Стр. 29

Горобец Э.А.
ТАБАЧНЫЙ РЫНОК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕНЕВОЙ РЫНОК СОКРАЩАЕТСЯ, НО НЕ СДАЕТСЯ

УДК 338.1

Э.А. Горобец, студент факультета таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии

e-mail: ellinag@bk.ru

Научный руководитель – И.В. Шарощенко, доцент кафедры экономики таможенного дела и управления Владивостокского филиала Российской таможенной академии

Аннотация. В статье рассматриваются особенности функционирования рынка табака в Российской Федерации в условиях внешнеэкономических санкций. Анализируется роль акциза на табачные изделия в системе налоговых и таможенных платежей в РФ. Рассмотрена необходимость совершенствования налогового законодательства по акцизам на табачную продукцию и приводится экономическое обоснование гармонизации акцизных ставок.

Ключевые слова: акциз, табачные изделия, никотиносодержащие изделия, табак, сигареты, ставки акциза, налоги, государственный бюджет.

Табачная продукция издавна является значимой частью агропромышленного комплекса и торговли многих стран, в том числе и России. Потребление и производство табака растет из года в год, а табачная продукция по-прежнему занимает важное место в экономике. Доля табачной и никотиновой продукции в общем объёме розничных продаж неуклонно растет, по данным Росстата, в 2021 году составляет 7,6%; в 2020 – 7,5; в 2019 – 7,3. За 5 лет увеличение доли составило 1,8% [11]. Таким образом, стабильный спрос потребителей обеспечивается высоким спросом на сигареты и других продуктов курения, продаваемые в розничной торговле.

В России табачная продукция производится как отечественными производителями, так и иностранными, зарегистрированных на территории РФ. По данным Всероссийской системы данных о компаниях и бизнесе всего в России иностранных производителей табачной продукции меньше отечественных, тем не менее, объём, производимый иностранными компаниями в несколько раз больше отечественных. Иностранные компании считают табачный рынок России привлекательным в связи с большой долей курящих людей. За последние 30 лет табачные компании инвестировали в развитие российского табачного бизнеса $5 млрд [9].

В связи с политической и экономической ситуацией в России в 2022 году с российского рынка ушли производители табачной продукции Imperial Brands, немецкий производитель Chapman, производитель Philip Morris International сократил объём импорта в Россию, остальные табачные лидеры сообщили о передаче своих активов российскому бизнесу, такие как British American Tobacco, Imperial Tobacco, Japan Tobacco International.

Тем не менее, эксперты предполагают, что в 2023 году российскому рынку не грозит дефицит табачной продукции, несмотря на то, что табак не ввозится в Россию по параллельному импорту. По данным ТАСС Минсельхоз выступает против из-за опасений роста контрафакта. Поскольку, исходя из данных Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), производство сигарет в России в 1 квартале 2022-го выросло на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и до 2,571 млрд пачек.

Поскольку для промышленного производства табак в России не выращивается, все производство табачных изделий зависит от импорта сырья. Основные логистические поставки проходят через западную часть страны – Ленинградская область, Санкт-Петербург, Ростовская область и Калининградская область. Основными экспортёрами табака в Россию являются: Бразилия, Индия, США, Германия, Малави, Зимбабве, Турция, Белоруссия, Сербия и другие страны. 80% табачного импорта составляет табачное сырьё и отходы, 14% – сигары, 5% – прочий промышленно-изготовленный табак, экстракты и эссенции [8]. Динамика импорта табачной продукции по кодам ТН ВЭД ЕАЭС представлена в таблице 1.

Таблица 1

Импорт табачных изделий по кодам ТН ВЭД ЕАЭС за 2018-2021 гг., млн USD [2]

Показатели по коду ТН ВЭД ЕАЭС2018201920202021
2401 «Табачное сырьё. Табачные отходы»662650628,4607,6
2402 «Сигареты, сигары с обрезными концами, сигариллы и сигареты из табака или его заменителей»168,860,556,993,8
2403 «Прочий промышленно изготовленный табак, промышленные заменители, табачные экстракты и эссенции»143162156139,2

Анализ показал, что объём ввозимой табачной продукции в целом снизился почти на 9%, объём импорта сигарет снизился на 44%, объём прочего промышленного табака снизился на 3%. Тенденция снижения может говорить о постепенном уменьшении потребления никотина среди населения. Падения по табачным категориям связано с ростом контрабанды и контрафакта, а также с падением реальных доходов населения.

