Стр. 5

Бакулева В.Э.
РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ САМОХОДНЫХ МАШИН В СООТВЕТСТВИИ С ТН ВЭД ЕАЭС

В.Э. Бакулева, стажер-исследователь студенческой научно-исследовательской лаборатории «Идентификация, классификация и прослеживаемость движения товаров в таможенном деле», студент 3 курса факультета таможенного дела Российской таможенной академии

Научный руководитель – Е.В. Красильникова, доцент кафедры товароведения и таможенной экспертизы Российской таможенной академии, кандидат технических наук

Аннотация. В данной научной статье рассмотрены особенности классификации самоходных машин в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Для целей решения проблем, возникающих при идентификации таких товаров, разграничены понятия «самоходная машина» и «транспортное средство». На основе анализа полученных данных составлен алгоритм классификации бетоносмесителей и автобетоносмесителей, который может быть положен в основу разработки экспертной системы классификации данных товаров для реализации целей, поставленных в Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года.

Ключевые слова: самоходная машина, транспортное средство, бетоносмеситель, автобетоносмеситель, классификация, код ТН ВЭД ЕАЭС, экспертная система классификации.

Актуальность данной научной статьи обусловлена сложностью классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС). Решение данной проблемы исключительно важно в связи с тем, что классификационный код товара определяет ставку таможенной пошлины, которой данный товар будет облагаться при перемещении через таможенную границу ЕАЭС, что также сопряжено с пополнением федерального бюджета государства.

Одной из целей Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года является переход от электронной таможни к интеллектуальной. В соответствии с Планом мероприятий на период 2021-2024 годов по реализации Стратегии проводятся мероприятия, нацеленные на цифровизацию и автоматизацию деятельности таможенных органов, в том числе искусственный интеллект, к которому относятся экспертные системы. В связи с этим вопросы разработки экспертных систем классификации товаров с учетом признаков идентификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС являются актуальными.

Главной задачей при разработке и составлении алгоритма для экспертной системы классификации товара является выявление характерных особенностей и признаков, которые бы позволяли точно отличать декларируемый товар от любого другого. То есть, в основе определения классификационного кода товара лежит его идентификация.

Одним из товаров, при идентификации и классификации которого возникают частые проблемы, являются самоходные машины. Они характеризуются схожестью своих функциональных и конструктивных особенностей с транспортными средствами, разграничить которые бывает невозможно без проведения экспертизы. В связи с этим при их классификации возникает конкуренция между 84 и 87 группами ТН ВЭД ЕАЭС. В соответствии с таможенной статистикой, представленной на официальном сайте ФТС России, импорт товаров данных групп из года в год занимает 1 место в товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья и 2-3 место – из стран-членов ЕАЭС. Таким образом, для целей разработки алгоритма экспертной системы классификации данных товаров необходимо изучить характерные особенности самоходных машин и разграничить их с транспортными средствами.

Цель исследования – разработка алгоритма для экспертной системы классификации самоходных машин в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Объект исследования – алгоритм классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Предмет исследования – алгоритм классификации самоходных машин в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Для достижения поставленной цели данной научной работы необходимо прежде рассмотреть понятийный аппарат, для определения различий между такими понятиями, как «самоходная машина» и «транспортное средство». Более полное исследование терминологических проблем идентификации данных товаров было проведено нами в предыдущей работе. В рамках данной статьи представим совокупные определения основных терминов по данной теме, составленные на основе различных источников нормативно-правовой базы.

Так, стоит начать с того, что «машина» подразумевает под собой совокупность взаимосвязанных частей или узлов, соединенных для выполнения определенной функции. При этом как минимум один из компонентов машины имеет привод, предназначенный для движения.

В свою очередь к самоходным машинам, в соответствии с ФЗ № 297-ФЗ «О самоходных машинах и других видах техники», относятся тракторы, самоходные дорожно-строительные машины, коммунальные, сельскохозяйственные машины, внедорожные автомототранспортные средства и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 см3 или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт и не относящиеся, на которые оформляются пас-порта самоходных машин и других видов техники (электронные паспорта самоходных машин и других видов техники). При этом положения Федерального закона не распространяются на наземные самоходные устройства категорий «L», «M», «N» на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 кВт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, предназначенные для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них.

