Стр. 65

Мухамедгалиева   А.Р.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Р. Мухамедгалиева, студент 3 курса юридического факультета группы ЮБ02/о-2102 Российской таможенной академии

e-mail: ar.mukhamedgalieva21@customs-academy.ru

Научный руководитель – И.И. Шарапов, старший преподаватель кафедры гражданского права Российской таможенной академии

Аннотация. В статье автор проводит анализ действующего законодательства России в области наследования и рассматривает имеющиеся дискуссионные проблемы в данной области. На основе проведенного анализа в рамках наследственного права были выявлены пробелы правового регулирования института наследования и предложены способы их устранения.

Ключевые слова: наследственное право, наследственный договор, наследование по завещанию, наследование по закону, совместное завещание, наследники, наследодатель, имущество, нотариус.

В статье 35 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина на наследование [1]. На сегодняшний день наследственное право является одним важнейших институтов гражданского права, определяющим порядок перехода имущества, прав и обязанностей одного лица (наследодателя) к другому лицу или лицам (наследникам) на случай смерти.  Однако действующее законодательство в области наследования имеет ряд проблемных вопросов, которые вызывают споры между цивилистами. В рамках данной статьи мы предлагаем рассмотреть некоторые проблемы правового регулирования института наследственных правоотношений.

В середине 2019 года нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) [2], регулирующие наследственные правоотношения претерпели значительные изменения. Законодателем были введены положения, предоставляющие супругам возможность составлять совместные завещания. Конечно же, такое нововведение не осталось без внимания правоведов, которые высказывали различные точки зрения по этому поводу, касающиеся, в частности, проблем применения данных норм на практике.

Как подчеркивает специалист в области гражданского права –                       В.П. Крашенников, проведенные реформы не являются новацией, т.к. данный способ наследования уже достаточно долгое время используется в законодательстве зарубежных стран, правда, не везде он практично реализуется. В нашей стране расширение способов передачи наследства стало допустимым только после тщательного изучения опыта других государств, с учетом национальных особенностей нашей страны [3].

Проведенные в области наследования реформы предоставили лицам, состоящим в браке, иначе говоря супругам, возможность составить совместное завещание. Преимущество такого способа заключается в том, что в случае смерти одного из супругов, имеющего личное завещания, до определения круга наследников и передачи наследства, необходимо произвести раздел общей собственности супругов, в то время как совместное завещание предоставляет возможность пропустить данный этап.

Стоит отметить, что при составлении такого завещания, намерения супругов должны полностью совпадать, не противоречить друг другу и нормам закона в части обязательной доли и недостойных наследников. При этом законодатель не лишает супруга возможности составить последующее завещание или отменить его после смерти другого. Данное обстоятельство является предметом множества дискуссий между правоведами, которые считают, наличие такого положения в законе является неразумным. Ведь в том случае, когда переживший супруг отменяет или изменяет общее завещание, воля второго супруга уже не учитывается и никак не может быть учтена, а возможные наследники, свою очередь, не обладают правовой защитой. В связи с этим, цивилисты предлагают несколько вариантов урегулирования данного пробела в законодательстве:

  1. Закрепить в ГК РФ ограниченный срок, в течение которого переживший супруг может отменить совместное завещание;
  2. Дополнить данную норму формулировкой о том, что изменение или отмена совместного завещания не допускается в части имущества умершего супруга, права на которое уже перешли к его наследникам.
  3. Исключить из ГК РФ положение предоставляющее возможность отменять или изменять совместное завещание после смерти одного из супругов.

Еще одна проблема в совместном завещании супругов связана с формулировкой его условий. Так, супруги могут указать, что наследование всего имущества, в том числе личного, одного супруга возможно только после смерти второго. И при возможности существования такой формулировки не до конца непонятно, что делать с имуществом умершего супруга в таком случае.

Также, может возникнуть ситуация, когда один из супругов после удостоверения совместного завещания у одного нотариуса, обратился к другому нотариусу для составления личного завещания. И если второй нотариус не осведомлен о наличии совместного завещания, то направить уведомление о факте его совершения, предусмотренное абз.6 п.4 ст.1118 ГК РФ, другому супругу не предоставляется возможным.

