Стр. 73

Плотникова С.С.
ОПЕРАТОР ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ КАК НОВЫЙ УЧАСТНИК ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

УДК 339.5

С.С. Плотникова. студент 3 курса юридического факультета Российской таможенной академии

e-mail: plotnikova-sn@yandex.ru

Научный руководитель – С.А. Агамагомедова, доцент кафедры таможенного права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, кандидат социологических наук, доцент

Аннотация. В представленной статье рассмотрены нововведения, предложенные законодателем в проекте Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года; охарактеризован институт оператора электронной торговли; выявлены положительные аспект в наличии данного участника в таможенных правоотношениях.

Ключевые слова: оператор электронной торговли, электронная торговля, таможенные правоотношения, федеральная таможенная служба.

В прошлом, настоящем и будущем торговля является неотъемлемым звеном жизни людей во всем мире, т.к. именно посредством торговых операций мы можем приобретать новые товары и услуги, необходимые для полноценной жизнедеятельности.

Издревле различные государства осуществляли торговую деятельность друг с другом, что положило основу, в том числе, и международным торговым правоотношениям.

Осуществление данных функций по контролю за внешней торговлей традиционно возложено на таможенные органы. Ценность государственного контроля и надзора состоит в следующем: охраняемые законом права и интересы граждан защищаются государством, в лице государственных органов, при минимальном вмешательстве их в подконтрольную деятельность граждан и организаций [1].

На сегодняшний день, при активном развитии и применении электронных технологий в повседневной и профессиональной жизни людей, появилась практика по использованию информационно-коммуникационной сети «Интернет» для покупки нужных товаров и услуг.

Для того, чтобы в полной мере исследовать нового субъекта в таможенном праве, который именуется «оператор электронной торговли», представляется необходимым определить понятие «электронная торговля» в целом.

Так, В.К. Шайдуллина считает, что электронная коммерция представляет собой совокупность форм сделок, при осуществлении которых взаимодействие сторон происходит исключительно в электронном формате и подразумевает переход права собственности на товар/услугу от одного лица к другому [2].

Таким образом, под электронной коммерцией, которая также именуется «e-commerce», в настоящее время, понимается определенная форма сделки, при которой все этапы приобретения товара переведены в плоскость интернет-ресурса, т.е. осуществляются с применением общедоступной сети «Интернет».

Для граждан данная форма приобретения товара, безусловно, является удобной, т.к. ее осуществление может производится в любое время и в любом месте, а также преимуществом является возможность доставки в любую точку страны, в том числе из других государств.

В связи с вышеназванным, электронная торговля в последние годы приобрела популярность, она набирает обороты с каждым годом.

Так, за последние пять лет, объем интернет-торговли увеличился более, чем в четыре раза. Для визуализации и более четкой аргументации данного тезиса, мы привели диаграмму, составленную Ассоциацией компаний интернет-торговли [3]. Проанализировав ее, можно заключить, что локальная (национальная) интернет-торговля увеличивается с каждым годом, а трансграничная (международная) за последние три года уменьшилась на одиннадцать процентов. Основной фактор, который повлиял на это – усиление санкций со стороны ряда зарубежных стран.

Рис. Статистика российского рынка интернет-торговли

Если рассматривать электронную торговлю в рамках Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), то она занимает примерно 11 % от всей розничной торговли Союза. Зарубежный опыт на настоящий момент таков: Китай является лидером по доходам от электронной торговли (1,54 триллиона долларов), на втором месте – США (870,78 миллиарда долларов) [4]. Германия, Великобритания, Франция, Италия, в свою очередь, обеспечили 60 % дохода Европы от «e-commerce» [5].

Отношения купли-продажи товаров и услуг в интернете законодательно урегулированы. К источникам права данного специфического направления можно отнести: соответствующие положения Гражданского кодекса Российской Федерации (например, статья 434) [6], Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (статья 26.1, регламентирующая дистанционный способ продажи товара) [7], Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8] и иных.

Однако названные нормативные-правовые акты регулируют электронную коммерцию локально, на национальном уровне, в то время как единый источник, вбирающий в себя все нормы права для полноценного регулирования данной области отсутствует. Трансграничная электронная торговля, т.е. международная, регулируется нормами Таможенного кодекса ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС) [9]. Данный пробел законодательства проявляется на практике в значительном количестве возникающих правоотношений, например, товары, приобретенные путем электронной торговли, не выделяются в отдельную категорию, поэтому приравниваются к товарам для личного пользования. В свою очередь, это порождает нарушение законодательства, т.к. товары, приобретенные подобным способом, могут применяться для осуществления предпринимательской деятельности, что противоречит категории «личное пользование».

