Андреева Д.А.
ВЛИЯНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ АРМЕНИИ
УДК 339.9
Д.А. Андреева, студент экономического факультета Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии
e-mail: darya0109qwerty@gmail.com
Научный руководитель – Д.В. Приходько, старший преподаватель кафедры международных экономических отношений Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии
e-mail: dvprikhodko@list.ru
Аннотация. Проблема теневой экономики является актуальной для любого государства, особенно в кризисное время. В статье рассматривается характеристика теневой экономики как экономического явления, а также ее влияние на макроэкономические показатели Армении. На примере Армении автором выявлено, что теневая экономика искажает реальный уровень экономической безопасности в стране и снижает эффективность решений, применяемых Правительством.
Ключевые слова: теневая экономика; экономическая безопасность; Армения; экономическое развитие; ЕАЭС.
Теневая экономика является сложным экономическим явлением, без которого не обходится ни одно государство. Ему посвящены многочисленные научные публикации. Однако всецело раскрыть причины, суть и последствия теневой экономики почти никому не удается. Уровень теневой экономики непосредственно влияет на основные экономические процессы, экономический рост и экономическую безопасность страны. В настоящее время экономическая безопасность играет большую роль в формировании национальной безопасности и стабильности государства. Национальная безопасность отражает состояние государства, и от этого зависит уровень жизни граждан, динамика экономического развития и место на международной арене.
Вопрос об уровне теневой экономики всегда остро стоял при обсуждении экономической безопасности постсоветских государств, которые унаследовали от старой централизованно-плановой экономической системы ряд негативных явлений, в том числе и сокрытие экономических показателей. 6 сентября 2022 г. Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) приняла меры по стратегическому развитию стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На заседании были выдвинуты рекомендации по достижению основных макроэкономических показателей, определяющих экономическую устойчивость. По последним оценкам уровня теневой экономики в странах ЕАЭС наибольший процентный показатель приходится на Армению, что заставляет задуматься о причинах и последствиях такого уровня. Поэтому целью исследования является анализ влияния теневой экономики на экономическую безопасность Армении [1].
Вопрос влияния теневой экономики рассматривался в многочисленных трудах отечественных и зарубежных авторов. К этим авторам можно отнести
Ф. Шнайдера, А. Буехн, М. Пикхардт, С.И. Монтенегро, М.В. Савину,
Ю.В. Латова, А.С. Аброскина, А.П. Кириенко, Р.М. Джабиева, В.А. Дадалко, В.И. Прасолова, В.А. Волконского. В работах авторов присутствует мнение о негативном влиянии теневой экономики на экономическую безопасность. Более того, авторы пришли к выводам о том, что нет единого безошибочного метода оценки объема и развития теневой экономики. Поэтому результаты исследований могут существенно различаться в зависимости от применяемого подхода.
Согласно определению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), теневая экономика – это вся незарегистрированная в настоящее время экономическая деятельность, результаты которой вносят вклад в подсчитываемый валовой национальный продукт (ВНП) [2, с. 4].
В свою очередь, экономическую безопасность можно определить как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития страны, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и взаимодействиям [3, с. 18].
Согласно оценкам Международного валютного фонда (МВФ), теневая экономика составляет в среднем 15–20 % от валового внутреннего продукта (ВВП) в странах с развитой экономикой, 30–35 % – в странах с развивающейся экономикой [4, с. 5]. Отсюда можно сделать вывод, что чем выше уровень экономического развития, тем меньше масштабы теневой экономики страны. Однако не только этот фактор влияет на развитие теневой экономики. Так, например, фирмы могут выбрать способ сокрытия некоторых экономических показателей, чтобы избежать налогов и пенсионных или социальных выплат. Хотя бывают ситуации, когда теневая экономика служит источником занятости и дохода при отсутствии возможности работать в формальном секторе или при циклических кризисах. В этом случае теневая экономика может даже поспособствовать экономическому росту. Также к факторам, влияющим на развитие теневой экономики, можно отнести низкий уровень дохода граждан, неравномерное распределение ВВП, высокий уровень неофициальной и скрытой безработицы, несовершенство налогового законодательства и низкую эффективность борьбы с экономической преступностью.
