Стр. 37

Доброгаева К.Ю.
РОЛЬ ЭКОСИСТЕМЫ ЦИФРОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ В ПОВЫШЕНИИ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЕАЭС

УДК 339.543

К.Ю. Доброгаева, студент 4 курса факультета таможенного дела Российской таможенной академии

Научный руководитель – И.Ю. Татаева, доцент кафедры управления Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, доцент

Аннотация. В статье рассматривается роль Экосистемы цифровых транспортных коридоров в повышении транзитного потенциала Евразийского экономического союза.

Ключевые слова:  экосистема цифровых транспортных коридоров, транзитный потенциал, индекс LPI, упрощение процедур мировой торговли, сокращение временных издержек участников ВЭД, безопасность цепи поставок.

Евразийский экономический союз включает территорию пяти государств-членов, каждое из которых обладает высоким транзитным потенциалом.

По определениям различных авторов, «транзитный потенциал представляет собой максимально возможный уровень грузо- и пассажирооборота в его рамках, обеспечивающий долгосрочное, устойчивое увеличение финансово-экономической и социальной эффективности развития национальных транспортных систем, формируемый и реализуемый на основании системного воздействия институциональных возможностей и ограничений как национального, так и международного характера» [8].

Эффективная реализация транзитного потенциала ЕАЭС может быть достигнута за счет развития международных транспортных коридоров (далее МТК), а именно за счет функционирования цифровых транспортных коридоров, которые в соответствии с Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» являются приоритетным направлением развития транспортной инфраструктуры Союза [3].

Актуальность выбранной темы обусловлена также приоритными направлениями развития ЕАЭС в ближайшее время. Например, Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 № 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» имеет отсылку к Решению Высшего совета ЕАЭС от 26.12.2016 № 19 «Об Основных направлениях и этапах реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств – членов Евразийского экономического союза» [6].

В названном Решении создание и развитие транспортных коридоров, внедрение успешного передового опыта в области пассажирских и грузовых перевозок, устранение барьеров и упрощение процедур, влияющих на перемещение пассажиров и грузов обозначены в качестве основных направлений реализации транспортной политики государств – членов ЕАЭС. Особую значимость приобретает данная тема и в связи с усложнением цепочек поставок товаров, введением санкционных ограничений не только для Российской Федерации, но и в отношении дружественных для России стран.

Проект Экосистемы цифровых транспортных коридоров (далее-Экосистема ЦТК) поможет в реализации стратегических направлений развития ЕАЭС, а также будет способствовать повышению транзитного потенциала. Можно утверждать, что экосистема ЦТК способствует интеграции ЕАЭС в мировое пространство транспортных экосистем.

Формирование экосистемы цифровых транспортных коридоров дает возможность реализовать транспортный потенциал стран в глобальном цифровом мире и создать единый рынок логистических услуг на пространстве Евразийского экономического союза. Главная цель Проекта заключается в объединении в единое информационное пространство всех участников перевозочного процесса, а также органы управления ЕЭК, органы власти и гос. органы государств-членов ЕАЭС, коммерческих структур [4].

Повышение транспортного потенциала ЕАЭС напрямую зависит от качества транспортно-логистической инфраструктуры. В связи с этим особый интерес в рамках исследования представляет индекс эффективности логистики (LPI), составляемый Всемирным Банком.

Индекс эффективности логистики (LPI) и его компоненты предлагают наиболее полные и сопоставимые данные о логистике страны и упрощения процедур торговли. Данный индекс позволяет исследовать факторы, влияющие на конкурентоспособность как национальной, так и международной торговой логистики.

LPI, согласно Отчету Всемирного Банка, 2023 г. – это интерактивный инструмент сравнительного анализа, созданный, чтобы помочь странам определить проблемы и возможности, с которыми они сталкиваются в своей работе в области торговой логистики, а также то, что они могут сделать для улучшения своей работы.

Ранжируя страны по LPI, Всемирный банк анализирует шесть компонентов [1]:

  • Эффективность таможенного и пограничного оформления;
  • Качество торговой и транспортной инфраструктуры;
  • Легкость организации ммеждународных переговоров по конкурентоспособным ценам поставки;
  • Компетентность и качество логистических услуг;
  • Возможность отслеживать грузы;
  • Частота доставки грузов получателям в течение запланированного или ожидаемого времени доставки;

Следовательно, данный индекс позволяет исследовать факторы, влияющие на конкурентоспособность как национальной, так и международной торговой логистики, в том числе анализ LPI может помочь выявить факторы, сдерживающие повышение транзитного потенциала страны.

Необходимо также отметить, что не только Россия, но и все страны ЕАЭС, имеют низкий индекс LPI. Рассмотрим динамику индекса стран Союза за 2012-2023 г:

Таблица 1

Значения индекса эффективности логистики государств – членов ЕАЭС за 2012–2023 гг.

Год/страна20122014201620182023
Республика Армения2,62,72,22,62,5
Республика Беларусь2,62,62,42,62,7
Республика Казахстан2,72,72,82,82,7
Киргизская Республика2,42,22,22,62,3
Российская Федерация2,62,72,62,82,6
Среднее мировое значение2,92,92,92,92,9

Источник: Connecting to Compete 2023 The Logistics Performance Index and Its Indicators 2023 International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank

Приведенные статистические данные показывают, что все страны – участницы ЕАЭС не достигли среднемирового значения индекса LPI, а в 2023 г. и вовсе произошло снижение значения показателя эффективности логистики всех государств-членов ЕАЭС.

