh – Aleksander Kuzmin STATE POLICY OF SUPPORT OF LARGE FAMILIES: A COMPARATIVE ANALYSIS OF THE COUNTRIES OF EUROPE AND RUSSIA The 13 th International Days of Statistics and Economics, Prague, September 5-7, 2019.
  4. Указ Президента РФ от 23.01.2024  № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202401230001 (дата обращения: 03.04.2024).
  5. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [Электронный ресурс]  // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102035632 (дата обращения: 03.04.2024).
  6. Sandra Laville Mick Philpott: the violent control freak who treated women as his slaves // The Guardian. – 2013. – 02.04.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/uk/2013/apr/02/mick-philpott-violent-control-freak#:~:text=Mick%20Philpott%20was%20the%20perfect,for%20more%20than%20three%20decades.
  7. Child Benefit [Электронный ресурс] // GOV.UK. URL: https://www.gov.uk/child-benefit (дата обращения: 03.04.2024).
  8. Devaney C., Churchill H., Abela A., & Jackson, R. (2022). A framework for child and family support in Europe. Building comprehensive support systems. [Policy brief] // EurofamNet [Электронный ресурс]. URL: https://eurofamnet.eu/sites/default/files/toolbox/policy-briefs/A_framework_for%20child_and_family_support_in_Europe.pdf.