Большинство авторов, рассматривающих теневую экономику как явление, видят ее лишь через призму негативного отражения на основные показатели страны. К недостаткам теневой экономики относят:
– рост коррупции и злоупотребление властью;
– сокращение государственного бюджета;
– снижение количества вложений со стороны иностранных инвесторов;
– нарушение полноценной работы экономической и политической сфер общества;
– дезинформирование субъектов рынка.
Однако такие авторы, как Н.С. Мациевский, Д.Р. Пескова,
Е.Ю. Васильева видят положительное влияние теневой экономики на процессы в стране и обозначают следующие факторы влияния:
– уменьшение дифференциации населения;
– увеличение занятости населения;
– уменьшение социальной нестабильности в государстве;
– обеспечение рабочих мест и доходов в теневом секторе;
– деятельность «черных» рынков смягчает спады в экономике благодаря перераспределению ресурсов и денежных средств;
– инвестирование нелегальным рынком производственной и финансовой сфер экономики;
– улучшение благосостояния той части населения, которая получает выгоду от предприятий теневого сектора [5, с. 15].
В современном мире теневая экономика отражается на режиме работы каждой экономической сферы, всецело влияя на функционирование национальной экономической системы и снижение экономической безопасности страны. Поэтому любому государству следует правильно расставлять приоритеты при распределении задач: чтобы поддерживать мировое экономическое развитие, необходимо повышать уровень национальной экономической безопасности и минимизировать негативные последствия от теневой экономики, контролировать ее объем.
Теневая экономика проявляется в разных сферах жизнедеятельности и не позволяет считать данные о безработице, доходах населения и количестве людей, принадлежащих к рабочей силе, достаточно достоверными. Таким образом, можно считать, что все методы, построенные на официальной статистике, не до конца раскрывают масштабы теневой экономики.
Основными социально-экономическими последствиями теневой экономики являются исключение из анализа значительной доли средств легальной экономики, а также снижение объемов инвестиций, влекущее падение объемов производства, разрушение хозяйственных связей, сокращение налоговых и других обязательных бюджетных платежей, и, как следствие, невыплаты заработной платы, пенсий и других источников существования населения [6, с. 8]. За счет того, что уменьшается налоговая база, сокращаются государственные доходы и соответственно дальнейшие расходы на социальную политику, оборону и международную деятельность. Как следствие этих процессов, снижаются социально-экономические условия в целом и снижается уровень экономической безопасности в стране.
По оценкам World Economics, размер теневой экономики в Армении
в 2019 г. составлял 33,9 % от ВВП, в 2020 г. – 37,1 %, в 2021 г. – 39,1 % [1].
В 2020 г. произошел резкий скачок уровня теневой экономики в Армении, что связано с началом пандемии COVID-19 в марте 2020 г. В связи с введением режима самоизоляции ряд экономических отраслей был заморожен, их деятельность была на время приостановлена. Многие компании и предприниматели пострадали от ограничительных мер, связанных с распространением COVID-19. В стране начал обостряться экономический кризис, объем неформальной занятости повысился, все больше начали распространяться методы легализации теневого капитала. Все это привело к росту масштаба теневой экономики в стране.
Ранее уже было отмечено, что теневая экономика оказывает непосредственное влияние на такие показатели, как объем ВВП, доля инвестиций в основной капитал, уровень безработицы и доля лиц с денежным доходом ниже прожиточного минимума. Данные показатели входят в систему индикаторов, по которым оценивают экономическую безопасность страны. Однако из-за наличия теневой экономики показатели экономической безопасности искажаются. Ниже в табл. представлены пороговые и фактические значения обозначенных показателей в Армении, а также произведена оценка реальных показателей с учетом масштабов армянской теневой экономики.
Таблица
Анализ влияния теневой экономики на некоторые показатели экономической безопасности Армении, 2019–2021 гг.
