Стр. 61

Малахова А.Ю., Березина А.М.
ОСОБЕННОСТИ ПРИЗНАНИЯ МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 16.3 КОАП РФ

УДК 342.9

А.Ю. Малахова, А.М. Берёзина, студенты факультета таможенного дела Российской таможенной академии

e-mail: nastya.malaxova.04@mail.ru, am.berezina21@customs-academy.ru

Научный руководитель – С.А. Агамагомедова, доцент кафедры таможенного права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, кандидат социологических наук, доцент

Аннотация. В статье рассмотрены основные особенности применения статьи 16.3 КоАП РФ. Представлена динамика выявляемых таможенными органами административных правонарушений. Отмечено, что имеется тенденция к росту административных правонарушений, выявленных по статье 16.3 КоАП РФ и в целом по 16 главе КоАП РФ. На основе анализа практики были определены причины роста выявленных таможенными органами административных правонарушений по статье 16.3 КоАП РФ. Проведён анализ судебных решений, признающих правонарушение малозначительным, выделены причины ограниченного использования данного института в практике таможенных и судебных органов.

Ключевые слова: запреты и ограничения, административное правонарушение, административное наказание, таможенные органы, малозначительность.

Несоблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу является актуальной проблемой на сегодняшний день. Обуславливается это тем, что именно несоблюдение запретов и ограничений имеет прямое воздействие на национальную безопасность и экономику государства. Количественные ограничения влияют на защиту национального производителя от чрезмерных вмешательств иностранных конкурентов. Могут быть введены тарифы и квоты, благодаря которым создаются барьеры для иностранных производителей и преимущества для национальных компаний. При определении наказания за нарушение запретов и ограничений необходимо учитывать положения статьи 2.9 КоАП РФ, так как в соответствии с ней правонарушение может быть признано малозначительным [1]. Признание правонарушения малозначительным позволяет учитывать индивидуальные обстоятельства при его совершении и принимать разумные и справедливые решения.

Административная ответственность по статье 16.3 КоАП РФ возникает в случае несоблюдения запретов и ограничений, установленных международными договорами, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза и (или) государственную границу Российской Федерации [2]. Существуют причины, из-за которых может быть запрещен ввоз и вывоз отдельных категорий товаров (рис. 1).

Рис. 1. Причины запрета перемещения отдельных категорий товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Источник: Схема составлена авторами.

Товары, которые относятся к категории запрещенных к перемещению через таможенную границу, подлежат срочному вывозу с таможенной территории ЕАЭС. Если товары невозможно вывезти с таможенной территории, то их необходимо поместить на склады временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля.

Стоит отметить, что точное определение понятия «запреты и ограничения» содержится в статье 2 Таможенного кодекса ЕАЭС [3]. Ученые еще в период обсуждения проекта данного документа отмечали важность легального определения данной категории в таможенном законодательстве [4].

Необходимо отличать запреты от ограничений. В чем же состоит важность соблюдения ограничений? Например, обязательными условиями для таможенной процедуры выпуска товаров для внутреннего потребления являются не только отсутствие нарушений таможенного законодательства, уплата таможенных платежей, но и соблюдение ограничений.

Также основное отличие запретов от ограничений состоит в последствиях. Товары, которые запрещены к ввозу на таможенную территорию, не допускаются к дальнейшему перемещению, они подлежат немедленному вывозу. А товары, ввоз которых ограничен, допускаются к ввозу. Однако в случае непредставления документов, которые подтверждают соблюдение ограничений, такие товары невозможно поместить под необходимую таможенную процедуру.

Запреты и ограничения могут быть как с экономической направленностью, так и без неё. К ограничениям, в которых она имеется, могут относиться количественные ограничения, лицензирование, квотирование и другие. Применение запретов и ограничений зависит от процедуры только в случае, если имеется экономический характер у данных мер. К запретам и ограничениям, у которых отсутствует экономическая направленность, относятся меры, соблюдение которых необходимо для жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, сохранения культурных ценностей, выполнения международных обязательств и для многого другого.

Если при декларировании лицо не представляет на товары необходимые документы о соблюдении запретов и ограничений и при этом отсутствует разрешение на продление, образуется состав административного правонарушения. Также он формируется, если при декларировании лицо подаёт недостоверные документы и сведения, из-за которых запреты и ограничения не применяются.

Субъектами административных правонарушений по данной статье выступают лица, у которых возникает обязанность соблюдения таких мер. К примеру, декларанты, перевозчики, уполномоченные экономические операторы.

Субъективная сторона может выражаться как в форме умысла, так и неосторожности.

Ответственность по данной статье влечет наложение административного штрафа. Его размер зависит от категории лица и тяжести совершённого административного правонарушения.

Проанализируем динамику административных правонарушений, возбуждаемых по статье 16.3 КоАП РФ (рис. 2).

Рис. 2. Динамика количества административных правонарушений, выявленных по статье 16.3 КоАП РФ, и их доля в общем количестве нарушений таможенных правил в период 2020-2022 гг.

