Богданова Ю.Г.
ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ
Ю.Г. Богданова, студент 2 курса бакалавриата юридического факультета Российской таможенной академии
Научный руководитель: Л.Е. Калинина, доцент кафедры административного и финансового права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация. В статье рассматривается роль и место таможенных органов в области экологии. Также приведены правовое регулирование и осуществление функции таможенных органах в целях экологического, санитарного и ветеринарного благополучия в нормативных правовых актах разного уровня.
Ключевые слова: таможенные органы, таможенный контроль, охрана окружающей среды, природопользование, экологические преступления, санитарная охрана, ветеринарный контроль.
Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на органы государственной власти, осуществляющие функции государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования, закреплены следующие правовые основы: осуществлением отдельных методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды; экологическими видами нормирования, лицензирования и сертификации; обеспечением установленных правовых режимов при природопользовании и осуществлении иной хозяйственной деятельности; объявлением и установлением режима зон экологического бедствия, установлением защиты окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций; обеспечение сохранения флоры и фауны; осуществлением государственного экологического мониторинга и государственного экологического надзора; выявлением, оценкой и учетом объектов накопленного вреда окружающей среде и иное [1].
Ряд вышесказанных функций возложены на таможенные органы Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством, Федеральная таможенная служба (ФТС России) представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
Основные усилия правоохранительной деятельности таможенных органов в соответствии с Комплексной программой должны быть направлены на «предупреждение, выявление и раскрытие преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов, пресечение каналов контрабанды …», а одной из основных задач по развитию правоохранительной деятельности определено «повышение эффективности деятельности оперативно-розыскных подразделений таможенных органов по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений, связанных с борьбой с особо опасными видами контрабанды».
Основы эколого-правового статуса таможенных органов нашли закрепление в положениях ныне действующего интеграционного права. Так, согласно ст. 351 Таможенному кодексу Евразийского экономического союза, вступившего в силу с 1 января 2018 года, защита национальной безопасности государств-членов Союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды входит в круг задач таможенных органов [2].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2021 года № 636 «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» к компетенции Федеральной таможенной службы относятся функции таможенного контроля соблюдения запретов и ограничений в отношении экологически опасных и экологически чувствительных товаров; санитарно-карантинного контроля; карантинного контроля; фитосанитарного контроля; государственного ветеринарного надзора; функции по выявлению, предупреждению и пресечению экологических преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, международное сотрудничество в области экологического управления, содействие выполнению обязательств России, вытекающих из международных природоохранных соглашений [3].
Согласно ст. 60 Федерального закона об охране окружающей среды ввоз и вывоз из Российской Федерации, а также транзитная перевозка, оборот редких растений, животных и других организмов регулируется с учетом требований международного права [1]. Статьи 45, 47, 55, 54, 69.1 Федерального закона указывают на то, что таможенные органы Российской Федерации играют важную роль в обеспечении правовых режимов при использовании природных ресурсов, а также осуществляют иную хозяйственную деятельность. На таможенные органы также возложены функции правоохранительного характера, так согласно ст. 75 Федерального закона об охране окружающей среды за контрабанду особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов предусмотрена уголовная ответственность, также имеются составы административных правонарушений в области охраны окружающей среды именно в области таможенного дела [1].
Таможенный контроль технической безопасности ввозимых товаров, осуществляемый согласно ст. 29 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», представляет собой важнейший инструмент обеспечения экологического благополучия и защиты прав потребителей. Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в таможенные органы, при ввозе в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, одновременно с таможенной декларацией представляются документы о признании результатов подтверждения соответствия [4].
Федеральным законом от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений» установлены полномочия таможенных органов в области реализации фитосанитарного контроля, осуществляемого в целях недопущения проникновения и распространения в пределах территории Российской Федерации вредных микроорганизмов – возбудителей болезней растений [5].
Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» устанавливает компетенцию таможенных органов в области осуществления ветеринарного надзора путем проверки документов на товар при совершении операций прибытия в специализированных пунктах пропуска на территорию Российской Федерации [6].
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает правило, согласно которому таможенные органы в пределах полномочий обеспечивают санитарную охрану территории Российской Федерации [7]. В процессе осуществления санитарно-карантинного контроля они предупреждают возникновение экологических рисков, провоцирующих распространение опасных инфекционных заболеваний человека, а также пресекают ввоз и реализацию опасных для человека товаров.
Таким образом, как было отмечено выше, таможенные органы осуществляют защитную и охранную функцию объектов природопользования путем таможенного контроля от негативного воздействия на них в результате внешнеторговой деятельности и деятельности в области таможенного дела.
Использованные источники:
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета, 12.01.2002
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] URL: www.pravo.gov.ru.
- Постановление Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 03.03.2021 г. № 18
- Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. № 52 (часть I)
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 206-ФЗ «О карантине растений» // Российская газета 23.06.2014 г. № 163
- Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» // Российская газета 18.06.1993 г.
- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ // Российская газета от 06.05.1999 г.