Под «транспортным средством» подразумевается самоходное дорожное устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, по обустроенным или приспособленным и используемым для движения транспортных средств полосам земли либо поверхностям искусственного сооружения. Транспортное средство будет считаться специального назначения при наличии специального кузова или оборудования для выполнения соответствующих специальных функций.

Таким образом, на основе рассмотренного понятийного аппарата можно сделать вывод в виде следующего логического заключения: любое транспортное средство – самоходная машина, но не любая самоходная машина – транспортное средство.

Важно отметить, что если товар будет отнесен к транспортному средству, он должен отвечать всем требованиям, установленным для допуска к движению по автомобильным дорогам общего пользования, в целях исключения возникновения помехи и угрозы безопасности для других участников дорожного движения. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения закреплены в Постановлении Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения».

В ходе исследования подробнее были рассмотрены бетоносмесители и автобетоносмесители, которые оказались спорными товарами в судебных делах А40-57860/23, А53-13593/2023 и А56-65603/2023, предметом которых стал вопрос об идентификации декларируемых товаров и их классификации в соответствии с товарной позицией 8474 «Оборудование для сортировки, грохочения, сепарации, промывки, измельчения, размалывания, смешивания или перемешивания грунта, камня, руд или других минеральных ископаемых в твердом (в том числе порошкообразном или пастообразном) состоянии; оборудование для агломерации, формовки или отливки твердого минерального топлива, керамических составов, незатвердевшего цемента, гипсовых материалов или других минеральных продуктов в порошкообразном или пастообразном состоянии; машины формовочные для изготовления литейных форм из песка» или 8705 «Моторные транспортные средства специального назначения (например, автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками), кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов». Согласно Единому таможенному тарифу Евразийского экономического союза, ставки ввозных таможенных пошлин на данные товары – 0 и 15% соответственно.

Таким образом, необходимо также разграничить понятия «бетоносмеситель» и «автобетоносмеситель». Определение первого термина не представлено в нормативных документах. В связи с этим авторами были составлены два определения в зависимости от технологической составляющей товара, то есть бетоносмеситель как оборудование и как самоходная машина. Результаты работы представлены в таблице.

Таблица

Определения терминов «бетоносмеситель» и «автобетоносмеситель»

ТерминОпределениеИсточник
БетоносмесительОборудование, представляющее собой смесительный барабан, приводимый в действие автономным электродвигателем или двигателем внутреннего сгорания.Составлено авторами на основе ГОСТ ISO 18650-1-2017
Самоходная машина, единый механический агрегат, представляющий собой смонтированное с автомобильным шасси бетоносмеительное оборудование, приводимое в действие автономным приводом или за счет отбора мощности от основного двигателя, способствующего передвижению машины.
АвтобетоносмесительСпециальное автотранспортное средство, имеющее смесительный барабан, приводимый в действие автономным приводом или за счет отбора мощности от основного двигателя автотранспортного средства.ГОСТ 27339-2016 «Автобетоносмесители. Общие технические условия»

Таким образом, товар, частью конструкции которого является бетоносмесительное оборудование, может быть идентифицирован как:

  1. Самостоятельное оборудование, если оно не установлено на автомобильное или иное шасси:
  2. Самоходная машина, если является единым механическим агрегатом, представляющее собой смонтированное с автомобильным шасси бетоносмесительное оборудование;
  3. Транспортное средство специального назначения, при его соответствии требованиям, предъявляемым к транспортным средствам.

Итак, в соответствии с Пояснениями к товарной позиции 8474, в неё включаются машины, используемые для смешивания или перемешивания. Они состоят в основном из ёмкости, оборудованной лопастями или иными перемешивающими устройствами; в этой емкости два или несколько материалов смешиваются под действием перемешивающих устройств или встряхивателей. К ним, соответственно, относятся бетономешалки или растворосмесители, которые могут быть установлены на автомобильное шасси.

Однако даже несмотря на то что шасси автомобиля или железнодорожная платформа эксплуатируется преимущественно (постоянно) вместе с установленным на нём оборудованием, при наличии возможности использования шасси отдельно в качестве транспортного средства, такой товар не может быть включен в товарную позицию 8474 (товарная позиция 8604 или 8705). То есть, существует риск нарушения таможенного законодательства и уклонения от уплаты ввозных таможенных пошлин.

