Макаревич О.Ю.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
УДК 339
О.Ю. Макаревич, студент 3 курса факультета технологий управления и гуманитаризации Белорусского национального технического университета
e-mail: ok18_mak@mail.ru
Научный руководитель – А.Ю. Жевлакова, преподаватель кафедры «Таможенное дело», факультета технологий управления и гуманитаризации, Белорусского национального технического университета
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь в условиях активной реализации стратегии импортозамещения. В статье проводится анализ товарной и географической структуры импорта Беларуси. Также осуществляется регрессионный анализ для изучения зависимости импорта страны от социально-экономических показателей и определения факторов, которые оказывают влияние на импорт Беларуси.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), товары, импортозамещение, импорт, структура импорта, регулирование ВЭД.
Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь является одним из наиболее важных элементов экономики страны. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – это деятельность государственных структур, частных организаций и физических лиц, связанная с выходом на мировой рынок, то есть с международным экономическим сотрудничеством [1, с. 7].
Однако, осуществление внешнеэкономической деятельности невозможно без государственного регулирования. Регулирование внешнеэкономической деятельности – одна из важнейших задач любого государства. Государство должно регулировать внешнеэкономическую деятельности для стимулирования внешнеторговых операций, получения большей прибыли, а также создания оптимального правового климата для всех участников ВЭД.
Целями регулирования внешнеэкономической деятельности являются стимулирование национальной экономики, защита экономических интересов государства и субъектов хозяйствования, удовлетворение потребительского спроса на товары иностранного производства, а также реализация внешней политики белорусского государства.
Регулирование ВЭД в Республике Беларусь за последнее время претерпело значительные изменения в связи со сложившейся политической ситуацией. Поэтому в настоящее время рассматривать регулирование внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь необходимо в условиях реализации политики импортозамещения, которая стала реализовываться еще активнее в условиях санкций. Импортозамещение – государственная политика, направленная на оптимизацию импорта товаров и услуг посредством стимулирования отечественных производителей для организации ими выпуска продукции, которая прежде импортировалась. То есть это плановый процесс насыщения внутреннего рынка товарами путем развития национального производства.
Таким образом, в настоящее время регулирование ВЭД приобрело более сложный характер, так как регулировать ВЭД страны нужно в условиях параллельного импорта и активной реализации стратегии импортозамещения.
Стоит отметить, что основными операциями, совершаемыми в рамках ВЭД являются экспортные и импортные операции. В условиях реализации стратегии импортозамещения очень важно провести тщательные анализ импорта Республики Беларусь, чтобы понять, какая продукция больше импортируется, и из каких стран она ввозится. Так, был проведен анализ импорта Республики Беларусь за 2021 год.
Для изучения товарной структуры рассматривался импорт всех товаров в разрезе разделов ТН ВЭД ЕАЭС. В первое полугодие 2021 года (01.2021-06.2021) Республикой Беларусь было импортировано товаров на 12 183 614,8 млн. долларов США. Большую часть импорта в данном периоде составили товары раздела «Машины, оборудование и механизмы; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура; их части и принадлежности» – 22,9 % (2 790 511,1 млн. долларов США). На втором месте по импорту находится недрагоценные металлы и изделия из них, удельный вес которых в общем объеме импорта составил 17,4 % (2 121 132,3 млн. долларов США) [2].
Наименьшую долю в импорте Беларуси в первом полугодии 2021 года составили товары разделов «Живые животные; продукты животного происхождения» – 2,5 % (306 894,8 млн. долларов США), «Инструменты и аппараты оптические, фоторгафические, измерительные, медицинские; часы; музыкальные инструменты; их части и принадлежности» – 2,6 % (314 697 млн. долларов США), «Разные промышленные товары» – 2,8 %, что составило 335 197,1 млн. долларов США.
Во втором полугодии 2021 года Беларусь импортировала товаров на 14 830 670,4 млн. долларов США, что говорит о возросшем импорте. Однако, товарная структура импорта практически не изменилась по сравнению с первым полугодием. Так, наибольшую долю в импорте по-прежнему занимают машины, оборудование, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, недрагоценные металлы и изделия из них, что показано на рисунке 1.
Рис. 1. Товарная структура импорта за 07.2021 – 12.2021
Таким образом, проанализировав структуру импорта за 2021 год, можно сделать вывод о том, что товарная структура не изменялась и оставалась стабильной на протяжении всего года. Следовательно, Республика Беларусь и население страны нуждались в одних и тех же товарах как в начале 2021 года, так и в конце.
