Стр. 49

Шувалов А.А.
РАЗВИТИЕ ТЕРМИНОСИСЕМЫ ТЕОРИИ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ КОНЦЕПЦИИ

УДК 339.543

А.А. Шувалов, студент 3 курса факультета таможенного дела Российской Таможенной Академии

Научный руководитель: Е.О. Любкина, доцент кафедры управления Российской Таможенной Академии, кандидат экономических наук

Аннотация. В статье представлены основные направления развития терминосистемы теории таможенного администрирования с учетом интеграционных процессов и новыми направлениями таможенного сотрудничества по вопросам технологической трансформации и внедрения интеллектуальных технологий. Проведен сравнительный анализ таких терминов как «интеллектуализация», «искусственный интеллект» и «интеллектуальная таможня» и особенностей их согласования из различных лингвистических систем. Сформулирован механизм трансформации терминов.

Ключевые слова: таможенное администрирование, теория управления таможенным делом, терминосистемы, интегративная концепция, интеллектуализация, таможенное сотрудничество.

Современная наука динамично перестраивается: меняются стили и подходы к организации знаний. Такое явление возможно объяснить интегративной тенденцией, поскольку новые термины часто имеют иностранное происхождение, привязаны к особой лингвистической системе и относятся к специальной научной отрасли. Переход термина из одной сферы в другую зачастую происходит не осознано, что искажает базовое определение и не обеспечивает возможность его развитию.

Таможенный менеджмент как соответствующая теория управления таможенным делом основывается на формально определенных положениях, которые детально изложены в соответствующей терминосистеме. Данная система находится во взаимосвязи с процессами, происходящими в области таможенного дела, поэтому должна оставаться актуальной и практичной для каждого участвующего в управлении таможенным делом субъекта. В свою очередь, терминосистема представляет собой совокупность терминов, обеспечивающих номинацию основных понятий определённой области знаний и сферы деятельности, связанных между собой логически, семантически и иными отношениями, это определенным образом организованная совокупность терминов, в образовании которых ведущую роль сыграло сочетание объективных и субъективных факторов [1].

Установлено, что одной из особенностей формирования терминосистемы в области таможенного менеджмента, очевидной в настоящий момент, является прямая зависимость от происходящих в таможенном деле изменений, в том числе терминологических. Данная зависимость основывается на следующем положении: таможенный менеджмент в широком смысле представляется как комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение таможенного дела как социально-экономического явления, в то время как в более узком и специальном смысле – формой организации научного знания, дающей целостное представление о закономерностях и существенных связях в таможенных институтах, организациях (органах), процессах (процедурах, технологиях) и услугах. Отметим, что представленные определения не являются единственными, способными определить и представить сущность таможенного менеджмента, кроме того, со временем терминосистема таможенного менеджмента не только дополняется все новыми связанными со сферой таможенного дела терминами и определениями, но и претерпевает процесс чистки от тех, что устарели и (или) утратили смысл.

Основываясь на положении о том, что таможенный менеджмент, являясь одним из видов государственного менеджмента, как теоретико-прикладная наука предполагает следующие задачи:

– во-первых, в качестве «теоретической платформы управления таможенным делом» таможенный менеджмент нацелен на «создание целостной системы знаний в области управления таможенными объектами: институтами, организациями, процессами, ресурсами и услугами»;

– во-вторых, «управление деятельностью (функционированием) таможенных органов, управление развитием таможенных органов» [2].

Отметим, что центральной задачей таможенного менеджмента как теории управления является формирование системы знаний. Терминосистема теории выражает важный критерий становления теории [3].

Решению данной проблемы будет способствовать развитая терминосистема таможенного менеджмента, способная кратко и информативно истолковать сущность понятий и определений в сфере таможенного дела. Результатом однозначного истолкования терминов станет единообразная реализация и успешное выполнение плановых мероприятий Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия-2030).

Основываясь на данном факте, во избежание недопонимания, связанного с различным представлением управления таможенным делом, обратим внимание на современные условия развития теории управления таможенного дела в России.

