Стр. 57

Ивашкова А.Д.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМНОГО ПРИЗНАНИЯ СТАТУСА УЭО В СФЕРЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

УДК 339.543

А.Д. Ивашкова, студент 5 курса факультета таможенного дела Российской таможенной академии

Аннотация. В статье рассматриваются особенности деятельности уполномоченных экономических операторов в Российской Федерации и Китайской Народной Республике, проводится сравнительный анализ условий присвоения статуса УЭО и предоставляемых упрощений. Определяется влияние выявленных особенностей на реализацию проекта по взаимному признанию статуса уполномоченного экономического оператора между Россией и Китаем.

Ключевые слова: Китайская Народная Республика, Китай, международное таможенное сотрудничество, сотрудничество, взаимное признание статуса УЭО, взаимное признание, уполномоченный экономический оператор, УЭО.

Таможенное сотрудничество России и Китая имеет широкий круг предпосылок, обуславливающих взаимодействие между странами. Во многом, уровни взаимодействия таможенной службы, а также направления совместной работы показывают актуальность такого сотрудничества для двух стран. Одним из основных и приоритетных вопросов на сегодняшний день является вопрос взаимного признания уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО) как одного из наиболее перспективных направлений взаимодействия во внешней торговле России и Китая. Цель исследования – определить влияние особенностей присвоения статуса УЭО на реализацию проекта по взаимному признанию между РФ и КНР, что позволит сделать взаимодействие двух стран более предсказуемым, а также максимально сократить издержки участников внешнеэкономической деятельности.

Правовое регулирование деятельности уполномоченных экономических операторов осуществляется на международном, наднациональном и национальном уровнях.

Анализ разработанных инструментов регулирования на международном уровне позволил выделить наиболее значимые в целях данного исследования. К ним можно отнести следующие (рис.1).

Рис.1. Международная правовая база регулирования деятельности УЭО

Правовую основу регулирования присвоения статуса УЭО на наднациональном и национальных уровнях составляют следующие правовые акты, представленные на рисунке 2.

Рис.2. Наднациональное и национальное правовое регулирование института УЭО в ЕАЭС и РФ

Правовую базу, регулирующую вопросы присвоения, а также дальнейшего применения статуса уполномоченного экономического оператора в Китае составляют Меры рейтинговой оценки предприятий ГТУ КНР, утвержденные Декретом ГТУ КНР № 237, издан в новой редакции и действует с 01.05.2018. Критерии для каждого типа УЭО установлены Мерами по управлению кредитоспособностью предприятий таможенной администрацией Китайской Народной Республики, утвержденные Декретом ГТУ КНР №225, в редакции от 14.10.2014 [4, 5].

Исходя из анализа правовой базы, регламентирующей присвоение статуса УЭО в России и Китае следует выделить определенные критерии, которые позволят провести сравнительный анализ особенностей присвоения статуса и деятельности уполномоченных экономических операторов в двух странах (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика особенностей деятельности УЭО в Российской Федерации и Китайской Народной Республике

КритерийРоссийская ФедерацияКитайская Народная Республика
1Год реализации20182008
2Тип процедурЭкспорт, импортЭкспорт, импорт
3Категории лиц, имеющих право на включение в реестр УЭОИмпортеры, экспортеры, таможенные представители, владельцы таможенных складов, владельцы складов временного храненияИмпортеры, экспортеры, таможенные представители, владельцы складов временного хранения, производители, другие заинтересованные лица
4Количество типов УЭОТри типа (в зависимости от типа свидетельства)Два типа (общего типа и продвинутого типа)
5Оценка финансовой устойчивостиДля 2 и 3 типа свидетельствДва двух типов УЭО
6Упрощения1 тип первоочередной порядок совершения таможенных операций;непредоставление обеспечения при таможенном транзите, дополнительной проверке и таможенной экспертизе;неустановление маршрута перевозки товаров и признание пломб УЭО;осуществление разгрузки, перегрузки и иных грузовых операций без разрешения таможенного органа;выпуск товаров до подачи ДТприоритетное участие в пилотных проектах и экспериментах.
2 тип:удалённый выпуск товаров; временное хранение товаров на складах УЭО;
Для УЭО общего типа на 50% ниже вероятность фактического контроля товаров;приоритет оформления;сумма обеспечения уплаты платежей ниже, чем сумма, подлежащая уплате. Для расширенного сертификата УЭО То же, что и для общих сертифицированных УЭО, включая:ещё на 20% ниже вероятность контроля;возможность подать заявление на освобождение от внесения обеспечения;сокращение частоты проверок;возможность подать декларацию до прибытия товаров в зону таможенного контроля;для них таможенной службой назначаются координаторы;льготы, предоставляемые таможенными службами других  
  проведение таможенного контроля на складах УЭО и в первоочередном порядке;применение УЭО средств идентификации, используемых таможенными органами;  доставка товаров на склад УЭО, их размещение и завершение таможенной процедуры таможенного транзита;непредоставление обеспечения при отсрочке или рассрочке уплаты ввозных таможенных пошлин;выпуск товаров до подачи декларации на товары. 3 тип упрощения 1 и 2 типа.стран со взаимным признанием УЭО;льготы, предоставляемые иными государственными органами;приоритет в оформлении после возобновления международной торговли, если она была прервала по форс-мажорным обстоятельствам. иные.
7Количество операторов на 2022 год169  Более 3000  