Источник: Диаграмма составлена авторами на основе данных официального сайта ФТС России.

По данным рисунка можно сделать вывод, что количество административный правонарушений по 16.3 КоАП РФ, как и общее количество административных правонарушений по 16 главе имеют тенденцию к росту. Если рассматривать в процентном соотношении, то доля выявленных правонарушений, связанных с нарушением соблюдения запретов и ограничений, в 2020 году равнялась 9,3%, в 2021 году 9,6%, в 2022 году 9,8% [5].

К причинам роста нарушений соблюдения запретов и ограничений можно отнести:

– рост объёмов международной торговли. Данный показатель может рассматриваться как в положительном ключе, так и в отрицательном. С одной стороны, рост международной торговли благоприятно сказывается на экономиках торгующих государств, их взаимоотношениях. Но, с другой стороны, большое количество сделок увеличивает вероятность совершения нарушений в области таможенного, экспортного, валютного и иных видов государственного контроля. Нужно понимать, что с ростом объемов международной торговли необходимо усиление контроля и надзора со стороны государственных органов.

– изменение экономической ситуации в стране. В периоды экономического спада и нестабильности в стране уровень административных правонарушений растет. В связи с экономическими трудностями в стране физические, юридические лица могут уклоняться от уплаты платежей, провозить товары, запрещенные к ввозу. Из-за экономических кризисов может ослабеть контроль государственных органов за экономической деятельностью. Это увеличивает риск увеличения коррупции и мошенничества в стране.

– сложности нормативной базы для лиц, осуществляющих перемещение товаров через таможенную границу.

Сложности толкования законодательства лицами, перевозящими товары через границу, связаны с многообразием правил трансграничного перемещения в различных странах, нестабильностью законодательства, постоянными изменениями в нем, неопределенность (неоднозначность) формулировок законодателя.

Нами был проведен анализ ряда судебных решений по делам об административных правонарушениях по статье 16.3 КоАП РФ. Примерно каждое третье из них было признано малозначительным в суде [6-8]. Основанием для этого стали: отсутствие существенной угрозы общественным отношениям и не наступление вредных последствий.

Можно сделать вывод, что малозначительным правонарушение по статье 16.3 КоАП РФ признаётся достаточно редко. Это свидетельствует о том, что правонарушения в области несоблюдения запретов и ограничений часто представляют угрозу общественным отношениям, поэтому суд в большинстве случаев принимает сторону таможенных органов. Требования к соблюдению запретов и ограничений достаточно строгие, из-за чего периодически возбуждаются дела по статье 16.3 КоАП РФ. На товары необходимо представлять сертификат соответствия, фитосанитарный и ветеринарный сертификаты в зависимости от категории товара и иные документы.

Нами выделены следующие причины того, что таможенные органы и суды достаточно редко признают административные правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ малозначительными.

1. Субъективность оценки. Сам процесс оценивания малозначительности административного правонарушения зависит от мнения судьи. Однако это мнение субъективно. Разные судьи имеют разное понимание малозначительности. Один судья посчитает правонарушение по статье 16.3 КоАП РФ общественно опасным, а другой в зависимости от конкретной ситуации признает отсутствие угрозы общественным отношениям.

2. Трудности доказательства. Обосновать малозначительность совершённого административного правонарушения довольно трудно, что связано со сложностями в сборе и представлении соответствующих доказательств при рассмотрении дела. Ими могут являться обстоятельства, демонстрирующие, что правонарушение не влечёт негативных последствий для общественной безопасности, совершение лицом действий по восстановлению существующего порядка и другое. Таким образом, рост административных правонарушений по статье 16.3 КоАП РФ может быть связан как с повышением эффективности деятельности таможенных органов, так и с увеличением количества совершаемых правонарушений по данной статье из-за проблем, которые могут возникать при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Мы больше склоняемся к тому, что рост выявленных административных правонарушений является следствием эффективной работы таможенных органов. Кроме того, можно сделать вывод о том, что малозначительными правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ признаются довольно редко, что связано с отсутствием четких критериев признания правонарушения малозначительным.

Использованные источники:

  1. Агамагомедова С.А. Институт малозначительности при рассмотрении дел об административных правонарушениях в виде незаконного использования товарного знака // Хозяйство и право. 2012. № 5 (424). С. 86–91.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.01.2024).
  3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение№ 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 02.01.2024).
  4. Агамагомедова С.А. Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза: приоритеты и перспективы // Законодательство. 2016. № 1. С. 41–48.
  5. Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 02.01.2024).
  6. Решение от 5 июля 2017 г. № 12-141/2017 по делу № 12-141/2017 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал судебных решений. URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 02.01.2024).
  7. Решение от 29 апреля 2020 г. № 12-112/2020 по делу № 12-112/2020 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал судебных решений. URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 02.01.2024).
  8. Решение от 19 февраля 2020 г. № 12-20/2020 по делу № 12-20/2020 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал судебных решений. URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 02.01.2024).