Новикова К.В.
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ТАРИФНЫХ КВОТ НА ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА МЯСНЫХ ТОВАРОВ
УДК 339.5
К.В. Новикова, студент 4 курса факультета таможенного дела Российской таможенной академии
Научный руководитель: И.Н. Кирий, старший преподаватель кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования
Аннотация. В статье приводится анализ состояния российского рынка мясных товаров, достигнутого в результате введения тарифных квот на их импорт. Сделаны выводы о возможных перспективах развития отрасли, а также предпосылки к отмене данных тарифных квот.
Ключевые слова: меры таможенно-тарифного регулирования,тарифные квоты,ограничение экспорта, мясная промышленность.
Мясная продукция занимает ключевое место в развитии экономики Российской Федерации. В настоящее время наблюдается активное развитие рынка данных товаров.
Однако ранее уровень развития данной отрасли не был таким высоким. На рисунке 1 приведена гистограмма объемов производства свинины, мяса КРС и птицы за 1990 – 2021 гг. [1]. На графике видно, что примерно до 2009 года динамка производства рассматриваемых видов товаров была отрицательной. Начиная с 2010 года объемы производства стабильно увеличивались.
Рис. 1. Динамика производства мяса КРС, мяса птицы и свинины в России в убойном весе за 1990 – 2021 гг., тыс. т
Достижение таких показателей обусловлено применением ряда мер по поддержке рассматриваемой отрасли.
В 1990-е годы российский рынок продовольственной продукции зависел от импортных товаров. На рисунке 2 представлен график зависимости России от импортного мяса и мясопродуктов [2].
Рис. 2. Зависимость российского рынка от импорта мяса и мясопродуктов (в т. ч. мясных консервов), %
Для снижения уровня зависимости от импорта и развития отечественного производства в 2010 году впервые в России была принята «Доктрина о продовольственной безопасности Российской Федерации», которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности России на период до 2020 г. Доктрина характеризует продовольственную безопасность РФ как продовольственную независимость страны и физическую и экономическую доступность пищевых продуктов для граждан. Продовольственная независимость определяется как уровень самообеспечения в процентах, рассчитываемый как отношение объема отечественного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия к объему их внутреннего потребления и имеющий пороговые значения. Для мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) данное пороговое значение составляет не менее 85 % [3].
Следующим фактором развития отрасли является Вступление России во Всемирную торговую организацию 22 августа 2012 г., которое способствовало расширению объемов и географии российского экспорта, и соответственно, рост ВВП страны. На рисунке 3 приведена динамика ВВП России в период 1995 – 2022 гг. [1]
Рис. 3. Динамика ВВП России в период 1995 – 2022 гг., млрд. руб.
Также для стимулирования развития российского производства и насыщения внутреннего рынка отечественными товарами путем снижения давления иностранной конкуренции было принято решение ввести ограничения на импорт рассматриваемой продукции на таможенную территорию ЕАЭС. Ежегодно Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК), начиная с 2010 года, устанавливается перечень товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, в отношении которых устанавливаются тарифных квоты, распределяемые после этого Правительством Российской Федерации. В таблице 1 представлен перечень кодов квотируемых мясных товаров и их кодов ТН ВЭД ЕАЭС [4].
Таблица 1
Перечень квотируемых мясных товаров и их кодов ТН ВЭД ЕАЭС
Наименование товара | Код ТН ВЭД ЕАЭС | |
Мясо крупного рогатого скота, свежего или охлажденного | 0201 10 000 1 0201 20 200 1 0201 20 300 1 | 0201 20 500 1 0201 20 900 1 0201 30 000 4 |
Обваленное мясо кур домашних замороженное | 0207 14 100 1 | |
Замороженные необваленные половины или четвертины тушек кур домашних и замороженные необваленные ножки кур домашних и кусков из них | 0207 14 200 1 0207 14 600 1 | |
Замороженное обваленное мяса индеек и замороженные необваленные части тушек индеек | 0207 27 100 1 0207 27 300 1 0207 27 400 1 | 0207 27 600 1 0207 27 700 1 |
Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, указанные в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или замороженные, не поименованные выше | 0207, кроме 0207 14 100 1, 0207 14 200 1, 0207 14 600 1, 0207 27 100 1, 0207 27 300 1, 0207 27 400 1, 0207 27 600 1 и 0207 27 700 1 |
Также для развития отрасли активно применялись меры государственной поддержки. С 2012 года в России реализуется «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» [5].
На сегодняшний день предприятиям агропромышленного комплекса (далее – АПК) Россельхозбанком предоставляется кредитование по ставке не более 5% годовых [6]. Постановлением Правительства в 2016 году введен в действие механизм, согласно которому, начиная с 2017 года, кредитным организациям, участвующим в реализации данной программы, будут предоставляться государственные субсидии. Это позволит повысить доступность кредитования для АПК и снизить финансовую нагрузку на сельскохозяйственных товаропроизводителей [7].
