Грузневич К.Ю.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАВИГАЦИОННЫХ ПЛОМБ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
УДК 339.543
Грузневич К.Ю., студент 3 курса, юридического факультета Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой
Аннотация. Основной проблемой при международных перевозках грузов, с которой сталкиваются таможенные органы, является утрата или подмена товаров в одной из транзитных стран. Решением данной проблемы является применение навигационных пломб.
Ключевые слова: навигационные устройства (пломбы), таможенные органы, территория Евразийского экономического союза.
Эффективным способом обеспечения безопасности и сохранности товаров, является применение средств пломбирования грузовых отсеков транспортного средства, которые позволяют ограничить доступ к товарам, препятствовать несанкционированному доступу посторонних лиц, вовремя обнаружить факт вскрытия или подмены при транспортировке товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее-ЕАЭС).
Пломба – это устройство защиты грузов. Современные пломбы делятся на следующие виды:
1. силовые номерные пломбы (болтового и тросового типа), выполняющие функцию контрольной пломбы и замка одновременно;
2. пластиковые и металлические номерные индикаторные пломбы, выполняющие функцию контроля доступа;
3. номерные самоклеящиеся пломбы — защитный скотч и наклейки для упаковки тары, паллет и другие, выполняющие функцию контроля доступа;
4. индикаторы бережного обращения с продукцией, фиксирующие факт переворота, удара или падения груза;
5. индикаторы соблюдения температурного режима во время транспортирования и хранения. [1]
Современные пломбы используются при транспортировке автомобильным, железнодорожным и иным видом транспортных средств.
Пломбы навешиваются на:
– контейнеры, на каждую дверь по одной пломбе;
– фургоны транспортных средств;
– складские помещения;
– транспортную тару и упаковки, в которой будет перевозиться груз;
– цистерны, пломба устанавливается на крышку сливного отверстия и люк цистерны.
Обязанность по навешиванию и снятию пломб возлагается на должностных лиц таможенных органов.
Одним из основных требований, которые предъявляются к пломбам – это качество изготовленного устройства. Пломбы должны обеспечивать должную и надежную защиту товаров.
Не смотря на все положительные стороны использования пломб, имеются существенные минусы. Пломбы являются одноразовым устройством, после снятия пломбы повторное использование не предусмотрено. Ввиду постоянного одноразового использования пломб, данный способ защиты товаров является экономически не выгодным. Также существенным недостатком пломб является возможность их вскрытия без следов, при недостаточном оттиске или неисправном устройстве пломбы.
В современном мире набирают обороты внедрение информационных технологий и инноваций в различные сферы деятельности. Исключением не является таможенная сфера. Актуальным направлением внедрения является использование навигационных пломб на территории ЕАЭС.
Навигационная пломба – это устройство, с помощью которого можно отслеживать передвижение грузов по территории ЕАЭС. [2]
Навигационные пломбы используются с целью контроля за перевозкой товаров, обеспечивая дистанционный контроль и отслеживая маршрут перевозки в режиме реального времени. Также стоит отметить, что использование навигационных пломб является мерой, обеспечивающей проведение таможенного контроля.
Электронные навигационные пломбы, включают многоразовый блок управления и непосредственный элемент пломбирования. В отдельных случаях одновременно с навигационной пломбой применяют специальное крепежное приспособление.
Наложение навигационных устройств (пломб) (рис. 1) производится таможенными органами, либо национальным оператором (в Республике Беларусь – РУП «Белтаможсервис»), либо лицами, уполномоченными им на совершение указанных действий.
Рис. 1 Навигационные устройства.
Наложение навигационных пломб производится в:
– республиканских пунктах таможенного оформления;
– в ведомственных пунктах таможенного оформления.
По средствам применения данных устройств реализованы функции:
1. обмена сведениями с информационными системами таможенных органов;
2. отслеживания перемещения транспортного средства в режиме реального времени;
3. уведомление в режиме реального времени о вскрытии (попытке вскрытия) пломбировочного устройства;
4. контроль за соблюдением установленного маршрута перевозки товаров, предоставляемых национальным оператором системы отслеживания (мониторинга) международных транзитных перевозок товаров с использованием навигационных устройств (пломб).
В Республике Беларусь механизм внедрения навигационных устройств для отслеживания перевозок реализуется с 2018 года. Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2020 года №311 «О применении навигационных устройств (пломб)», навигационные устройства (пломбы) используются в обязательном порядке при ввозе товаров автомобильным транспортом с территории Литовской Республики. В дальнейшем сфера применения навигационных устройств была расширена, навигационные устройства будут применяться при ввозе в Беларусь товаров автомобильным транспортом не только с территории Литвы, но и с территории Польши и Латвии. [3]
Также стоит отметить, что навигационные устройства могут использоваться в качестве альтернативы таможенному сопровождению в случаях, установленных в абзацах третьем – пятом подпункта п. 1 ч. 4 ст. 343 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее-ТК ЕАЭС) т.е. в данном случае речь идет о том, что применять навигационные устройства (пломбы) в качестве альтернативы таможенному сопровождению можно лишь в определенных случаях:
1. неоднократное невыполнение перевозчиком обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое было установлено вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности, если хотя бы одно из указанных постановлений не исполнено;
2. неисполнение перевозчиком в установленный срок обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со ст. 153 ТК ЕАЭС;
3. иные случаи при выявлении признаков несоблюдения международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС, и (или) законодательства государств – членов ЕАЭС. [4]
В дальнейшем сфера применения навигационных устройств будет расширена на территорию ЕАЭС. С 1 июля 2022 года по 31 марта 2023 года решением Коллегии и Совета ЕЭК был запущен пилотный проект по внедрению механизма прослеживаемости товаров. После успешной проверки и испытания данного механизма, ратификации проекта в государствах-членах ЕАЭС. 19 апреля 2022 года в городе Москве было подписано Соглашение «О применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб» главами государств-членов ЕАЭС, которое вступило в силу 3 апреля 2023 года. Данное соглашение имеет статус международного договора и устанавливает правовую основу для применения в ЕАЭС нового технологического инструмента контроля при перевозках товаров и транспортных средств – навигационных пломб. Навигационная пломба является устройством, с помощью которого дистанционно обеспечивается контроль за перемещением товаров и транспортных средств. [5]
Использование данного механизма позволяет на расстоянии сотен и тысяч километров в онлайн-режиме наблюдать за транспортным средством и фиксировать каждое незаконное действие с товарами, находящимися в опломбированном грузовом отсеке, если они будут иметь место.
Таким образом можно сделать вывод, использование навигационных устройств является универсальным и современным средством контроля за перемещением товаров. Навигационные пломбы являются альтернативной заменой таможенному сопровождению, и хотя применяются на возмездной основе, не отменяют обязанность по обеспечению уплаты таможенных пошлин и налогов. За счет применения навигационных пломб обеспечивается «прозрачность» перевозок. Использование навигационных устройств направлено на минимизацию мер государственного контроля при перевозках товаров (при транзите, экспорте и в рамках взаимной торговли) и обеспечение их законного оборота на территории Союза. Как одна из мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, может применяться не повсеместно, а для минимизации риска несоблюдения условий использования товаров в таможенной процедуре таможенного транзита или иной перевозке товаров, находящихся под таможенным контролем.
Использованные источники:
- Правила пломбирования грузов // URL: https://estiw.ru/info/package-n-marking/sealing.
- Обязательное использование навигационных пломб при ввозе товаров из Литвы в Беларусь // URL: https://www.asmap.ru/detail-news.
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2020 г. № 311 «О применении навигационных устройств (пломб)» // URL: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2023/january/72922.
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315.
- Соглашение о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок от 19.04.2023 // URL: https://eec.eaeunion.org/news.