Вердеш Б.А.
РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ТАМОЖЕННЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЫХОДА РФ НА ВОСТОЧНЫЕ РЫНКИ
УДК 339.56
Б.А. Вердеш
студент экономического факультета Ростовского филиала
Российской таможенной академии
e-mail: verdesh.bogdan@mail.ru
Аннотация. Актуальность темы объясняется ростом санкционного давления со стороны недружественных стран по отношению к деятельности российских компаний, функционированию отраслей, а также конкретным физическим лицам, что определяет необходимость поиска надежных партнеров и развития взаимовыгодных экономических отношений со странами других регионов мира, в частности Китайской Народной Республикой. Цель исследования – раскрыть содержание взаимоотношений Российской Федерации и Китайской Народной Республики в таможенной сфере, что является фактором развития торговых и иных форм международных экономических отношений стран. В статье представлены результаты ретроспективного анализа российско-китайских отношений, аналитический обзор динамики показателей внешней торговли России, а также субъектов РФ, граничащих с Китаем, затронуты вопросы о перспективах сотрудничества стран.
Ключевые слова: внешняя торговля, таможня, Российская Федерация, Китайская Народная Республика, санкции, экономическая сфера, сотрудничество, торговое партнёрство, восточные рынки.
Введение
Актуальность исследования российско-китайских таможенных взаимоотношений определена прежде всего сменой географии торговли РФ с западного направления на восточное из-за санкционного давления со стороны Соединённых Штатов Америки (США) и недружественных стран Западной Европы. Новые реалии внешнеэкономических связей актуализируют анализ сложившихся торговых связей страны с Китайской Народной Республикой (КНР), которая является стабильным и давним торговым партнёром восточного направления сотрудничества. Сказанное определяет интерес к вопросам таможенного и экономического взаимодействия Российской Федерации (РФ) и КНР.
Цель данного исследования – провести анализ российско-китайских взаимоотношений в экономической и таможенной сфере, с учетом сложившихся форм сотрудничества и связей стран.
Объект анализа данной работы – взаимоотношения российской и китайской сторон в экономической и таможенной сфере. Предмет исследования – таможенные формы сотрудничества, способствующие повышению экономической эффективности взаимодействия стран.
Методология исследования объекта и предмета данной работы основана на признании роли внешнеэкономических связей страны как фактора обеспечения устойчивости развития национальной экономики. Данный подход реализуются с помощью исследовательского инструментария, включающего:
1) применение нормативного подхода в оценке тенденций и перспектив развития российско-китайских экономических отношений с точки зрения существующих и будущих форм приграничной торговли РФ и КНР;
2) проведение анализа динамики экономических показателей внешнеэкономической деятельности (ВЭД) РФ и КНР в период с 2018-2021 гг.
3) выявление функциональной связи между процессами введения санкций и переориентации рынков сбыта и закупки товаров с региона Западной Европы в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР);
4) формулирование результатов и практических выводов проведённого исследования.
Использование указанных выше подходов и инструментов позволили провести анализ взаимоотношений КНР и РФ в экономической и таможенной сферах, результаты которого представлены в последующих разделах данной работы.
Современные российско-китайские экономические взаимоотношения
Актуализация российско-китайских экономических взаимоотношений в современных условиях, определяет важность ретроспективного анализа экономических связей двух стран. Формирование новых форм экономических отношений между государствами началось сразу после распада СССР и происходило в несколько этапов:
Первый этап связан с подписанием 5 марта 1992 года Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономических отношениях. Данный документ заложил основу дружбы РФ и КНР, которая проявлялась в создании благоприятного режима для ведения торговли, а также взаимное освобождение от таможенных пошлин и других видов налогов [1].
Начало второго этап правомерно датировать 3 сентября 1994 года, когда было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенном деле. Данный документ способствовал развитию таможенного сотрудничества РФ и КНР, которое реализовалось в следующих аспектах:
а) облегчение и ускорение перемещения товаров и пассажиров между двумя государствами;
б) обмен опытом своей деятельности и информацией в области таможенного дела [2].
Важно отметить, что данное соглашение действует и в настоящее время, что ещё раз подчёркивает особый характер взаимоотношений РФ и КНР.
Третий этап реализовался в 1996 году и связан с заявлением, которое было дано на высшем государственном уровне стран о строительстве «партнерских отношений стратегического взаимодействия», ориентированных на XXI в. [3].
Четвертый этап справедливо приурочить к 16 июля 2001 года. В этот день был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Данный договор был подписан на два десятилетия, а в долгосрочной перспективе был направлен на развитие всесторонних отношений, добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, принципами взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования.
Данные документы заложили основу для развития дружбы и различных форм сотрудничества, прежде всего экономического, внешнеторговых связей, которые остаются значимыми для РФ и в обозримом будущем. В настоящее время продолжают приниматься нормативно-правовые документы и публиковаться официальные заявления о всеобъемлющем партнёрстве и стратегическом взаимодействии. Также следует отметить, что, несмотря на двусторонние договоры между РФ и КНР, деятельность по торговле стала также регулироваться правилами ВТО, которые помогают унифицировать и упростить осуществление внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что КНР является для России не только стратегическим партнёром, но и страной, стремящейся к добрососедским, дружественным отношениям. Благодаря такому сотрудничеству создаются условия для решения задач коллективной безопасности в восточноазиатском регионе на основе заключения договоров о сотрудничестве в области безопасности между двумя ядерными государствами. Дальнейший анализ предусматривает характеристику реальных примеров и форм сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики в аспекте приграничной торговли.
На основании Федерального закона 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» приграничная торговля – это особый вид внешней торговли, осуществляемый на приграничных территориях с целью удовлетворения потребностей населения (физических и юридических лиц), проживающих на данной территории. Приграничная торговля осуществляется в соответствии с международным договором Российской Федерации и сопредельного иностранного государства или группы сопредельных иностранных государств, предусматривающим предоставление особого благоприятного режима внешнеторговой деятельности в отношении торговли товарами и услугами [4].
Граница между РФ и КНР проходит на территории шести административных образований:
1. Республика Алтай.
2. Забайкальский край.
3. Амурская область.
4. Еврейская автономная область.
5. Хабаровский край.
6. Приморский край.
На основании официальной статистики базы данных Сибирского и Дальневосточного таможенного управления, автором построена таблица, характеризующая, динамику внешнеторгового оборота названных регионов с участниками внешнеэкономической деятельности Китая (табл.1).
Таблица 1. Внешнеторговый оборот субъектов РФ, граничащих с КНР
Величина внешнеторгового оборота, тыс. долл. | ||||
2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
Республика Алтай | 7 230,8 | 7 619,4 | 9 664,4 | 4 587,6 |
Амурская область | 569 204,3 | 511 769,9 | 549 711,7 | 609 055,4 |
Хабаровский край | 1 851 371,3 | 978 467,7 | 921 609,7 | 1 203 843,2 |
Забайкальский край | 900 450,7 | 916 757,2 | 1 417 976,3 | 1 835 437,6 |
Еврейская автономная область | 169 209,8 | 137 227,3 | 201 046,4 | 399 271,7 |
Приморский край | 4 000 535,8 | 4 239 287,4 | 4 152 250,3 | 5 126 466,4 |
Источник: Внешняя торговля субъектов РФ ДФО и СФО. Официальный сайт Дальневосточного и Сибирского таможенного управления [5, 6].
Анализируя данные табл. 1, можно сделать вывод о том, что сохраняются тенденции снижения внешнеторгового оборота в различные периоды у двух регионов: Республики Алтай и Хабаровского края. Однако, несмотря на это, остальные регионы стремятся к увеличению объемов внешнеторгового оборота. Это ещё раз подтверждает тезис о том, что РФ и КНР заинтересованы в укреплении экономического сотрудничества. Стоит также иметь ввиду, что данный факт носит и отрицательную составляющую. С повышением внешнеторгового оборота также и увеличивается зависимость данных регионов от КНР.
Помимо взаимодействия регионов РФ, граничащих с КНР, следует затронуть вопросы динамики внешнеторгового оборота двух стран. На основании данных Федеральной таможенной службы РФ об объемах экспорта и импорта в период с 2018-2020 гг. автором предложена диаграмма, позволяющая охарактеризовать изменения во взаимной торговле стран (см. рис.1)
Рис.1. Динамика внешнеторгового оборота РФ и КНР
Источник: Итоги внешней торговли с основными странами в 2018, 2019, 2020, 2021 году. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [7].
График, представленный на рис.1 показывает, что существует положительная тенденция к увеличению экспорта и импорта между Россией и Китаем. Официальные источники в настоящее время предоставляют данные о том, что объем товарооборота РФ и КНР за первое полугодие 2022 года повысился и значительно превосходит показатели, аналогичного периода 2021 года.
В товарной структуре импорта китайских товаров в РФ за последние 20 лет увеличилась доля поставок технологичных видов продукции. Так, если в 2001 г. на электрические машины и оборудование и реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства приходилось 17% российского импорта из Китая, то в 2020 г. доля этих двух товарных позиций уже превысила 51%. Российский импорт электрических машин и оборудования на 48% обеспечен поставками из Китая, на 29% оборудованием и механическими устройствами, на 9% средствами наземного транспорта.
