Стр. 69

Ольшина Е.М.
ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

УДК 343

Е.М. Ольшина, студент 2 курса юридического факультета, Российская таможенная академия

e-mail: olshinaelizaveta@mail.ru

Научный руководитель – Л.В. Калинина, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права, Российская таможенная академия

e-mail: l.kalinina@customs-academy.ru

Аннотация. Статья раскрывает содержание понятия «электронный бюджет» и определяет его роль и значение в системе управления общественными финансами. Автором выделены и систематизированы основные положения, касающиеся концепции электронного бюджета, раскрыт механизм его функционирования, а также сформулированы принципы, на которых основан данный информационный портал.

Ключевые слова: цифровые технологии, электронный бюджет, финансы, управление, система.

В 21 веке цифровые технологии охватывают все сферы жизни общества, и финансовая сфера не стала исключением. Вместе с этим развитием возникают новые возможности и вызовы для финансового права. От электронных платежей до блокчейн-технологий, цифровые инструменты изменяют способы, которыми мы ведем финансовые операции и регулируем финансовые отношения. В данной статье мы рассмотрим такую технологию, как «Электронный бюджет», её роль в процессе управления финансами, а также сформулируем принципы данной технологии.

В рамках совершенствования цифровой экономики в области государственного финансового контроля в Российской Федерации реализуется программа “Цифровая экономика Российской Федерации”. Эта программа включает шесть федеральных проектов, которые создаются в целях образования и развития инновационной цифровой среды в государстве [1]. Данная программа осуществляется в соответствии с Постановлением «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»» [2].

Совершенствование процессов, непосредственно связанных с планированием государственного бюджета, бухгалтерского учета, финансового контроля происходит во многом благодаря использованию таких информационных систем, как Портал государственного и муниципального финансового аудита, Информационно-аналитические системы Федерального казначейства, Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах. В рамках реализации принципа прозрачности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и для предоставления свободного доступа к информации о процессах бюджетных правоотношений всех уровней, функционирует Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет», регламентируемый Бюджетным кодексом РФ [3]. Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 г. № 1275-р была одобрена  идея осуществления и развития проекта государственной интегрированной информационной системы (ГИИС) управления общественными финансами «Электронный бюджет». Тем не менее для открытого доступа и свободного пользования единый портал стал доступен только 01.07.2015 Приказом Минфина России от 30.06.2015 г. № 192

В соответствии с Единым порталом бюджетной системы Российской Федерации Электронный бюджет – государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами [4]. В настоящее время система «Электронный бюджет» регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.12.2013 г. №141н «О создании и ведении единого портала бюджетной системы Российской Федерации».

Материалы на электронной платформе предоставляются, размещаются и систематизируются Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ, другими участниками бюджетного процесса, а также юридическими лицами, не являющимся участниками бюджетного процесса. Размещение и предоставление информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации «О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации» [5].

В чём заключается роль информационной системы «Электронный бюджет»? С помощью информационной платформы «Электронный бюджет» обеспечивается доступ к информации о бюджетной системе Российской Федерации, о деятельности, осуществляемой публично – правовыми образованиями в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, о любых иных сведениях, определяемых Министерством финансов Российской Федерации [6].

Очевидная трансформация основных способов участия в финансовых правоотношениях и вместе с тем оптимизация участия субъектов финансового права в настоящих правоотношениях доступны любому пользователю сети. Получить информацию из системы «Электронный бюджет» может каждый пользователь. Однако внесение данных возможно только при условии оформления специального сертификата, который может быть предоставлен Федеральным казначейством [7].

Соответственно, электронный бюджет доступен для широкого круга пользователей, включая граждан, организации, органы власти и управления. Каждая категория пользователей имеет свои возможности и функционал на портале. Например, граждане могут получать информацию о доходах и расходах бюджета, использовать сервисы для оплаты налогов и сборов, а также участвовать в обсуждениях и консультациях. Организации могут получать информацию о закупках и контрактах, подавать отчетность, а также осуществлять другие операции. Органы власти и управления имеют доступ к различным аналитическим и отчетным данным для принятия управленческих решений.

Подводя итог, сформулируем основные принципы платформы «Электронный бюджет», а именно:

Во-первых, принцип прозрачности: актуальные  данные, например, о доходах, расходах, закупках, контрактах и других финансовых операциях бюджета  доступны для общественности, что способствует повышению доверия граждан к управлению финансами, борьбе с коррупцией.

Во-вторых, принцип непосредственного участия граждан: ГИИС «Электронный бюджет» позволяет общественности быть информированной о государственном, региональном и муниципальном бюджетах. Кроме того, граждане, организации и иные заинтересованные субъекты имеют возможность участвовать в процессе принятия решений по формированию и исполнению бюджета.

В-третьих, принцип открытости и доступности: благодаря существованию платформы «Электронный бюджет» стало возможным в один клик получить необходимую информацию, касающуюся формирования и исполнения федерального бюджета, а также информацию о финансовом состоянии публично – правовых образований, государственных и муниципальных учреждений. И, наконец, принцип эффективности: посредством данной государственной интегрированной информационной системы процесс управления бюджетом становится стремительным и результативным.

Использованные источники:

  1. Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 № 234 (ред. от 13.05.2022) «О системе управления реализацией национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации» (вместе с “Положением о системе управления реализацией национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации”). – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201903070015.
  2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 14.02.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Информационное общество». – URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/postanovlenie_pravitelstva_rf_ot_15_aprelya_2014_g_n_316.html.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации” от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024).
  4. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации: электронный бюджет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://budget.gov.ru/Главная-страница?regionId=45000000 (08.04.2024).
  5. Приказ Министерства финансов РФ от 28.12.2016 № 243н (ред. от 31.03.2023) “О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации” (Зарегистрирован в Минюсте России 05.05.2017 № 46620). – URL: https://minfin.gov.ru/ru/om/om-nsa?id_57=118352-prikaz_minfina_rossii_ot_28.12.2016__243n_o_sostave_i_poryadke_razmeshcheniya_i_predostavleniya_informatsii_na_edinom_portale_byudzhetnoi_sistemy_rossiiskoi_federatsii.
  6. Мухин А. И. Развитие института правового регулирования деятельности платежных инструментов // Юридическая наука, 1, 2024, С. 51-53.
  7. Бегишев И. Р., Жарова А. К., Громова Е. А., Залоило М.В., Филипова И. А., Шутова А. А. «Цифровой поворот» в правовых исследованиях // Journal of Digital Technologies and Law, 2, 1, 2024, С. 7-13.