Показатель | Пороговое значение | Фактическое значение (1) | Значение с учетом теневой экономики (2) | ||||
2019 | 2020 | 2021 | 2019 | 2020 | 2021 | ||
Объем ВВП, млрд долл. | 482 млрд долл. | 13,62 | 12,64 | 13,86 | 18,24 | 17,33 | 19,28 |
Доля инвестиций в основной капитал, % к ВВП | 16 % | 15,39 | 17,07 | 17,34 | 20,61 | 23,4 | 24,12 |
Уровень безработицы, % к экономически активному населению | 8 % | 18,3 | 21,2 | 20,9 | 13,67 | 15,46 | 15,03 |
Доля лиц с денежным доходом ниже прожиточного минимума, % | 7 % | 26,4 | 27 | н/д | 19,72 | 19,69 | н/д |
Источник: составлено автором на основе данных [7]
Согласно предпосылкам теневой экономики, такие показатели, как ВВП и доля инвестиций в основной капитал, являются заниженными. Такие показатели, как безработица и доля лиц с денежным доходом ниже прожиточного минимума, являются завышенными. Такое явление связано с целями государства и конкретных субъектов рынка. Так, например, объем ВВП в государстве меньше без учета теневой экономики, так как скрываются определенные показатели, происходит легализация теневого капитала, заметны сделки купли-продажи на «черном» рынке. Доля инвестиций в основной капитал также меньше без учета теневой экономики, так как часть денежных поступлений скрывается при наличии теневой экономики, не отражается в официальной статистике.
Завышенные показатели уровня безработицы и доли лиц с денежным доходом ниже прожиточного минимума отражают ту ситуацию, когда часть населения работает неофициально, в том числе такая практика распространена у школьников и студентов. Иногда работодатели скрывают показатели по количеству рабочего состава в силу вынужденных обстоятельств. Вследствие этого увеличивается уровень теневой экономики. Однако тут можно проследить и положительные стороны такого явления, в такой ситуации производительность становится больше, это служит фактором экономического роста, производится больше товаров и услуг, что стимулирует рост ВВП.
Полученные значения по показателям с учетом теневой экономики приводят к тому, что уровень экономической безопасности становится выше, чем кажется в соответствии с официальной статистикой. Впоследствии это влияет на принимаемые Правительством Армении решения. Незаконные действия, не отраженные в официальной документации, относятся к экономической преступности, носят комплексный характер и являются угрозой экономической безопасности. Соответственно, теневая экономика не просто оказывает влияние на экономические показатели страны, но и снижает эффективность принимаемых решений. Таким образом, в современном мире изучению теневой экономики уделяется большое внимание. Обществу требуется стабилизация социально-экономического положения и наличие достоверной информации о состоянии рынка. Теневая экономика присутствует во всех странах. Однако это не значит, что с ней не нужно бороться. На примере Армении было показано, что теневая экономика искажает реальный уровень экономической безопасности страны, что влияет на эффективность принимаемых решений. Уровень теневой экономики непосредственно зависит от развитого законодательства страны, органов власти и экономического аппарата. Ликвидировать полностью теневую экономику невозможно. Задача государственных органов заключается в том, чтобы создать такую систему, при которой теневой сектор не будет иметь значительное влияние и не будет подрывать экономическую безопасность страны.
Использованные источники
- Armenia’s Informal Economy Size World Economics.com. URL: https://worldeconomics.com/National-Statistics/Informal-Economy/Armenia.aspx (дата обращения: 15.09.2022).
- Shneider F. The Size and Development of the Shadow Economies of 22 Transition and 21 OECD Countries. Discussion Paper. 2002. № 514. PP. 3–4
- Гончаренко Л.П., Акулинина Ф.В. Экономическая безопасность: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2017. 478 с.
- Kelmanson B., Kirabaeva K., Medina L., Mircheva B., Weiss J. Explaining the Shadow Economy in Europe: Size, Causes and Policy Options. IMF Working Paper. 2019. № 278. PP. 4–5.
- Залозная Д.В., Сальников Д.М. Влияние теневой экономики на экономическую безопасность России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 4 (107). С. 13–17.
- Жигунова А.В., Бек-Мурза А.В. Теневая экономика как угроза экономической безопасности субъектов различных уровней // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 2 (117). С. 7–10.
- The World Bank: indicators. URL: https://data.worldbank.org/indicator (дата обращения: 16.09.2022).