Стр. 33

Глазьев А.С.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ИНСТИТУТОВ И ПРАВА ЕАЭС В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ДО 2025 ГОДА

А.С. Глазьев, студент юридического факультета Российской таможенной академии

Научный руководитель – Е.С. Недосекова, доцент кафедры административного и финансового права, доцент кафедры гражданского права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации стратегических направлений развития до 2025 года. Важная роль отведена правам ЕАЭС в рамках Стратегии, их развитие обуславливается внедрением новых современных технологий и инноваций, большинство их которых имеют цифровой характер. Прогнозируется их широкое применение в течение ближайших 3 лет, которые облегчат деятельность ЕАЭС в данной сфере.

.

Ключевые слова: ЕАЭС, Стратегия – 2025, ЕЭК, ОКТС, цифровые технологии.

Стратегические направления Евразийской экономической интеграции до 2025 года (далее – Стратегия 2025) [1], утвержденные Решением Высшего Евразийского экономического совета, являются основным документом стратегического планирования Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) вплоть до 2025 года. В Стратегии – 2025 прописаны стратегические направления развития экономической интеграции до 2025 года, указываются основные и необходимые механизмы и меры в целях решения задач и достижения целей Союза.

Стратегия – 2025 заключает в себе образование условий, необходимых для ускоренного развития экономики стран-членов ЕАЭС, включая совершенствование таможенных институтов, технологий, инструментов регулирования и права ЕАЭС.

 Реализация основных мер, направленных на совершенствование таможенного регулирования на период до 2025 года, идет в соответствии с планом по реализации стратегических направлений, утвержденных Советом ЕЭК.

2021 год был ознаменован принятием ряда решений, которые направлены на реализацию пунктов Стратегии – 2025, связанных с совершенствованием таможенного управления, центральным из них выступает разрабатывавшееся в течение четырех лет Соглашение «О применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок» [2], которое было принято Высшим Евразийским экономическим советом. Отслеживание перевозок с помощью навигационных пломб сыграет важную роль в повышении эффективности функционирования рынков и стабилизации возможностей ведения внешней и взаимной торговли в рамках ЕАЭС. В целях исполнения пункта 3. 3 Стратегии – 2025 Советом ЕЭК [3] был определен план мероприятий, направленных на образование условий перемещения товаров для осуществления перемещения товаров ЕАЭС беспрепятственно через территории иных государств при непосредственном контроле за перевозкой с использованием навигационных пломб.

Отмечая важность проделанной работы, определенных результатов по тем пунктам, которые были обозначены выше, добиться на сегодняшний день не удалось: право ЕАЭС на применение навигационных пломб в целях отслеживания перевозки товаров, даже если государства динамично осуществят государственные процедуры и утвердят, заработает спустя полтора года после последнего утверждения. В этих целях подписаны «дорожные карты» и планы действия, направленные на реализацию Соглашения.

Важным документом стало Соглашение «Об особенностях применения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита» [4]. Целью заключения таких договоров стало исполнение пункта 3.1.8 Стратегии – 2025, направлением является совершенствование права ЕАЭС в рамках единой системы осуществления транзита товаров.

На основании Решения Коллегии ЕЭК «О типовых требованиях к обустройству и техническому оснащению элементов таможенной инфраструктуры, расположенных в местах перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, системой радиационного контроля» [5] в целях реализации пункта 3.1.2 Стратегии – 2025 были приняты требования к переобустройству и техническому обеспечению таможенной инфраструктуры, которая расположена на территории перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, средствами радиационного контроля. Помимо всего прочего, были обозначены требования, предъявляемые к переобустройству и техническому обеспечению зданий, которые только строятся и реконструируются, а так же к сооружениям, открытым площадкам, которые оснащены техническими средствами при проведении таможенного контроля, например: инженерные, коммуникационные системы и средства обеспечения, непосредственно расположенные в пределах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, система контроля за радиационным уровнем.

Важной проблематикой в рассматриваемом направлении выступает порядок обеспечения единообразного осуществления таможенных операций, реализации таможенного контроля, передача информации, стандартизация и внедрение систем управления рисками в ЕАЭС (далее – Стандарт) на основании пункта 3.2 Стратегии – 2025. Пока государства и ЕЭК не смогли прийти к единому мнению в утверждении формулировок, которые раскрывают характерные черты Стандарта.