Табачный бизнес экономически выгоден России по целому ряду причин, табачная отрасль производит товар массового потребления и имеет высокую рентабельность. Производство табачной продукции является высокорентабельным, так как «в рознице 1 кг качественного сортового табака стоит порядка 2 100 руб, а оптовая цена – 1 600 руб/кг. Прибыль с реализации 280 кг составит 588 000 руб. и 448 000 руб. соответственно. То есть рентабельность достигает до 90%» [10].

Помимо ранее перечисленного, табак и продукция из него являются важной статьей поступлений в государственный бюджет. Поступления осуществляется в виде взимания акциза при ввозе табачной и никотиновой продукции в Россию и их производстве в соответствии с Налоговым законодательством РФ. В связи с тем, что акцизы являются важным источников формирования доходной части государственного бюджета РФ, особую актуальность приобретают вопросы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении табачных изделий, ввозимых на территорию РФ, поскольку акцизы на ввозимые товары являются частью таможенных платежей. 

Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой (далее – ФНС России и ФТС России) осуществляется администрирование акцизов.  Анализ поступлений акциза на ввозимые табачные изделия и произведённые на территории РФ показал, налоговые органы обеспечивают наибольшую долю поступления акцизов в федеральный бюджет. Объем ввозимой продукции в натуральном выражении снизился в период с 2017 по 2021 гг. на фоне увеличения ставок акцизов (таблица 2) и роста незаконного перемещения товаров, что отразилось на стоимостном объеме ввоза товаров.  В отношении поступления акцизов, перечисленных ФНС, доля увеличилась пропорционально поступлениям акцизов в связи с ростом производства табачной и никотиновой продукции в России.

Таблица 2

Поступления акцизов с табачных изделий на территории РФ с 2016-2021 гг., в млрд. руб. [5]

 2017 г.2018 г.2019 г.2020 г.2021 г.
Акцизы на табачную и никотиносодержащую продукцию592,5589,6581,9613,5710
ФНС России, млрд руб.573,2556,4527,8601700,0
Доля, в %979698,19897
ФТС России, млрд руб.17,922,97,712,110
Доля, в %3,24,22,323,1

В связи со сложившейся ситуацией Правительством РФ было принято решение о повышении цен на табачную продукцию за счёт увеличения темпа роста ставок акциза, также повышение цен связано с политикой здравоохранения, направленной на снижение потребление табака россиянами.

Как косвенный налог, акциз является основополагающим фактором увеличения стоимости сигарет, при увеличении акциза на 20% стоимость пачки сигарет при этом увеличится на 140 рублей, также на цену влияют удорожание сырья, запрет использовать определенные компоненты при производстве качественных сигарет и другие факторы. Ставка акциза продолжает увеличиваться, «с 1 марта 2023 года – 2 603 руб. за 1 тыс. штук сигарет, плюс 16% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3 536 руб. за 1 тыс. штук. В 2024 году акциз вырастет до 2 707 руб., но не менее 3 678 руб. за 1 тыс. штук, а в 2025 году – до 2815 руб., но не менее 3 825 руб. за 1 тыс. штук» [4].

Увеличение акциза увеличило доходы государства, но создало новые проблемы – развитие «теневого» рынка, для потребителей – увеличение розничной цены, что стимулирует покупателя обращаться к более дешёвой табачной и никотиновой продукции. Тенденция к росту спроса более дешёвых сигарет обусловлена следующими причинами:

  • падение реальных доходов населения: по данным Росстат располагаемые доходы населения в 2022 году снизились на 1% по сравнению с 2021 годом. В 2021 году доходы выросли на 3,2%. Санкционный кризис 2022 года сделал динамику нисходящей;
  • снижение покупательной способности и рост инфляции в 2022 году (17,8%);
  • существенный рост розничных цен на табак из-за существенного повышения акциза в 2022 году, ожидание большего увеличения в 2023 году на 4%.

Другим фактором роста цены на никотиновые изделия будет введение обязательной унифицированной маркировки электронных сигарет и других испарительных устройств в соответствии с Решением Совета ЕЭК от 23.09.2022 № 152 [1]. Данное Решение повлияет на увеличение цены на никотиновые изделия, что негативно может отразиться на выборе потребителя в сторону более дешевого заменителя.

Тенденция роста теневого рынка в России волатильна, обобщает ФТС, «то беспрецедентный рост в 15 раз за последние пять лет, то падение на 30-50% за год из-за пандемийных ограничений» [6]. Неизменным остаётся то, что теневой табачный рынок создаёт огромную брешь в государственном бюджете из-за неуплаченных платежей.