Следующей немаловажной проблемой в рамках института наследования является установление факта родственных отношений. Насколько известно, в случае отсутствия завещания наследодателя или признания его недействительным, действуют правила о наследовании по закону в порядке очередей, определенных норами ГК РФ. Однако на практике очень часто встречаются случаи, когда между наследодателем и потенциальным наследником по закону не установлен факт родственных отношений. Например, в документах, устанавливающих факт родства, у родных братьев и сестер могут отличаться отчество или фамилия из-за опечатки в одной букве, либо такие документы могут быть утрачены без возможности восстановления. Но при недоказанности факта родственных отношений, лицо не может осуществить процедуру вступления в наследство и получить свидетельство о праве на наследство, поэтому ему приходиться обращаться в суд для урегулирования данного вопроса. Однако суд не всегда учитывает нормы ГК РФ, определяющие процедуру наследования в порядке очередей, в связи с чем происходят ошибки. Так, например, наследники третьей очереди обращаются в суд с заявлением об установлении факта родственных отношений с наследодателем. Суд удовлетворяет исковые требования, но ни он, ни потенциальные наследники не учитывают, что у наследодателя имеются достойные наследники второй очереди, которые от наследства не отказывались. Следовательно, установленный факт не будет обладать юридической силы при наследовании. Поэтому в такой ситуации действия суда и лиц участвующих в деле противоречат законодательству и ведут к процессуальным издержкам. В этой связи Попова Л.И. предлагает судам при рассмотрении данной категории дел возложить на истца обязанность по предоставлению справки от нотариуса, в которой содержится исчерпывающая информация о наследственном дел и его субъектах, а также выписку из жилищной организации с указанием лиц, проживающих или прописанных у наследодателя [4] .

Также, Попова Л.И. указывает на такой недостаток в законодательстве как отсутствие специального лица, содействующего деятельности нотариуса при производстве наследственного дела, в частности занимающегося определением круга наследников и извещении тех лиц, которые не осведомлены о своем праве на получение наследства.  В то же время данную обязанность можно было бы возложить и на нотариуса, однако законодателем данный вопрос пока не урегулирован [4].

Нельзя оставить без внимания и такую новеллу гражданского законодательства как наследственный договор, предоставляющий наследодателю возможность заключить соглашение с потенциальными наследниками и определяющий круг таких наследников, а также порядок перехода к ним или иным третьим лицам прав на наследуемое имущество.

Однако мнения цивилистов относительно существования такого способа завещания разнятся. Например, Е.А. Белоотченко и Е.Ю. Филиппова считают, что такое нововведение положительно влияет на совершенствование как гражданского, так и наследственного права [5,6]. Противоположной точки зрения придерживается О.Е.Алексикова, которая считает, что наличие наследственного договора противоречит сущности завещания [7].

Изучая положения ГК РФ, регулирующие наследственный договор, возникает несколько проблемных вопросов, касаемо его применения на практике: может ли наследодатель составить завещание после заключения наследственного договора, а в тех случаях, когда уже имеется удостоверенное нотариусом завещание, прекращается ли его действие при заключении наследственного договора; может ли наследственный договор содержать положения об отстранения кого-либо от наследования?

Достаточно много вопросов вызывает и п.12 ст.1140.1 ГК РФ, в котором закреплено право наследодателя совершать в отношении своего имущества, в том числе имущества, являющего предметом наследственного договора, любые сделки и любым способом распоряжаться им без информирования кого-либо. Однако недобросовестный наследодатель может использовать такое право в злонамеренных целях, нарушающих права выгодоприобретателя. Так, честно исполняющая свои обязанности сторона договора на момент смерти наследодателя может и не знать, что причитающееся по соглашению имущество уже продано другому лицу и перейти к ней не может. И здесь также стоит отметить, что законодатель устанавливает запрет на заключение соглашения, препятствующего наследодателю при жизни распоряжаться имуществом любым законным способом.