Автор многих научных статей Р.В. Давыдов неоднократно обращался к проблеме формирования Стандарта. Он предполагал, что реализация Стандарта в ЕАЭС должна означать то, что в ходе проведения таможенного контроля таможенными органами, не беря в счет национальную принадлежность, должна реализовываться единообразная совокупность мер, которые регламентированы на основании и в соответствии с системой управления рисками, для обеспечения одинаковой «контрольной нагрузки» в процессе проверки партий товаров, представляющих одинаковый уровень риска. Участники внешнеэкономической деятельности, (далее – ВЭД), добросовестно обеспечивающие декларирование товаров, которые перемещаются, минимизируют временные и финансовые затраты, становится предсказуемыми сроки перемещения товаров и действий, осуществляемых органами контроля [6].

Помимо всего прочего, был предложен алгоритм показателей оценивания достижений Стандарта:

– сроки проведения таможенных операций в местах пункта пропуска и процент совершения таможенных операций на уровне общего времени прохождения всех мероприятий контрольного характера в пределах пункта пропуска;

– сроки осуществления таможенных операций в момент помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и экспорта с определением времени для осуществления таможенных операций всецело в автоматическом формате;

– количество товарных партий, в чье отношении был осуществлен фактической контроль со стороны государства, при общем объеме партий товаров с разделением на виды государственного контроля;

– количество издержек финансового характера, присущих участникам внешнеэкономической деятельности, при прохождении таможенных процедур, непосредственно обозначенных при взаимодействии с бизнес-объединениями и теми или иными субъектами предпринимательства;

– процент случаев запроса документов и сведений таможенным органом для проверки таможенной декларации вместе с общим объемом таких деклараций с разделением по таможенным процедурам;

– процент таможенных деклараций, которые выпущены в пределах 4 часов при общем объеме таких деклараций;

– процент актов таможенного досмотра, которые составлены с определенными ошибками при общем числе составленных актов таможенного досмотра.

Совершенствование таможенного управления должно не исключать применение принципиальной установки – упрощение и ускорение осуществления таможенных операций, применяемых к лицам, являющимся добросовестными участниками ВЭД, которые соблюдают прописанные таможенные и другие правила, непосредственно регулирующие порядок перемещения товаров во внешней и взаимной торговле ЕАЭС при одновременном концентрировании контрольных мероприятий на участниках, осуществляющих «непрозрачный» товарооборот. Чтобы достичь такие цели, необходимо функционирование единого механизма таможенного управления, валютного и налогового контроля, который был бы основан на использовании инноваций. Подобное бы создало предпосылки для возможного перехода к уплате таможенной пошлины при ввозе и уплате налогов после создания товаров [7].

Осуществление современных цифровых технологий для увеличения скорости протекания процессов, связанных с оформлением и образованием необходимой среды взаимоотношений между государством и бизнесом, выражается в практике использования механизма «единого окна». Усиление роли цифровизации в процессах управления и таможенного администрирования влияют на увеличение эффективности деятельности таможенных органов. Совсем недавно в структуре таможенных органов РФ было обозначено 16 центров электронного декларирования и 8 таможен электронного характера. Подобное должно привести к тотальному переходу на декларирование, осуществляемое в электронном формате [8].

Для реализации прав ЕАЭС в рамках Стратегии – 2025 важная роль отведена функционированию специального института, который действует в порядке Договора «Об Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза» [9] (далее – ОКТС). К основным ее задачам относят:

– стабилизирование деятельности таможенных органов стран-членов;

– принятие участия в ходе разработки договоров международного характера и актов в области таможенного регулирования;

– создание условий для единообразного применения договоров международного характера и актов в области таможенного регулирования в рамках своих полномочий;

– создание условий для протекания унифицированного порядка осуществления таможенных операций, реализации таможенного контроля товаров и транспортных средств на таможенной территории ЕАЭС;

– помощь в реализации таможенной политики стран-членов.

Важно отметить, что задачи и цели деятельности ОКТС в целом не противоречат задачам по направлениям улучшения эффективности таможенного управления в рамках Стратегии – 2025, сущность такого института должна быть направлена на осуществление задач Стратегии – 2025.

За десятилетний период, который истек, в пределах ОКТС были осуществлены различные мероприятия, направленные на создание условий для единства таможенного управления и развития правовых возможностей ЕАЭС. Немаловажным является и признание факта того, что данный институт имеет огромные резервы для упорядочивания и совершенствования прав ЕАЭС, которые еще не использованы.

