Стр. 17

Газимагомедов М.А.
ЮРИДИЧЕСКИЕ РИСКИ НОМИНАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА

УДК 34.096

М.А. Газимагомедов, студент 3 курса юридического факультета группы ЮБ03/о-2103 Российской таможенной академии

e-mail: ma.gazimagomedov21@customs-academy.ru

Научный руководитель: Е.Ю. Евланова, старший преподаватель уголовно-правовых дисциплин Российской таможенной академии

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы привлечения номинального директора к уголовной ответственности, а также критерии, характеризующие директора как номинального. Анализируется возможность привлечения номинального директора к субсидиарной ответственности, распределение долей долговых обязательств между бенефициаром и номинальным директором.

Ключевые слова: номинальный директор, бенефициар, уголовная ответственность, субсидиарная ответственность, банкротство.

Зачастую в телеграмм-каналах появляются записи, реклама в тематических каналах и рассылки о том, что требуются «номинальные» директора фирм и курьеры, в функции которых входит только регистрация на свое имя подставных фирм и получение зарплаты. Такие объявления уже появляются и в виде граффити в общественных местах, а также возле студенческих общежитий.

Номинальный директор – это формальный руководитель юридического лица, который по учредительным документам признается таковым, однако, не преследует цели реального управления финансово-хозяйственной деятельностью юридического лица.

Подзаработать за такую «работу» по информации тех, кто предлагает такие услуги, можно от 10 до 25 тысяч рублей в месяц. Отдельно оплачиваются походы в кредитные организации и налоговые органы – от 2 до 4 тысяч рублей. При этом будущему номиналу нужно лишь предоставить данные своего паспорта и подписать бумаги в налоговой инспекции и банке. После регистрации юридического лица, номинальный директор обычно выписывает генеральную доверенность на заранее выбранное бенефициаром лицо.

О распространенности использования номинальных директоров также говорит статистика. За 2022 год по составам преступлений, предусмотренных статьями 173.1 и 173.2 УК РФ [1] было осуждено 2565 человек. Наиболее распространена схема незаконного использование документов для образования юридического лица.

Для начала разберем критерии, характеризующие директора как номинального.

Во-первых, это возраст. Зачастую номинальными директорами становятся студенты и пенсионеры с низким уровнем жизни.

Во-вторых, это низкая заработная плата руководителя. Как правило, у номинальных директоров доход значительно ниже прожиточного минимума и компания вообще не подает отчетность по форме 2-НДФЛ.

В-третьих, отсутствие штатной численности в компании, сюда же попадают случаи, когда обязанности по ведению бухгалтерского и налогового учета возложены на генерального директора.

В-четвертых, это адрес регистрации. Например, реальное место жительства руководителя не совпадает юридическим адресом организации.

В-пятых, это уровень образования. При создании юридического лица, руководитель заполняет документацию, где есть поле «уровень образования». Отсутствие сведений об образовании руководителя является критерием, по которому можно выявить «номинала».

Также одним их критериев является тот факт, что одно лицо является одновременно директором нескольких десятков компаний. Сведения о связанных компаниях публикуются в открытых источниках, например, «СПАРК», «Контур», «ЗСК», данными базами пользуются как банковские организации, так и налоговые органы.

Таким образом, каждый вышеуказанный критерий в отдельности, не может вызвать подозрений у налоговых и правоохранительных органов, что директор является лишь номинальным.

 Перейдем к рискам юридической ответственности для номинальных директоров.

С момента регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ, от его имени действует единоличный исполнительный орган – руководитель. Формально это то самое лицо, которое является субъектом публично-правовой ответственности за действия, совершаемые компанией. Понимая это, некоторые бенефициары ищут лицо, на которое можно переложить все имущественные риски бизнеса.

Номинальный директор из-за этого может понести уголовную ответственность по статье 173.2 УК РФ. Также существует судебная практика, когда по п. «б» ч. 2 ст. 173.1 УК РФ привлекают к уголовной ответственности и номинального директора. Допустим, он самостоятельно предоставил в ИФНС документы для регистрации юридического лица, заранее зная о невозможности управления. Значит, из-за него в ЕГРЮЛ попали данные о подставном лице.

Уголовная ответственность для номинального директора может наступить как во время действия организации, так и после ее ликвидации. Несмотря на то, что номинал не может в реальности управлять финансово-хозяйственной деятельностью компании, с формально-юридической точки зрения, он должен выполнять нормы, установленные различными отраслями права. Например, в случае невыплаты заработной платы работникам, номинальный директор может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 145.1 УК РФ.

