Стр. 89

Станчев Н.А.
МИГРАЦИОННОЕ ПРАВО КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ ПРАВА

УДК 349

Н.А. Станчев, студент 2 курса юридического факультета Российской таможенной академии

e-mail: stanchevnikita@gmail.com

Научный руководитель – Л.Е. Калинина, доцент кафедры административного и финансового права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. В статье рассматривается миграционное право в качестве комплексной отрасли права. На основе проведённого анализа выявлена принадлежность миграционного права к комплексным отраслям права и то, какие нормы права и в каких нормативно-правовых актах регулируют данный вид общественных отношений.

Ключевые слова: миграционное право, комплексная отрасль права, норма права, признаки комплексной отрасли права.

Для определения места миграционного права в системе российского права необходимо понять, что такое комплексная отрасль права. Комплексная отрасль права – совокупность юридически закреплённых, формально определённых норм права, регулирующих совокупность общественных отношений, которая не может регулироваться только лишь одной отраслью права. Соответственно, главными признаками комплексной отрасли права являются: юридическая закреплённость, формальная определённость, наличие общественных отношений, которые не могут быть отрегулированы только лишь одной отраслью права, частичная регуляция общественных отношений множеством отраслей права.

Значение комплексных отраслей права заключается в том, что, благодаря им правовая система может в полном объёме охватить те общественные отношения, которые частично охватываются многими другими, уже существующими отраслями права. Кроме того, комплексные отрасли права устраняют затруднения, которые могли бы быть вызваны созданием специального кодекса, регулировавшего данный вид общественных отношений. Кроме того, выделение комплексных отраслей права в отдельные было бы также трудно достигаемым, так как данная отрасль имела бы слишком много пересечений с уже существующими отраслями, что создавало бы коллизии в праве. Также стоит упомянуть и о том, что комплексные отрасли права являются как бы «условными» в системе и создаются правоведами для удобства построения системы права. В этом заключается ещё одна сторона их значимости, поскольку правильно построенная система права имеет существенное значение для правоприменительной деятельности, поскольку в значительной мере охватывает общественные отношения, которые сложно охватить иными отраслями права.

         По мнению Т.Я. Хабриевой «Система законодательства – результат нормотворчества» [1], то есть право создаётся, в основном, как ответ на зарождение и появление новых общественных отношений, а значит и имеет реакционный характер. На данный момент имеются объективные предпосылки для того, чтобы миграционное право имело значительную роль в жизни рядового гражданина, из-за большого количества миграционных потоков, направленных в Российскую Федерацию. А потому может возникнуть вопрос о месте миграционного права в системе Российского законодательства. Мы готовы выдвинуть гипотезу о том, что миграционное право — это именно комплексная отрасль права и в дальнейшем подкрепить это аргументами, основанными на объективных факторах.

Миграционное право следует рассматривать с двух сторон: первая – сторона соответствия миграционного права признакам комплексных отраслей права; вторая – сторона, где отражено реальное наличие норм права, регулирующих миграционные процессы в России. Первая сторона позволяет нам сказать о том, что миграционное право – комплексная отрасль права поскольку оно имеет схожие признаки с иными комплексными отраслями права, а именно: наличие норм права, регулирующих данные отношения в различных отраслях права; объединение различных по своей природе общественных отношений; объектно-субъектный состав комплексной инфраструктуры, объединенный едиными целевыми предназначениями, призванными удовлетворять определенные потребности человека, общества, государства; наличие специфических задач, поставленных перед тем или иным технологическим комплексом и обусловивших рождение комплексных отраслей права и т.д. Миграционному праву, на данном этапе его развития, наиболее присуще наличие специфических задач, так как пока ни одна существующая на сегодняшний день отрасль права перед собой не ставит задачи регулирования общественных отношений связанных с миграцией населения, а также присуще наличие норм права находящихся в различных отраслях права (можно вспомнить наличие в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях норм регулирующих данную отрасль, нормы конституционной отрасли права а также уголовного и трудового права). В меньшей же степени миграционному праву присуще объединение по своей природе различных отношений, потому как оно объединяет отношения, которые по своей природе отличаются мотивацией мигрирующих людей (именно на данном этапе мы и замечаем, что, хотя у миграционного права имеются существенные сходства с признаками комплексной отрасли права, однако даже в этом случае некоторые признаки присущие комплексным отраслям права либо отсутствуют у миграционного права, либо присущи ему лишь в малой степени). Объектно-субъектный состав же более подходит под описание миграционного права, но лишь отчасти, т.к. миграция людей отличается её причинами и, удовлетворяя одну категорию мигрантов в их потребности найти работу в Российской Федерации, мы не можем удовлетворить потребность другой группы мигрантов, рассчитывающих на жильё в данном государстве.