В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 8705, в неё включается ряд моторных транспортных средств, специально сконструированных или приспособленных для размещения различных устройств, которые дают им возможность выполнять определённые нетранспортные функции, то есть основной целью транспортного средства данной товарной позиции не является перевозка людей или грузов. К таким транспортным средствам относятся автобетономешалки, состоящие из кабины и автомобильного шасси, на котором постоянно смонтирована бетономешалка, приспособленная как для изготовления, так и для перевозки бетона.

Товары данной товарной позиции фактически являются в основном комплектным автомобильным шасси или грузовым автомобилем, то есть содержат, по крайней мере, следующие механические агрегаты: двигатель, обеспечивающий движение, коробку передач и органы управления переключением передач, рулевые и тормозные устройства.

При этом «в данную товарную позицию не включаются самоходные колесные машины, в которых шасси и рабочее оборудование специально подогнаны одно к другому и образуют единый механический агрегат. В этом случае оборудование не просто установлено на автомобильном шасси, а полностью интегрировано с ним». То есть, шасси может иметь характерные для автомобиля механические агрегаты, но в данном случае не может быть использовано для иных целей.

Так, в судебном деле А53-13593/2023 отмечалось, что бетоносмесительное оборудование спорного товара может работать только за счёт двигателя автомобильного шасси. То есть, демонтаж оборудования от «колёс» приведёт к нарушению целостности самого товара, так как оборудование и автомобильное шасси смонтированы друг с другом. Бетоносмесительное оборудование более не будет считаться работающим, так как будет отсутствовать элемент, приводящий его в действие. Соответственно, наличие двигателя и прочих механических агрегатов, не является основанием для отнесения товара к транспортному средству.

Таким образом, товар будет включаться в данную товарную позицию, только если будет возможность «отсоединения» оборудования от шасси, для его использования в иных целях (в т. ч. для перевозки людей и грузов). Транспортное средство может быть сконструировано или приспособлено для постоянного размещения различных устройств, но не обязательно подразумевает его использование для выполнения предусмотренной нетранспортной функции. Если спорный товар всё же классифицируется в соответствии с товарной позицией 8705, то приобретает наименование «автобетономешалка».

На основе проведенного анализа был составлен алгоритм классификации бетоносмесителей и автобетоносмесителей в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, представленный на рисунке. Данный алгоритм может быть положен в основу разработки экспертной системы.

Рис. Алгоритм классификации бетоносмесителей и автобетоносмесителей в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС

Таким образом, в ходе данной научной работы на основе выявленных идентификационных различий между самоходными машинами и транспортными средствами, исходя из их классификационных признаков с учетом положений Пояснений к товарным позициям 8474 и 8705 ТН ВЭД ЕАЭС, был составлен алгоритм классификации самоходных машин на примере бетоносмесителей и автобетоносмесителей. Для достижения поставленной в Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года цели автоматизации операций, совершаемых таможенными органами, данный алгоритм может быть использован для разработки экспертной системы классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Использованные источники

  1. ГОСТ 27339-2016. Автобетоносмесители. Общие технические условия: [сайт]. [2024]. URL: https://internet-law.ru/gosts/gost/63444/
  2. ГОСТ ISO 18650-1-2017. Машины и оборудование строительные. Бетоносмесители. Часть 1. Словарь и общие технические условия: [сайт]. [2024]. URL: https://internet-law.ru/gosts/gost/64821/
  3. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2023 по делу № А40-57860/23 [Электронный ресурс] // Интернет-ресурс Решения арбитражных судов. URL: https://ras.arbitr.ru/
  4. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531
  5. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по делу № А53-13593/2023 [Электронный ресурс] // Интернет-ресурс Решения арбитражных судов. URL: https://ras.arbitr.ru/
  6. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
  7. Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.11.2023 по делу № А56-65603/2023 [Электронный ресурс] // Интернет-ресурс Решения арбитражных судов. URL: https://ras.arbitr.ru/
  8. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/
  9. Таможенная статистика [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/statistic
  10. Федеральный закон от 02.07.2021 № 297-ФЗ «О самоходных машинах и других видах техники» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru