Быкова М.Б.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА ЗАОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
УДК 347.91
М.Б. Быкова, студент юридического факультета Российской таможенной академии
e-mail: mb.bykova@customs-academy.ru
Научный руководитель – Л.Г. Клечковская, заведующий кафедрой гражданского права Российской таможенной академии, кандидат исторических наук, доцент
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования института заочного производства в гражданском процессе. На основе проведенного исследования выявляются истоки появления самого института, этапы его дальнейшего развития.
Ключевые слова: заочное производство, заочное решение, судебное заседание, ответчик, суд, истец.
В доктрине гражданского процессуального права имеет место принцип процессуальной экономии, который косвенно отражается в различных нормах Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации 2002 г. (далее – ГПК РФ) [1]. Содержание такого принципа подразумевает оперативность и эффективность рассмотрения и разрешения дел в суде. Однако такая оперативность должна, в первую очередь, защищать права и законные интересы лиц, участвующих в деле, а не нарушать их и снижать качество правосудия.
Ярким примером реализации принципа процессуальной экономии является такой процессуальный институт, как заочное производство, закрепленный в главе 22 ГПК РФ.
Что касается истории развития заочного производства, то она берет свое начало еще с момента формирования римского права. С тех времён институт заочного производства сильно изменился и эволюционировал, стал действительно эффективным способом защиты прав и законных интересов заинтересованных лиц. Суды общей юрисдикции активно используют порядок заочного производства, что говорит о том, что данный институт актуален и является значимым для российского судопроизводства.
Статистика Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2020-2022 годы свидетельствует о значительном росте вынесенных судами общей юрисдикции заочных решений (Рис. 1).
Рис. 1. Количество рассмотренных дел в заочном производстве в период
с 2020 г. по 2022 г.
Источник: разработан автором на основе [2].
Однако, применяя на практике заочное производство, суды достаточно часто сталкиваются с немалым количеством проблем, связанных с недостаточной разработанностью данного института и отсутствием единообразия толкования норм, регулирующих заочный порядок разрешения дел. В связи с этим возникает вопрос: необходим ли российскому законодательству такой правовой институт, как заочное производство? Для того, чтобы разобраться и разрешить имеющиеся проблемы, необходимо знать и понимать исторический аспект эволюции законодательства, регулирующего заочное производство. Именно экскурсу в историю развития законодательства о заочном производстве в гражданском процессе посвящена данная научная статья.
Для наиболее наглядного и четкого понимания, каким образом, в каком временном промежутке и в каком пространстве развивался исследуемый институт, предлагаем нижеуказанную периодизацию этапов становления заочного производства.
1. Зарождение института заочного производства в римском праве.
2. Образование и закрепление норм, регулирующих заочное производство в Древнерусском государстве, а также дальнейшее формирование данного института в период Русского царства и Российской империи.
3. Реформирование исследуемого института в период советского времени.
4. Возрождение и окончательное закрепление института заочного производства на современном этапе.
Итак, история становления заочного производства уходит далеко в прошлое. Анализ его зарождения и возникновения показывает, что он возник с момента формирования государств, примерно во II веке нашей эры [3]. В те времена уже имелись случаи отсутствия истца или ответчика в судебном заседании, однако суд не предпринимал никаких действий для того, чтобы отсутствующая сторона явилась в суд. Эта обязанность возлагалась на плечи присутствующей стороны и, по большому счету, являлась факультативной.
На законодательном уровне данный институт возник с момента становления римского права. «Закон XII таблиц регламентировал права и обязанности истца, в том числе установил право истца требовать, чтобы ответчик являлся в судебное заседание везде, где мог его встретить, исключением был только дом ответчика, в который вторгаться было запрещено. Ответчик же, в свою очередь, не мог не подчиниться истцу, и ему все же приходилось явиться в судебное заседание. Однако, если все-таки ответчик уклонялся от явки в суд, то истец мог повторить свой вызов при свидетелях» [4]. Такие правила, по нашему мнению, сильно затягивали процесс, поэтому являлись недостаточно эффективными.
С течением времени, в связи с переходом к формулярному процессу, условия вынесения заочного решения добавлялись. Последствия неявки уже не были настолько жёсткими, а истцу всё же приходилось представлять необходимые доказательства для рассмотрения и разрешения дела. Тем не менее, право обжалования заочного решения у ответчика всё еще отсутствовало.
Рассмотрев истоки происхождения заочного производства, последовательным представляется рассмотрение становления института в отечественном законодательстве.
Впервые признаки заочного производства проявлялись на законодатель-ном уровне в таком правовом источнике, как Двинская уставная грамота 1397 г. Данный акт ввёл понятие «бессудная грамота» – документ, предоставляемый истцу без рассмотрения дела по существу при условии, что ответчик не явился в судебное заседание, и подтверждающий законные права истца на притязания к ответчику. Здесь мы видим связь с римским правом, так как истец выигрывал дело только лишь потому, что ответчик отсутствовал.