Решения ОКТС должны быть объявлены в течение 7 дней после принятия в форме приказов руководителями центральных таможенных органов стран-членов, которые издаются ими в рамках их полномочий, определяемых законодательными актами стран-членов. В Договоре о создании ОКТС не уточнены в полном объеме определенные механизмы полной реализации решений, которые принимаются ОКТС, например, порядок разрешения споров, стандартизация применения санкций за нарушения [10].

Центральным из них выступает обеспечение исполнения и осуществления взаимного контроля за реализацией решений, которые были приняты. В практическом выражении важную роль играет задача реализации принятых решений в сфере управления таможенными рисками. Разработкой решения занимается группа при ОКТС, которая действует с 2011 года и является группой, задачаей которой выступает развитие системы управлением рисками в странах-членах ЕАЭС. Группа осуществляет работу, связанную с внедрением и развитием системы управления рисками на постоянной основе в странах-членах ЕАЭС, разрабатывает подходы, направленные на стандартизацию ее применения. Стоит отметить, что в порядке 30 % случаев, стоимостные показатели, которые согласуются ОКТС, на практике не применимы. На протяжении крайних 10 лет рабочая группа согласовала стоимостные показатели лишь только по 677 товарам из 12 тысяч таких товаров, которые входят в товарную номенклатуру ВЭД ЕАЭС.

Поэтому необходимо проработать в дальнейшем вопрос внесения подобных корректив в Договор об ОКТС, которые стимулируют государства-члены на принятие в более активной форме необходимых решений, связанных с упорядочиванием сущности мониторинга и контроля за принимаемыми решениями совместно со стороны ЕАЭС.

Следовало бы также обратить внимание на рассмотрении вопроса о создании постоянно действующего секретариата ОКТС, который на основании опыта работы большинства организаций международного значения, способствовал бы увеличению системности и сущности функционирования ОКТС. Необходимо подчеркнуть и то, что наличие эффективного контакта таможенных органов государств-участников является важной составляющей с момента образования такого объединения. За последние годы получила новые векторы развития благодаря широкому внедрению в процесс новейших информационных технологий [11].

Важно подчеркнуть и то, что после появления ОКТС, изменения в ее правоустанавливающий документ были внесены лишь однажды, в 2019 году и имели редакционный характер. Возможность функционирования ОКТС в рамках развития таможенного управления при соблюдении интересов евразийской интеграции на сегодняшний день еще полностью не использована. Объединенная коллегия, которая является особенным инструментом осуществления взаимодействия таможенных администраций стран ЕАЭС, имеющим межгосударственный характер, имеет ряд определенных возможностей, направленных на принятие определенных решений в сфере таможенного дела, которые обязательны для евразийского пространства в целом.

Вместе с тем стоит не только развивать ОКТС институциональным путем, но и необходимо увеличивать и усовершенствовать механизмы взаимодействия ОКТС (в правоприменении и направлении деятельности таможенных служб) и ЕЭК (в области нормотворческого процесса). Взаимодействие, основанное на принципах эффективности в обусловленном формате, будет играть важную роль в оперативном и качественном приспособлении правовой базы под новые изменения, а с другой стороны поможет сформировать унифицированную правоприменительную практику в ЕАЭС.

Сотрудничество двух рассматриваемых организаций весьма часто было предметом рассуждений в форматах ЕАЭС. Так, на заседании Высшего Евразийского экономического совета было высказано положение о потребности в единообразной практике таможенного управления и увеличения доверия таможенных служб к итогам, которые были получены после проведения таможенного контроля, путем проведения таможенными службами стран-членов ЕАЭС одновременного таможенного контроля и при участии представителей ЕЭК. Стоит отметить создание рабочей группы по вопросам, связанным с обеспечением унифицированной практики таможенного управления и организации таможенного контроля на принципе скоординированности [12]. Были достигнуты договоренности, связанные с участием члена Коллегии (министра) ЕЭК по таможенному сотрудничеству в заседаниях ОКТС, имеющего статус наблюдателя с правом внесения на обсуждение ОКТС вопросов, имеющих спорный характер, связанных с особенностями практики правоприменения таможенных органов стран-членов ЕАЭС, должностные лица и сотрудники ЕЭК в работе экспертных и групп рабочего характера, которые были созданы при ОКТС.

Взаимодействие данных структур может выступать важным примером и основой, которая необходима для развития ЕАЭС, усовершенствования особенностей и усиление механизма взаимодействий стран-членов в сфере принятия решений. Увеличение уровня эффективности механизмов, связанных с принятием решений, выступает важным элементом эффективной реализации прав ЕАЭС как наднационального компонента.

Важным положением в Стратегии – 2025 в области совершенствования прав ЕАЭС стало закрепление повсеместного введения цифровых решений в новейших автоматизированных и информационно-коммуникационных средствах, применение систем больших данных почти во всех областях. В том числе цифровая трансформация предусматривается в рамках регулирования направления интеллектуальной собственности ЕАЭС. Для реализации данной задачи была принята рекомендация ЕЭК «Об основных подходах при осуществлении деятельности по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» государствах–членах Евразийского экономического союза» [13]. Осуществление в практической деятельности мер, которые прописаны в данной рекомендации, окажут положительную роль на увеличение эффективности охраны авторских прав и других правообладателей, снизят процент контрафактной продукции на рынке ЕАЭС, сыграют важную роль в улучшении механизмов инвестиционного климата, вместе с тем, оказав важно влияние на экономическую сфере стран-членов. Планом предусмотрено, что в 2023 году будет принят акт ЕАЭС об определенных подходах при непосредственном их согласовании, для борьбы с возникающими нарушениями, объектом которых выступает интеллектуальная собственность в сети «Интернет» в государствах-членах. В Стратегии – 2025 были обозначены новые правовые механизмы реализации возможностей ЕАЭС, которые в большой степени имеют цифровой, инновационный характер.

Использованные источники:

  1. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 № 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 29.11.2022).
  2. Соглашение от 19.04.2022 года «О применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок» // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 30.11.2022).
  3. Распоряжение Совета ЕЭК от 02.12.2021 № 23 «О плане мероприятий (“дорожной карте”) по созданию условий для обеспечения беспрепятственного перемещения товаров Евразийского экономического союза с территории государства – члена Евразийского экономического союза, не имеющего общей границы ни с одним из государств-членов, на территорию другого государства-члена через территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза» // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 30.11.2022).
  4. Федеральный закон от 20.10.2022 № 400-ФЗ «О ратификации Соглашения об особенностях применения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита» // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 30.11.2022).
  5. Решение Коллегии ЕЭК от 09.11.2021 № 145 «О типовых требованиях к обустройству и техническому оснащению элементов таможенной инфраструктуры, расположенных в местах перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, системой радиационного контроля» // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 30.11.2022).
  6. Давыдов Р.В. Совершенствование таможенного администрирования в соответствии со Стратегией развития ЕАЭС до 2025 года // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2022. -Т. 38. – С. 195 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-tamozhennogo-administrirovaniya-v-sootvetstvii-so-strategiey-razvitiya-eaes-do-2025-goda/viewer (дата обращения: 01.12.2022).
  7. Рыльская М. А., Кожанков А. Ю., Боброва О. Г. Таможенные платежи: тренды развития таможенного администрирования в России в условиях функционирования Евразийского экономического союза // Финансы: теория и практика. 2018. 22 (4), C. 101 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-tamozhennogo-administrirovaniya-v-sootvetstvii-so-strategiey-razvitiya-eaes-do-2025-goda (дата обращения: 02.12.2022).
  8. Дорожкина Т. В., Чунина Ю. А., Кучерявенко А. К. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС: проблемы современного администрирования, Russian Economic Bulletin / Российский экономический вестник. 2021. № 2 (4), С. 253 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-tamozhennogo-administrirovaniya-v-sootvetstvii-so-strategiey-razvitiya-eaes-do-2025-goda (дата обращения: 02.12.2022).
  9. Договор от 22.06.2011 «Об Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза» // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 02.12.2022).
  10. Гончаров А.И., Иншакова А.О. Развитие цифровых технологий таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности на пространстве ЕАЭС // Право и управление. XXI век. 2021. 59 (2). C. 26 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-tamozhennogo-administrirovaniya-v-sootvetstvii-so-strategiey-razvitiya-eaes-do-2025-goda (дата обращения: 03.12.2022).
  11. Акимов Н. Е., Мигел А. А. Взаимодействие таможенных служб стран ЕАЭС в новом информационном пространстве // Modern Economy Success. 2021. № 2. С. 118 // URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_45788655_22850930.pdf (дата обращения: 02.12.2022).
  12. Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 8 сентября 2020 г. № 113 «О рабочей группе по вопросам обеспечения единообразной практики таможенного администрирования и организации скоординированного таможенного контроля» // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 04.12.2022).
  13. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 ноября 2020 г. № 21 «Об основных подходах при осуществлении деятельности по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» государствах–членах Евразийского экономического союза» // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 04.12.2022).