Проанализировав динамикуимпорта можно сделать вывод о том, что во втором полугодии 2021 года импорт практически всех товаров увеличился, кроме продуктов растительного происхождения. Всего импорт к концу 2021 года увеличился на 21,7 %.
Для того, чтобы увидеть, из каких именно стран Республика Беларусь импортирует товары, был проведен анализ географической структуры импорта Беларуси. Географическая структура показывает, с какими странами Беларусь больше всего взаимодействует в процессе осуществления ВЭД, так как регулирование ВЭД во многом зависит от стран, с которыми осуществляется взаимодействие.
Республика Беларусь импортировала товары со всех стран, но в разном объеме. Больше всего импорта в 2021 году приходится на пять основных стран: Российская Федерация (56,6 %), Китай (9,7 %), Германия (4,2 %), Украина (3,6 %) и Польша (2,8 %). Импорт из остальных по отдельности составляет менее 1,8 % [2].
Таким образом, основным торговым партнером Республики Беларусь является Российская Федерация, а наиболее импортируемыми товарами являются товары разделов «Машины, оборудование и механизмы; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура; их части и принадлежности» и «Недрагоценные металлы и изделия из них».
Также был проведен линейный регрессионный анализ импорта Беларуси в 2021 году для того, чтобы определить, какие факторы оказывают влияние на импорт Беларуси. Изучалась зависимость импорта Беларуси от таких социально-экономических показателей как: промышленность (m1), сельское хозяйство (m2), инвестиции в основной капитал (m3), розничный товарооборот (m4), внешняя торговля товарами (m5) [3]. В результате регрессионного анализа построена модель линейной регрессии.
Достоверность уравнения регрессии составляет 0,9999, что является высоким показателем. Достоверность коэффициентов уравнения следующая: b t [ b ] = 0,9655 (высокая), b t [ m1 ] = 0,9915 (высокая), b t [ m2 ] = 0,7853 (высокая), b t [ m3 ] = 0,5788 (приемлемая), b t [ m4 ] = 0,9909 (высокая), b t [ m5 ] = 0,9989 (высокая). Так, наибольшую взаимосвязь стоимостной объем импорта имеет с промышленностью, розничным товарооборотом и внешней торговлей товарами. Меньше всего влияют на импорт инвестиции в основной капитал.
Средняя ошибка аппроксимации составила 1,1 %, что говорит о хорошо подобранной модели, которая достоверно описывает зависимость импорта от основных социально-экономических показателей. Все это свидетельствует о том, что модель адекватно описывает взаимосвязь импорта и социально-экономических показателей, что видно на рисунке 2, где график фактической стоимости импорта и график предсказанной стоимости по построенной модели совпадают.
Рис. 2. Линейная регрессия
Таким образом, в настоящее время в условиях санкций и различного рода запретов на импорт нельзя допускать дефицита товаров. Эту проблему можно решить с помощью импортозамещения. Поэтому сегодня в торговле порядка 60 % составляют белорусские товары [4].
Можно отметить, что в сфере регулирования ВЭД существуют проблемы различного масштаба: от несбалансированности экономики до различного рода запретов на торговлю товарами. Для решения проблем нужно ориентировать производителей на экспорт, прежде всего, высокотехнологичной продукции, что поможет снизить импорт.
Одним из направлений развития внешнеторговой деятельности также является активное участие Республики Беларусь в мировых торгово-экономических организациях, что также создаст благоприятные условия для привлечения зарубежного капитала и развития национальной экономики.
Регулирование ВЭД в условиях активной реализации стратегии импортозамещения крайне важно. Так как реализация данной стратегии государством позволяет создавать конкурентоспособную продукцию, снабжать рынок отечественными товарами, а также обеспечивать стабильность и развитие национальной экономики.
Использованные источники:
- Колесников, А. А. Внешнеэкономическая деятельность : учеб. пособие / А. А. Колесников, О. В. Морозова ; М-во трансп. и коммуникаций Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель : БелГУТ, 2018. – 410 с.
- Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/. – Дата доступа: 26.04.2023.
- Социально-экономическое положение Республики Беларусь, январь-декабрь 2021 г. : статистический бюллетень / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск : Белстат (ежемесячное издание), 2021.
- Продовольственная безопасность Республики Беларусь в условиях экономических санкций. Импортозамещение как национальный проект и комплексная стратегия развития экономики [Электронный ресурс] : – Режим доступа: https://minsk.gov.by/ru/actual/view/209/2022/inf_material_2022_10.shtml. – Дата доступа: 26.04.2023.