Анализируя миграционное право со второй стороны, мы увидели нормативно-правовые акты и их нормы, которыми миграционные отношения регулируются. В Конституции РФ под регулирование предмета миграционного права подпадает только п.1 ст. 27, в которой говорится: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства»[2]. В КоАП РФ в главе 18 наказаниям за миграционные правонарушения, посвящены статьи 18.8 – 18.12 и 18.14 – 18.18 [3], где говорится о нарушении иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда и пребывания в Российской Федерации, незаконном осуществлении иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности, о нарушении иммиграционных правил и т.д. Вышеназванное незаконное осуществление трудовой деятельности подводит нас к тому, что и в трудовом законодательстве имеются нормы права регулирующие миграционные отношения. Потому мы можем найти в ТК РФ целую главу 50.1, посвящённую регулированию трудовых отношений иностранных граждан [4]. Также нормы, регулирующие миграционное право, содержатся в УК РФ. В нём содержатся две статьи: ст. 322 «Незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации», которая является общей по отношению к ст. 322.1 «Организация незаконной миграции» [5]. Также помимо кодифицированных нормативно-правовых актов в Российской Федерации приняты и отдельные законы, посвящённые миграционным отношениям. Одним из таковых является Федеральный Закон «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 №109-ФЗ [6], однако не стоит полагать, что данный нормативно-правовой акт – единственный из некодифицированных правовых актов, который регулирует миграционное право, есть ещё прочие нормативно-правовые акты, которые регулируют миграционные отношения.

В ходе анализа мы выявили, что на современном этапе своего развития миграционное право является не до конца сформированным по причинам отсутствия у него как кодифицированного нормативно-правового акта, который бы регулировал основные общественные отношения, являющиеся предметом миграционного права, так и отсутствие какой-либо совокупности законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих все основные отношения, являющиеся предметом данной отрасли. Следует сказать, что отсутствие на данный момент специфических отраслевых принципов свидетельствует о состоянии миграционного права как формирующейся отрасли права. В результате исследования мы можем сделать вывод о том, что комплексная отрасль права – совокупность юридически закреплённых, формально определённых норм права, регулирующих совокупность общественных отношений, которая не может регулироваться только лишь одной отраслью права. Потому по ряду объективных причин мы смело можем сказать, что на данном этапе развития и формирования миграционного права – оно является комплексной отраслью права. Миграционное право не имеет своего кодифицированного акта, который бы регулировал отношения, являющиеся его предметом, а имеет совокупность норм права, располагающихся в различных нормативно-правовых актах, таких как КоАП РФ, ТК РФ и т.д. Нами в ходе анализа было показано, что нормы, регулирующие данный вид общественных отношений, имеются в разных нормативно-правовых актах, к примеру: статьи 18.8 – 18.12 и 18.14 – 18.18 КоАП РФ [3], ст. 322 и ст. 322.1 УК РФ [5], глава 50.1 ТК РФ [4] и прочие, описанные выше нормы. Объединение различных по своей сущности общественных отношений также присуще миграционному праву, но в меньшей степени. Объектно-субъектный состав так же подходит под описание миграционного права и также является его составной частью.

Использованные источники:

  1. Хабриева. Т.Я. Миграционное право как структурное образование Российского права // Журнал Российского права. 2021. № 12. С. 3–15.
  2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации.  URL: http://www. pravo.gov.ru/ (дата обращения: 19.02.2024).
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.02.2024).
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 30.01.2024) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации.  URL: http://www. pravo.gov.ru/ (дата обращения: 22.02.2024).
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996. №63-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп. вступ. в силу с 30.12.2023) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru/ (дата обращения: 22.02.2024).
  6. Федеральный закон от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru/ (дата обращения: 22.02.2024).
  7. Журкина О.В., Максименко Е.И. Миграционное право: учебное пособие.  ОГУ. 2021. 128 с.
  8. Никифорова Е.А., Цинделиани И.А. Миграционное право России: учебник для бакалавров. М.: Проспект. 2018. 464 с.
  9. Хабриева. Т.Я. Миграционное право: сравнительно-правовое исследование: монография. // М. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. 2019г. 400 с.
  10. Червонюк В.И., Калинский И.В.  Конституционализация и интернализация миграционного права в контексте глобализирующихся миграционных процессов // Международный журнал конституционного и государственного права. 2020. № 2. С. 95–100.