В то же время структура российского экспорта также изменилась. Если в 2001 г. на топливо минеральное, нефть и продукты их переработки приходилось 8% российского экспорта в эту страну, то в 2021 г. их доля уже достигла 66,5%. В условиях ближайшего сокращения российского экспорта минеральных продуктов в западные страны, очевидно, следует ожидать дальнейшего увеличения значимости китайского рынка для сбыта этого вида российской продукции [8]. Это вновь подтверждает, что Российская Федерация намерена усилить взаимодействие с Китайской Народной Республикой. Здесь особую роль должны играть таможенные органы, которые в соответствии с ориентирами развития, предусмотренными «Стратегией развития Федеральной таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» постоянно совершенствуются и не отстают от основных трендов цифровизации, чему будут способствовать и заявленные странами встречи, обменом опытом по применению цифровых технологий в таможенном администрировании.
Констатация факта роста внешней торговли России с другими странами требует акцентирования внимания на существенных переменах в географии товаропотоков. Как отмечалось ранее, по причине введения экономических санкций товарооборот России и стран Западной Европы в первой половине 2022 года существенно снизился, в сравнении с аналогичным периодом в 2021 году. Однако компенсационный эффект был достигнут благодаря повышению товарооборота со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Ближнего Востока. Произошедшие перемены вносят новый исторический виток в развитие экономики России. Действующие договоренности и ожидаемое заключение новых договоров о взаимовыгодном сотрудничестве со странами данных регионов могут способствовать достижению положительных для функционирования российской экономики результатов.
В этой связи возникает проблема кадровой обеспеченности и повышения уровня квалификации кадров. Как известно территория Дальнего Востока характеризуется низкой плотностью населения в сравнении с другими регионами России. Требуется заинтересованность населения в проживании на восточных территориях, стимулирование внутренней миграции. В настоящее время существует особая система льгот и мер поддержки работникам таможенных органов и иным категориям граждан, но эти меры будут недостаточными для обеспечения роста населения в данных регионах. Следовательно, Правительству РФ и администрациям муниципалитетов необходимо проводить последовательную работу и принять соответствующие меры по стимулированию переселения и подготовке кадров, с учетом повышения роли восточного вектора развития российской экономики. С появлением кадров на местах социально-экономическая система будет полноценно функционировать. Таким образом, необходимо добиваться реализации комплекса мер и направлений в регионах Дальнего Востока, развиваться комплексно, равномерно, включая совершенствование инфраструктуры, логистики и обеспеченности деятельности таможенных органов.
Выводы
Исследование перемен, происходящих в сфере внешнеэкономических отношений, прежде всего во внешней торговле России в настоящее время, позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Изменения в географии товаропотоков внешней торговли России связаны со сменой приоритетов и переключением на рынки стран АТР и Ближнего Востока.
2. В перспективе РФ придерживается курса на активное экономическое и иные формы сотрудничества с КНР.
3. Приграничная торговля, как особый вид международной торговли, активно практикуется в регионах РФ, граничащих с КНР. В четырех российских приграничных регионах сложилась положительная динамика роста товарооборота с территориями конкретных административных образований КНР.
4. Объемы внешней торговли РФ и КНР увеличиваются, совершенствуется товарная структура в направлении поставок из КНР наукоемкой продукции.
5. Повышается роль Федеральной таможенной службы РФ в переориентации и адаптации экономики РФ к дальнейшим изменениям в географии торговли. Перед таможенными органами стоят задачи обеспечения подготовки квалифицированных кадров в соответствии с требованиями цифровизации. Развитие различных форм сотрудничества, обмен опытом, в том числе в области совместного использования цифровых технологий со странами АТР и Ближнего Востока будет способствовать таможенному и торговому сотрудничеству стран. В целом следует отметить возможность реализации положительных тенденций при своевременном реагировании на потери от введённых санкций и перехода на восточных рынках. Минимизация негативных воздействий санкций возможна, благодаря активному развитию внешнеэкономических отношений с партнерами из АТР и Ближнего Востока. Восточный вектор является перспективным направлением, по которому открывается возможность продвижения российской экономики в обозримом будущем.
Использованные источники:
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономических отношениях (Пекин, 5 марта 1992 г.) (с изменениями и дополнениями) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://base.garant.ru
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (Москва, 3 сентября 1994 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://base.garant.ru
- Майданевич Ю.П., Бабашина А.С. Российско-китайские экономические отношения: история и пути развития // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 178–181.
- Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.consultant.ru
- Официальный сайт Дальневосточного таможенного управления [Электронный ресурс]. URL: https://dvtu.customs.gov.ru
- Официальный сайт Сибирского таможенного управления [Электронный ресурс]. URL: https://stu.customs.gov.ru
- Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru
- Школяр Н.А. Смена приоритетов внешней торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2022. № 5. С. 95–107.