Следующим актом, регулирующим правила заочного производства, было Соборное Уложение 1649 г. Настоящий акт определил порядок извещения и уведомления ответчика, регламентировал условия отложения судебного разбирательства, а также порядок выдачи бессудной грамоты. Теперь извещение производилось судебным приставом-исполнителем на основании приставной грамоты. Если ответчик не имел возможности явиться в процесс, то рассмотрение дела откладывали. Такое право на отложение процесса ответчик имел лишь дважды, но, только уведомив суд о причинах невозможности присутствовать. На третий раз истцу выдавали бессудную грамоту. Однако в том случае, если ответчик всё же явился на третий раз, то судом осуществлялась проверка достоверности и уважительности причин пропуска судебного заседания. Уважительными причинами в то время считались, например, пожар, болезнь, государственная служба, а также тот момент, когда истец и ответчик самостоятельно договаривались и ходатайствовали перед судом об отложении заседания для того, чтобы попробовать урегулировать спор мирным путём. Такая процедура называлась «полюбовной отсрочкой». Отсюда вытекает одно из условий современного заочного производства – отсутствие сообщения ответчика об уважительных причинах неявки.
1864 г. считается отправной точкой для полноценного становления института заочного производства. В рамках судебной реформы, проводимой Александром II, был утвержден Устав гражданского судопроизводства (далее – Устав) [5], целью которого стало «повышение ответственности сторон за свои действия, предотвращение злоупотребления ответчиком своих процессуальных прав и устранение причин затягивания процесса».
На основании норм данного Устава ответчику предоставлялось право отзыва заочного решения. После того, как ответчик получил копию принятого заочного решения, у него было две недели для того, чтобы оспорить данный акт и добиться пересмотра дела.
Устав также регулировал условия вынесения заочного решения. Ими являлись:
- уведомление ответчика о судебном заседании в назначенное время;
- отсутствие ответчика в суде без уважительных причин;
- требование истца о вынесении заочного решения.
В 1923 г. был принят ГПК РСФСР, однако он не содержал норм, регулирующих заочный порядок вынесения решения. Рассматриваемый институт, по сути, перестал существовать.
О полноценном закреплении института заочного производства можно говорить с принятием ГПК РСФСР 1964 г. [6]. Именно в этот момент произошло «возрождение» заочного порядка рассмотрения дела. В отличие от ГПК РСФСР 1923 г. нормы ГПК РСФСР 1964 г. определили последствия неявки одной из сторон: если суду было известно, что повестка должным образом вручена адресату, то его неявка не являлась препятствием к рассмотрению дела. «Если же не явились обе стороны, то судебное разбирательство откладывалось. При повторной неявке обеих сторон – производство по делу прекращалось». Разумеется, для ответчика такой результат являлся особо выгодным, так как его правовое положение оставалось прежним. Истец же оставался «у разбитого корыта», так как защитить свое право ему не удалось.
Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 189-ФЗ внёс ряд изменений и дополнений в ГПК РФ 1964 г., что позволило продолжить законодательную регламентацию института заочного производства [7]. В результате принятия вышеуказанного закона в ГПК РСФСР появилась отдельная глава 16 «Заочное решение», в рамках которой были определены «последствия неявки ответчика, порядок рассмотрения дела в отсутствие ответчика, права явившейся стороны, порядок вынесения заочного решения, обжалование заочного решения в апелляционном порядке и др.».
В настоящее время исследуемый институт закреплен в главе 22 «Заочное производство» ГПК РФ, в частности ст.ст. 233–244. Данные нормы определяют отличительные современные черты института заочного производства. Таким образом, рассмотрев исторические этапы возникновения института заочного производства, можно сделать вывод, что данный институт достаточно долго развивался и на каждом выделенном этапе совершенствовался. Благодаря своей долгой истории становления, он зарекомендовал себя как эффективный способ защиты прав лиц, участвующих в деле. На настоящий момент заочный порядок рассмотрения дела занимает свое самостоятельное место в гражданском процессе. Тем не менее, несмотря на то, что действующие нормы ГПК РФ достаточно полно регулируют рассматриваемый институт, на практике возникают проблемы их применения, что подтверждает необходимость совершенствования законодательства в части применения правил заочного производства.
Использованные источники:
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18 ноября 2002 года, № 46, ст. 4532.
- Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdep.ru/?id=79 (дата обращения: 12.03.2023).
- Дубень А.И. История института заочного производства в гражданском процессе: поиски частного и общего // Образование и право. 2020. № 11. С. 139.
- Тимонина М.В. История института заочного производства в российском гражданском процессе // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 10. С. 148.
- Устав гражданского судопроизводства Российской империи от 20 ноября 1864 года // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.11.2022).
- Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (утв. Верховным Советом РСФСР 11 июня 1964 года) // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24.
- Федеральный закон от 30 ноября 1995 года № 189-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» // Собрание законодательства РФ, 4 декабря 1995 года, № 49.