В соответствии с утвержденным в Стратегии-2030 положением о создании интеллектуальной таможни посредством полномасштабной цифровизации и автоматизации связанных со сферой таможенного дела процессов [4], начался процесс реформирования терминосистемы таможенного менеджмента в соответствии с настоящей действительностью. Стали формально определены такие связанные тем или иным образом со сферой таможенного дела явления и процессы, как искусственный интеллект (далее – ИИ), «интеллектуальный пункт пропуска» (далее – ИПП) и не только. Также необходимо отметить, что семантика терминов, используемых в области таможенного дела, отлична от других сфер и областей в связи со специфическими особенностями осуществления таможенного дела на территории Российский Федерации (далее – РФ).

Рассмотрим формальную определенность данных терминов в общем, нормативном и специальном контекстах.

Таблица 1

Определенность терминов теории управления таможенным делом (фрагмент)

ТерминНормативное определениеТрадиционное определениеСпециальное определение
Таможенное делоОпределен
Таможенный менеджментОпределенОпределен
Искусственный интеллектОпределенОпределенОпределен
Интеллектуальный пункт пропуска

Отметим, что в результате формальной определенности в данных контекстах, а также правильной интерпретации термина ИИ пункты пропуска стали представлять собой единую информационную систему, куда поступают данные с инспекционно-досмотровых и весогабаритных комплексов, систем радиационного контроля и других средств таможенного контроля. Определение ИИ является элементом термина ИИП, однозначное определение которого в настоящее время отсутствует. Основываясь на Стратегии-2030, а также положении о взаимозависимости элементов терминосистемы, представим термин ИИП в общем виде, определив и соединив его части.

Для перехода к рассмотрению одного из способов представления термина ИИП необходимо обратить внимание на базовый механизм формирования терминосистемы.

Рис. 1. Механизм трансформации терминов и формирования терминосистемы теории таможенного администрирования

В соответствии с данным механизмом базовый термин является основой общего, нормативного, специального контекстов, а также входит в профессиональную область таможенного администрирования.

Таблица 2

Составляющие термина ИИП

Проанализировав представленную информацию, можно сделать вывод о том, что ИПП – это связывающая всех участников внешнеэкономической деятельности цифровая платформа, основывающаяся на имитации когнитивных функций человека (сотрудника таможенной службы) по приятию решений относительно разрешения или запрета к пересечению границы теми или иными товарами, своей деятельностью обеспечивающая экономическую безопасность национальной экономики.

Отметим, что данное понятие представляет собой совокупность ряда специальных терминов, используемых в сфере таможенного дела, и не имело бы смысла без формального определения таковых. Основываясь на данном положении, можно прийти к следующему выводу: терминосистема таможенного менеджмента состоит не только из одиночных понятий, а также из терминов, представляющих собой объединения ряда других определений, характеризующихся различной степенью взаимосвязанности и взаимозависимости, что подтверждает перспективность развития данного направления в рамках стратегического планирования деятельности таможенного менеджмента как способа эффективного управления таможенным делом в России.

Таким образом, интегративная концепция определяет следующие направления развития терминосистемы: разработка механизма согласования терминов разных лингвистических систем; разработка единого подхода к определениям смежных понятий и их профилизации к задачам таможенного администрирования. Проведенное исследование показало, что четкое определение и однозначная интерпретация тех или иных управленческих задач, понятий и определений, в число которых также входят права и обязанности должностных лиц таможенных органов, является основой выполнения Стратегии-2030 и последующего гармоничного развития таможенного дела в России.

Использованные источники:

  1. Терских, Н. В. Особенности образования терминосистем // Международные филологические чтения «Человек и язык в коммуникативном пространстве», сборник материалов [Электронный ресурс]. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. — Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/langcom/participant/4736 (дата обращения 24.03.2023).
  2. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022) “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2023).
  3. Теоретическая модель таможенного дела и задачи таможенного менеджмента. Макрусев В.В. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2013. № 4. С. 77-81.).
  4. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda (дата обращения 24.03.2023).