Есть также еще несколько составов преступлений, субъектом которых может являться номинальный директор:

– нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности причинение смерти или тяжкого вреда здоровью человека (ст. 143 УК РФ);

– уклонение от уплаты налогов и сборов с организации (ст. 199 УК РФ);

– злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ);

– уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации (ст. 194 УК РФ).

Кроме того, п. 9 ст. 61.11 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [2] предусмотрена возможность привлечения к субсидиарной ответственности за невозможность полного погашения требований кредиторов как фактических (теневых), так и номинальных контролирующих лиц.

Также, согласно 6 пункту Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» [3] действует презумпция ответственности номинального директора в рамках субсидиарной ответственности при банкротстве юридического лица. Таким образом, номинальный директор обладает статусом контролирующего лица, а размер ответственности, в случае раскрытия бенефициара и его имущества, может быть лишь уменьшен, то есть бенефициар и номинал в части, в которой ответственность номинального руководителя не была уменьшена, будут солидарно отвечать по долгам юридического лица перед кредиторами.

Использование номинальных директоров позволяет бенефициару переложить ответственность с себя и тем самым извлечь материальную выгоду из своего недобросовестного поведения, заранее понимая, что у номинала нет достаточного имущества для погашения кредиторской задолженности, это конечном счете нарушает права кредиторов. 

Постановлением Пленума ВС РФ от 21.12.2017 № 53 раскрыто понятие номинального руководителя – лица, формально входящего в состав органов юридического лица, но не осуществляющего фактического управления.

В соответствии с п. 6 данного Постановления номинальный руководитель не утрачивает статус контролирующего лица и не подлежит автоматическому освобождению от субсидиарной ответственности — по общему правилу он отвечает солидарно с фактическим руководителем, но размер его ответственности может быть снижен при определенных условиях.

Поэтому номинальному руководителю сначала на этапе рассмотрения спора о привлечении к субсидиарной ответственности необходимо будет доказывать отсутствие статуса КДЛ, а в случае, если это не увенчается успехом — доказывать наличие оснований для снижения размера субсидиарной ответственности.

В качестве доказательств «номинального характера» можно представить документально подтвержденные:

— сведения о том, что в действительности все решения принимались фактическими руководителями (например, требования, письма, указания, переписку);

— сведения о получении заработной платы гораздо ниже рыночной;

— отсутствие доступа к внутренним серверам компании, документации, 1С, печатям и ЭЦП, отсутствие доступа на территорию организации, пропуска на вход в офис, корпоративного аккаунт;

— сведения об отсутствии физической возможности осуществлять управление должником (нахождение заграницей, болезнь и пр.).

При рассмотрении вопроса о снижении размера ответственности будет учитываться насколько активен был номинальный руководитель и содействовал суду в установлении фактического руководителя и его имущества, а также скрытого имущества должника.

В заключении хочется отметить, что номинальный директор в результате регистрации юридического лица на свое имя непременно понесет как неблагоприятные юридические, так и психологические последствия в виде постоянных вызовов в налоговые и правоохранительные органы, чтобы отчитываться за деятельность «своих» фирм. Так, по оценкам правоохранителей, зачастую на номинальный директоров регистрируют юридические лица, через которые в целях уклонения от уплаты налогов или таможенных платежей обналичиваниют денежные средства, полученные преступным путем (торговля наркотиками, оружием, контрабанда различных видов, организация незаконной миграции, незаконный игорный бизнес) путем создания и заключения мнимых сделок с фирмами-однодневками.

Для противодействия преступлениям в сфере государственной регистрации юридических лиц предлагается:

1) юридическим лицам тщательно проверять своих контрагентов через специализированные сервисы «СПАРК», «Контур», «ЗСК», а также из реестров на сайте ФНС России в разделе «Электронные сервисы – Риски бизнеса: Проверь себя и контрагента». После чего проводить личные встречи с руководителем юридического лица или путем видеосвязи;

2) блокировка Роскомнадзором интернет-порталов, публикующих объявления о предложении работы в качестве номинального директора;

3) профилактика преступлений данной со стороны категории со стороны органов внутренних дел и налоговых органов, в особенности, наиболее уязвимых категорий граждан: студентов и лиц пожилого возраста, посредством проведения личных встреч в учебных заведениях и пропаганды в средствах массовой информации.

Использованные источники

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
  2. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
  3. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» // Российская газета. № 235. 2015. 19 окт.