Также, многие цивилисты указывают на схожесть наследственного договора и завещания. Однако интересным является замечание о том, что для вступления в наследство по завещанию установлен срок 6 месяцев со дня его открытия, а вот в случае с наследственным договором такой срок выжидать не надо, т.к. он вступает в силу сразу с момента смерти наследодателя. В связи с этим, участники гражданских правоотношений могут заключить наследственный договор, под которым на самом деле будет скрываться обычное завещание, а условия об обязанностях в нем будут носить формальный характер или отсутствовать вообще, что позволит лицу получить наследство не через 6 месяцев, а сразу после смерти наследодателя.

Продолжая рассмотрение сущности института наследования, нельзя обойти проблему, связанную с составлением лицом в один день несколько завещаний. Например, некий гражданин удостоверил завещание у одного нотариуса, а через пару часов составил другое завещание, содержание которого полностью противоречит первоначальному, но оформил его уже у второго нотариуса. На следующий день гражданин умирает, ни одно из завещаний не отменено и открывается срок для вступления в наследство. Так как в оба завещания датированы одним числом и оба имеют юридическую силу, то возникает вопрос: в соответствии с каким из завещаний необходимо производить распределение имущества и в отношении каких лиц.

Нормы российского законодательства не запрещают лицу составлять отменять или изменять содержание завещания путем составления нового, однако реальную силу будет иметь именно то завещание, которое было оформлено последним.  Однако, составляя в один день два завещания у разных нотариусов, лицо может и не указать информацию о том, что где-то уже находится другое юридически оформленное завещание. Т.к. реестры, в которых нотариусы регистрируют завещания, не содержат информацию о точном времени внесения сведений, то возникает проблема, связанная с определением последнего волеизъявления лица. Для урегулирования данного спора можно обратиться в суд, а в качестве доказательств предоставить записи с камер видеонаблюдения, находящихся в нотариальной конторе или поблизости, на которых отражаются действия наследодателя или использовать свидетельские показания. Однако если ни одна из сторон не докажет суду действительность обстоятельств, на которых она основывает свои требования, то суд может признать оба завещания недействительными и тогда будут применяться правила о наследовании по завещанию в порядке очередей.

Для того чтобы сократить число таких противоречивых ситуаций, предлагаются следующие способы урегулирования данного вопроса на законодательном уровне:

  1. Установить запрет на составление и заверение завещаний у разных нотариусов;
  2. Возложить на наследодателя обязанность указывать в завещании или сообщать нотариусу об имеющихся ранее составленных завещаниях;
  3. Указывать вместо с датой точное время удостоверения завещания.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется сказать, что в данной статье была рассмотрена лишь малая часть проблем, имеющихся в правовом регулировании наследственного права. Анализ действующего законодательства показал, что правовые нормы, касающиеся наследственных правоотношений, требуют детального анализа и доработки.

Использованные источники:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.01.1996 №146-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2023) // Опубликован в Российской газете от 28 ноября 2001 г.  №233.
  3. Российская газета – Федеральный выпуск No 117 (7875), 2019 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2019/05/30/pavel-krasheninnikov-o-novyh-formah- nasledovaniia.html (дата обращения: 14.04.2024).
  4. Попова Л.И. Некоторые проблемы наследственного права Российской Федерации // Право и практика. №1. 2022. С. 176-183.
  5. Белоотченко Е.А. Наследственный договор в рамках реформирования российского наследственного права // Ленинградский юридический журнал. 2017. 1. С. 122-129.
  6. Филиппова С.Ю. Наследственный договор: зарубежный опыт и перспективы появления в гражданском праве Российской Федерации // Российская юстиция. 2015. №1. С. 6-9.
  7. Алексикова О.Е. Перспективы развития институтов наследственного договора и совместного завещания супругов в российском наследственном праве // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. №1. С. 231-237.
  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 №9 (ред. от 24.12.2020) «О судебной практике по делам о наследовании» // Опубликован в Российской газете от 6 июня 2012 г. №127.
  9. Хамзина, К. Н. Правовые проблемы наследственного права в нотариате / К. Н. Хамзина, Е. А. Останина // Аллея науки. – 2023. – Т. 1, № 10(85). – С. 758-763.