По данным журнала «Эксперт» в начале 2022 года в связи с уменьшением объема государственного субсидирования процентной ставки по льготным кредитам с 80–100% до 70% размера ключевой ставки ЦБ и ростом ключевой ставки ЦБ РФ до 9,5% Минсельхоз рекомендовал сельхозпроизводителям обращаться за коммерческими краткосрочными займами. Условия кредитования по действующим кредитам не должны меняться, а возможность выдачи банками новых кредитов будет зависеть от фактических лимитов льготного кредитования. Вероятно, лимиты будут увеличены, но если их не хватит, то аграриям придется занимать деньги по рыночным ставкам [8]. В связи с данными изменениями в мае 2022 года Приказом Минсельхоз был установлен перечень направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Значительно расширена география поставок продукции АПК, увеличено число регионов отправки продукции. На рисунке 4 представлена динамика количества регионов, в которые экспортируется мясо КРС, свинины и мяса птицы [9].
Рис. 4. Динамика количества регионов, в которые экспортируется мяса КРС, свинины и мяса птицы за период 2017 – 2021 гг., шт.
В результате успешного применения упомянутых мер было достигнуто повышение объемов производства и экспорта мясных товаров и одновременно с этим снижение их импорта. На рисунках 5-7 представлена прогрессивная динамика экспорта мяса КРС, свинины и мяса птицы [9].
Рис. 5. Динамика экспорта мяса КРС (товарная позиция 0201 ТН ВЭД ЕАЭС) за период 2017 – 2021 гг., кг
Рис. 6. Динамика экспорта свинины (товарная позиция 0203 ТН ВЭД ЕАЭС за период 2017 – 2021 гг., кг
Рис. 7. Динамика экспорта мяса птицы (товарная позиция 0207 ТН ВЭД ЕАЭС) за период 2017 – 2021 гг., кг
На рисунках 8 – 10 приведена динамика импорта мяса КРС, свинины и мяса птицы [9].
Рис. 8. Динамика импорта мяса КРС (товарная позиция 0201 ТН ВЭД ЕАЭС) за период 2017 – 2021 гг., кг
Рис. 9. Динамика импорта свинины (товарная позиция 0203 ТН ВЭД ЕАЭС) за период 2017 – 2021 гг., кг
Рис. 10. Динамика импорта мяса птицы (товарная позиция 0207 ТН ВЭД ЕАЭС) за период 2017 – 2021 гг., кг
По данным Российской Академии Наук в перспективе к 2030 году ожидается прирост объемов производства мяса и продуктов из него возрастут. В 2025 году объёмы вырастут на 2,2 % по сравнению с 2020 годом, показатели которого составляют 8,55 млн. т. Увеличение производства мяса к 2030 году будет на уровне 3,4 % относительно показателей 2025 года. На рисунке 11 представлен график, отражающий прогнозируемые объемы производства мяса и мясных товаров [10].
Рис. 11. Прогноз объемов производства основных категорий мясных продуктов, тыс. тонн, консервы — муб.
Санкции со стороны ЕС и ограничение объемов прямого импорта и экспорта мяса и мясных товаров оказали влияние на увеличение объема экспорта рассматриваемых товаров на рынки других торговых партнеров. По данным журнала «Инвестор» в 2022 году увеличился экспорт в Саудовскую Аравию, КНР, ОАЭ, Сербию, Грузия, Вьетнам, Гонконг, страны ЕАЭС, регионы Южной и Центральной Африки, Иран и Египет [11]. Таким образом, в будущем планируется развивать и увеличивать объемы экспорта мяса и продуктов из него в другие страны. Таким образом, можно сделать вывод, что применение различных мер по развитию мясной отрасли во многом способствовало развитию российского производства мяса и продуктов из него, повышению его объемов, а также рост показателей, что в свою очередь, служит доказательством конкурентоспособности отечественных товаров мясной промышленности на мировом рынке. Соответственно, можно предположить, что на сегодняшний день российский рынок мясной продукции в состоянии справиться с иностранной конкуренцией, поэтому ограничения на ввоз в виде тарифной квоты могут быть отменены, в результате чего технологии производства отечественной продукции и качество товаров продолжат развиваться под влиянием конкуренции со стороны иностранных продавцов.
Использованные источники:
- Федеральная служба государственной статистки. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosstat.gov.ru/enterprise_economy.
- Зависимость России от импорта за сто лет (1920-2014 гг.). [Электронный ресурс]. URL: https://aftershock.news/?q=node/403019&full.
- Доктрина о продовольственной безопасности Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/3e5/3e5941f295a77fdcfed2014f82ecf37f.pdf.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2022 г. N 2367 “О распределении объемов тарифных квот в отношении мяса крупного рогатого скота и мяса домашней птицы в 2023 году”. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22ps2367/.
- Таможенная статистика ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: https://customsonline.ru/search_ts.html.
- Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: https://barley-malt.ru/wp-content/uploads/2019/11/proekt-strategyy-razvytyja-pyschevoj-y-pererabatyvajuschej-promyshlennosty-rf.pdf.
- Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 27.03.2023) “О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия”. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70210644/.
- Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ. Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/activity/state-support/measures/preferential-credit/.
- Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. N 1528 “Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития “ВЭБ.РФ” на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке”. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71580832/.
- Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 4 мая 2022 г. № 274 «Об утверждении перечней направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404645495/.
- Таможенная статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://customsonline.ru/.
- Журнал «Агроинвестор». [Электронный ресурс]. URL: https://www.agroinvestor.ru/markets/article/39540-myaso-v-plyuse-ekspor/.
- Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный центр пищевых систем им. В.М. Горбатова» Российской Академии Наук. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vniimp.ru/journal/all-about-meat/2071-2499-2020/5S/261.html.