Доля теневого сегмента никотиновой продукции в российском рынке составляет 12% по итогам 2021 года [12]. Как правило, нелегальная продукция поставляется из-за рубежа, а именно – из стран ЕАЭС (более 50% всего нелегального рынка), это обусловлено открытым рынком ЕАЭС и большим разрывом между стоимостью на никотиновые изделия в странах ЕАЭС в связи с высокой разницей акцизов. Лидер поставок нелегальных сигарет – Белоруссия, – это более половины всего объёма нелегальных сигарет в Россию. Из-за более высоких ставок акцизов сигареты в России стóят в 1,5 – 2 раза дороже, чем в других странах ЕАЭС. Так, средняя потребительская стоимость сигарет зарубежных марок в России составляет 167 рублей за пачку, стоимость отечественных сигарет – 100 рублей за пачку в 2021 году, в Армении – 70 рублей, в Белоруссии – 38, в Казахстане – 77 рублей, в Киргизии – 65 рублей по среднему курсу национальной валюты за год.

Российское правительство намерено применять жёсткие меры в борьбе с контрафактной табачной и никотиновой продукцией вводя изменения в законодательство и готовя новые законопроекты о регулировании производства и оборота табачных изделий и сырья. Во-первых, уже вступили в силу меры, ужесточающие ответственность за продажу никотиносодержащей продукции несовершеннолетним, запрет на продажу отдельной категории никотинсодержащей продукции. Законопроекты должны унифицировать регулирование всей курительной и никотиносодержащей продукции. «В то же время такая новация может лишь усугубить положение. Есть вероятность, что запретительные меры не снизят потребление никотиносодержащих продуктов, а приведут лишь к росту нелегального рынка» [7].

Одним из несовершенств законодательства РФ в части регулирования незаконного оборота контрафактных сигарет является невозможность органов МВД в большинстве регионов самостоятельно конфисковать нелегальные сигареты, что вынуждает их вызывать Роспотребнадзор. Сам Роспотребнадзор не осуществляет самостоятельно контрольные закупки, требующие заявления о правонарушении.  Масштаб работы Роспотребнадзора ограничивается пресечением нелегальной розничной или оптовой торговли. За МВД закреплена функция борьбы с нелегальным оборотом сигарет в крупных размерах на внутреннем рынке, органы МВД не в праве самостоятельно конфисковать нелегальные сигареты, что вынуждает их вызывать Роспотребнадзор. ФСБ И ФТС занимаются пресечением контрабанды и незаконного ввоза товаров на территорию РФ. Органы ФТС не имеют права осуществлять самостоятельно мероприятия на внутреннем рынке без координации с органами МВД. Каждое ведомство фокусируется на своём «участке работы», действуя самостоятельно, за редким взаимодействием с другими органами, эффективное взаимодействие ведомств развито не во всех регионах страны.

«Пока мы не сделаем так, что нарушителю будет экономически невыгодно реализовывать товар, мы никуда не сдвинемся. Например, санкционная продукция подпадает под полномочия Россельхознадзора и подлежит штрафу в размере 300 тысяч рублей. В случае с табаком это десять тысяч рублей» [7]. По мнению начальника службы ТК ПВТ Смоленской таможни Дмитрия Васюкова, необходимо расширение полномочий контрольных органов, создание единого инструментария для борьбы с нелегальным табаком.

Для эффективной борьбы с контрафактной продукцией необходимо введение кратного увеличения ответственности, как минимум, штрафов и расширение полномочий надзорных органов, к примеру, конфискация транспортного средства на границе, перевозящего контрабанду. Значительные изменения в законодательстве затронут табачный сегмент российского рынка: с 1 сентября 2023 году будут действовать основные положения законопроекта о регулировании производства и оборота табачных изделий и сырья, что станет существенным барьером для производителей нелегальной продукции, поскольку документ предусматривает лицензирование производства нелегальной продукции и сырья для ее производства, также дело касается лицензирования вывоза и ввоза такого сырья, а также законопроектом предусмотрены административная и уголовная ответственность за нарушение обязательных требований по производству сигарет [4]. 