Учитывая параметры, являющиеся предметом анализа для расчета LPI, экосистема цифровых транспортных коридоров призвана повысить значение LPI, а значит и способствовать повышению транзитного потенциала страны. Экосистема за счет создания специальных сервисов, на которых и основано ее функционирование, позволит нарастить экспорт услуг национальных транспортно-логистических комплексов, переориентировать перевозки внешнеторговых грузов между мировыми рынками на перевозки по территории Союза, используя международные транзитные коридоры интеграционного объединения.

Экосистема цифровых транспортных коридоров включает в себя следующие сервисы [1]:

  • цифровая карта и база данных магистральных автомобильных дорог и инфраструктурных объектов;
  • бронирование объектов придорожной инфраструктуры;
  • бронирование очереди в автомобильном пункте пропуска государств-членов;
  • электронный протокол весогабаритного контроля;
  • дистанционное медицинское освидетельствование;
  • электронный путевой лист;
  • трансграничный информационный обмен в рамках международных соглашений Союза и конвенций;
  • сервис отслеживания перевозок с использованием навигационных пломб;
  • электронная международная транспортная накладная (автомобильный транспорт);
  • электронная международная транспортная накладная (ж/д транспорт);

Например, введение электронных путевых листов, указанное в Сервисе №6, будет содействовать упрощению процедуры обязательного технического осмотра транспортного средства, медицинского осмотра водителя, а также обеспечит ускорение и упрощение проведения таможенного контроля транспортного средства. Также нововведение, обозначенное в Сервисе №3, а именно бронирование очереди в автомобильном пункте пропуска государств-членов Союза, будет способствовать ускорению совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, что в свою очередь позволит сократить временные издержки перевозчиков, а значит – сократить время доставки груза в место назначения.

Также экосистема ЦТК призвана содействовать развитию новых логистических путей. На данный момент основной транзитный поток грузов обеспечивается следующими маршрутами: Китай – Россия – Европа; Китай – Казахстан – Россия – Европа; Китай – Казахстан – страны Ближнего Востока / Европа; Балтика – Ближний Восток. Очевидно, что интеграция транспортных систем ЕАЭС в международную транспортную систему позволит сделать более эффективными трансконтинентальные связи между Европой и Азией.

Цифровые сервисы повышают привлекательность международных транспортных коридоров, что в свою очередь работает на уменьшение логистических издержек. Использование экосистемы позволяет сократить время самих перевозок. Основа построения экосистемы – это национальные логистические сервисы и платформы. В совокупности они дают возможность сформировать эффективный маршрут через страны Евросоюза в Европу и Азию, рассчитать точное время не рискую потерять его в очередях, оптимизировать процессы за счет перевода процедур контроля и документов в цифровую форму. И даже дистанционное медицинское освидетельствование является частью транспортного коридора, что так актуально в эпоху послековидных ограничений. Приведенные факторы позволяют выявить взаимосвязь между экосистемой ЦТК, индексом LPI и повышение транзитного потенциала ЕАЭС.

Таким образом, внедрение Экосистемы даст возможность сократить время товаров в пути при грузопотоке, также можно будет добиться снижения простоев транспорта и административных издержек. На основании внедрения цифровых технологий, изменится подход к моделям управления. Концепция экосистемы способствует осуществлению снижения временных и административных затрат перевозчика, а также увеличению скорости оборачиваемости груза. Практическая реализация экосистемы цифровых транспортных коридоров увеличит пропускную способность международного транспортного коридора ЕАЭС. В свою очередь, будут улучшаться не только отдельные значения компонентов, который Всемирный Банк составляет при расчете индекса, но и улучшиться совокупный интегральный показатель LPI. Высокое значение индекса, реализация Экосистемы ЦТК будут способствовать повышению транзитного потенциала ЕАЭС, развитию международной торговли, расширению объемов торговли, формирование новых, экономически выгодных и менее затратных глобальных цепочек поставок.

Использованные источники:

  1. Connecting to Compete 2023 The Logistics Performance Index and Its Indicators 2023 International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank [Электронный ресурс]. URL:  https://lpi.worldbank.org/sites/default/files/2023-04/LPI_2023_report.pdf.
  2. Решение Высшего совета ЕАЭС от 26.12.2016 № 19 «Об Основных направлениях и этапах реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств – членов Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/16vr0019/.
  3. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/17vr0012/.
  4. Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 31 января 2020 г. № 4 «О формировании экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/20mr0004/.
  5. Распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 29 «О перечне сервисов и цифровой инфраструктуры, реализуемых в целях формирования экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/20s00029/.
  6. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 N 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/20vr0012/.
  7. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 июня 2022 г. № 23 «Об общих подходах к вопросам цифровой логистики в Евразийском экономическом союзе» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22rk0023/.
  8. Комов М.С. Транзитный потенциал Евразийского экономического союза: оценка эффективности использования // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 2. – С. 1253-1260. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114475 [Электронный ресурс]. URL: https://1economic.ru/lib/114475.