На основании данных, представленных в таблице 1, можно сделать следующие выводы:

  1. Отмечается значительная схожесть в основополагающих моментах деятельности уполномоченного экономического оператора – схожи как категории лиц, претендующих на получение статуса УЭО, так и таможенные процедуры, под которые могут помещаться товары. Эта схожесть, во многом, унифицирует экспортно-импортные операции для уполномоченных экономических операторов, минимизирует временные и экономические затраты на прохождение таможенного оформления.
  2. В части, касающейся непосредственной деятельности уполномоченных экономических операторов, можно выделитьнезначительные различия в подходах к присвоению статуса (иначе – выдаче свидетельств). Для Российской Федерации всего типов свидетельств – три, тогда как для КНР их два. Однако, эти два типа во многом идентичны со вторым и третьим типом свидетельств, выдаваемым в Российской Федерации – в частности, для обоих стран ключевыми являются критерии финансовой устойчивости, добропорядочности, а также наличия в собственности складских помещений (при соблюдении требований к их обустройству и эксплуатации).
  3.  Говоря об упрощениях, предоставляемых уполномоченным экономическим оператором, можно также выявить схожесть подходов российской и китайской сторон. Основной акцент сделан, прежде всего, на минимизацию таможенных формальностей – таких как первоочередность порядка совершения таможенных операций, минимизация контрольных (в том числе досмотровых мероприятий). Более того, упрощения идут «по нарастающей» – то есть, в зависимости от типа свидетельств предоставляются все большие и большие упрощения компаниям.
  4. Существенное же отличие на сегодняшний день – количество операторов, включенных в соответствующие реестры. Разрыв значительный – более чем в 20 раз в пользу Китая. Такая разница связана не только с большей активностью КНР на мировом рынках, но и с длительностью существования такого института (в Китае он появился в 2008 году, в Российской Федерации упрощения были введены в 2018 году). Помимо этого, на количество уполномоченных экономических операторов может влиять доступность инструмента с точки зрения организации-претендента. Для Российской Федерации порядок получения свидетельства в значительной степени зависит от крайне большого количества условий и факторов, тогда как в Китае используется всего пять критериев оценки деятельности компании. Более того, фактором наличия большего числа УЭО в Китае можно выделить более развитые институты таможенного аудита, тогда как в Российской Федерации акцент ежегодно поступательно смещается на постконтроль.

Организационно-правовые подходы, выработанные с учетом общих требований и рекомендаций ВТамО, во многом схожее правовое регулирование позволяет сделать вывод о том, что проект взаимного признания УЭО между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой может стать толчком к еще более тесному торгово-экономическому сотрудничеству двух стран. Общность стратегии в части подходов к деятельности операторов, преимущества и упрощения, предоставляемые операторам, создают возможность к развитию сотрудничества стран в этой области.

Использованные источники:

  1. Рамочные стандарты безопасности и упрощения мировой торговли Всемирной таможенной организации [Электронный ресурс]. URL: https://www.wcoomd.org/~/media/50518838DCAD4D4B9600B3E94F37C663.
  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
  3. Компендиум по УЭО [Электронный ресурс]. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/instrument-and-tools/tools/aeo-compendium.aspx.
  4. Measures for Enterprise Credit Management by the Customs Administration of the People’s Republic of China (GACC Decree No. 225, Published on October 14, 2014) [Электронный ресурс]. URL: http://english.customs.gov.cn/Uploads/file/20150409/20150409095223_1104.pdp.
  5. Measures for Enterprise Credit Management by the Customs Administration of the People’s Republic of China (GACC Decree No. 237, Published on March 3, 2018) [Электронный ресурс]. URL: http://english.customs.gov.cn/Statics/06e7cf08-47cf-42fd-80f3-cec28eae9125.html.