Существенные различия в ставках акцизов создают необходимость постепенной гармонизации ставок в рамках единого экономического пространства для обеспечения функционирования рынка табачной продукции в ЕАЭС. В этой связи Вице-премьеры стран ЕАЭС подписали соглашение о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию. С 2024 года в странах ЕАЭС будет применяться индикативная ставка (средняя) в размере 5 евро за 1 тысячу табачных изделий. Данная ставка будет утверждаться каждые пять лет, учитывая 20% отклонение ставок акцизов на табак в странах ЕАЭС. Также проектом разработана возможность изменить акцизную ставку при согласовании с ЕЭК при наличии объективной экономической причины, а также при условии изменения курса валюты стран ЕАЭС к евро больше, чем на 15% [2]. Невозможно заранее сказать, на сколько эффективно сработает данная мера, но с уверенностью можно отметить данную политику как большой шаг на пути по борьбе с теневым рынком табачной продукции. Проанализировав рынок табачной продукции в России, можно прийти к выводу, что мерами борьбы с теневым рынком контрафактной продукцией будет являться усиленная работа правоохранительных органов, увеличение проводимых проверок, ужесточение наказания за провоз немаркированной продукции и её сбыт, а также, немаловажное значение должна играть гармонизация ставок в странах Союза. Для борьбы с нелегальным рынком табака необходимо проводить сбалансированную акцизную политику, направленную на недопущение резкого увеличения акциза и в связи с этим резкого увеличения спроса на нелегальную продукцию. Пересмотр законодательной налоговой базы в странах ЕАЭС необходим вместе с системным вниманием государств к проблеме потребления и приобретения табачной и никотиносодержащей продукции, а также вместе с выработкой действенных решений в законодательстве и правоприменении.

Использованные источники:

  1. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 сентября 2022 г. N 152 “О введении маркировки сигарет электронных и индивидуальных электрических испарительных устройств средствами идентификации” [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/.
  2. Федеральный закон от 08.12.2020 № 392-ФЗ “О ратификации Соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств – членов Евразийского экономического союза” [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66279.html/.
  3. Федеральный закон от 27.01.2023 № 1-ФЗ “О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/.
  4. Информация Минфина России от 09.06.2022 “Минфин России внес в Правительство РФ законопроект о регулировании производства и оборота табачных изделий и сырья для их производства” [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66279.html.
  5. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации, 2021. № 11. Акцизы на табак [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/ace/at47q1ecn88cqc90gmb0m73ai52p7a0j.pdf.
  6. Эксперт. – № 8. Тяни-толкай из табакерки: резкий рост акцизов и несовершенство законодательной базы создают угрозу роста черного рынка сигарет – данные ФТС России об объёмах конфискованной в 2020 году табачной. [Электронный ресурс].URL: https://limited.customs.gov.ru/press/pressa-o-nas/document/273775.
  7. Эксперт. – № 40. 28 сентября 2020 – 4 октября 2020. Бой с тенью: готово ли государство к взрывному росту рынка нелегальных сигарет? [Электронный ресурс].URL: https://expert.ru/expert/2020/40/boj-s-tenyu-gotovo-li-gosudarstvo-k-vzryivnomu-rostu-ryinka-nelegalnyih-sigaret/?ysclid=le9qfza0n7737486695.
  8. Крутов П.А. Анализ российского рынка табака // Управление рисками в АПК. 2019. № 2. С. 141-153. URL: http://www.agrorisk.ru/20190210.
  9. Финансовый портал ФИНАМ. Сигаретный передел. Как изменился табачный рынок России? [Электронный ресурс]. URL:https://www.finam.ru/publications/item/sigaretnyiy-peredel-kak-izmenilsya-tabachnyiy-rynok-rossii-20220601-172031/?ysclid=le9keih5h8760604775.
  10. Выращивание табака как бизнес. Финансовый заведующий – финансовый портал о бизнесе, маркетинге, менеджменте [Электронный ресурс]. URL: https://finzav.net/business/business-idey/kogda-delo-tabak-eto-ochen-horosho-ili-kak-sozdat-uspeshnyj-biznes.
  11. Федеральная служба государственной статистики. Розничная торговля продуктов питания. Розничная продажа основных товаров [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya.
  12. Рынок табачных изделий отраслевой мониторинг [Электронный ресурс]. URL: http://research.cooUdea.ru/mdex.php?parent=mbricator &child=getresearch&id=4512.
  13. Официальный сайт ФТС России. Импорт России важнейших товаров. [Электронный ресурс].URL: https://customs.gov.ru/folder/515.
  14. Центр развития перспективных технологий [Электронный ресурс]. URL: https://crpt.ru/.