Стоит отметить, что в 2022 – 2023 гг. проблема в исследуемой области начала разрешаться, а именно: Евразийская экономическая комиссия (далее – ЕЭК) подготовила проект Протокола о внесении изменений в ТК ЕАЭС, который предусматривает:

  • выделение товаров трансграничной электронной торговли в отдельную категорию товаров;
  • введение декларации на товары электронной торговли;
  • введение института оператора электронной торговли;
  • использование процедуры таможенного склада к товарам электронной торговли (аналог «бондовых» складов) [10].

При осуществлении и реализации первого пункта, проблема, приведенная нами ранее, будет разрешена в полном объеме.

Заметим, что изменения предусматривают и введение такого специализированного института как «оператор электронной торговли».

Еще в 2020 году СМИ опубликовали информацию о том, что первый заместитель главы ФТС (на данный момент временный исполняющий обязанности руководителя ФТС) – Руслан Валентинович Давыдов, считает необходимым появление операторов электронной торговли, а также о том, что соответствующее предложение было сформировано совместно с Министерством финансов и отправлено на рассмотрение в ЕЭК. На наш взгляд, необходимо привести в действие проект Протокола с внесенными изменениями как можно раньше, т.к. это обеспечит противодействие совершаемым правонарушениям в сфере внешнеэкономической деятельности.

Итак, при анализе нового участника таможенных правоотношений «оператор электронной торговли», нами были изучены такие источники как: Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2022 г. № 132 «О проекте Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года» (далее – проект Протокола о внесении изменений), а также ТК ЕАЭС в действующей редакции.

В соответствии с проектом Протокола о внесении изменений, в ТК ЕАЭС должна появиться новая статья, а именно «статья 429.1. Деятельность оператора электронной торговли». Исходя из буквального толкования нормы можно сформулировать определение: оператор электронной торговли – это лицо, осуществляющее таможенные операции в отношении товаров электронной торговли, приобретенных физическими лицами (от их имени).

На официальном сайте ФТС России дано следующее определение: оператор электронной торговли – лицо, которое будет осуществлять таможенное декларирование товаров электронной торговли, уплачивать в отношении них таможенные пошлины, налоги, нести ответственность за недостоверное таможенное декларирование [11].

В целом, представленные дефиниции не порождают разночтений, т.к. они идентичны, различие состоит только в том, что второе содержит более широкий перечень функций, которые в перспективе оператор будет осуществлять.

Так же, как и уполномоченный экономический оператор, и лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, оператор электронной торговли должен быть включен в реестр операторов электронной торговли в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.

Например, так же, как и у владельцев складов временного хранения, у оператора электронной торговли не должно быть задолженностей по уплате таможенных, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, должны находится в собственности или иных производных формах сооружения или помещения, необходимые для хранения электронных товаров. Однако специфика анализируемого субъекта все же есть и в условиях включения в реестр. Она продиктована тем, что оператор электронной торговли будет осуществлять свою деятельность в информационной сфере. Так, он должен иметь, соответственно, информационную систему, по средствам которой будет происходить взаимодействовать с таможенными органами. Безусловно, данный критерий необходим, и его наличие в перечне полностью оправдано, в т. ч., на наш взгляд, это обусловлено тем, что таможенные органы в целом осуществляют свою деятельность в бездокументарной форме.

Статья 429.3 ТК ЕАЭС в перспективе предусматривает основания для исключения из реестра, всего, на сегодняшний момент, их пять, например, ликвидация/ реорганизация юридического лица, заявление оператора электронной торговли об исключении его из реестра операторов электронной торговли и т.п.

В соответствии со статьей 429.4 ТК ЕАЭС оператор электронной торговли имеет следующие права: запрашивать у физических лиц, являющихся получателями товаров электронной торговли, у электронных торговых площадок документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, регламентированные в ТК ЕАЭС.

Обязанности изучаемого субъекта (статья 429.5): обеспечивать сохранность товаров электронной торговли, находящихся в сооружениях (в помещениях, на площадках), обеспечивать возможность проведения таможенного контроля, выполнять требования таможенных органов в отношении доступа должностных лиц таможенных органов к товарам электронной торговли, находящимся в сооружениях, соблюдать условия включения в реестр операторов электронной торговли, не разглашать, не использовать им и (или) его работниками в собственных целях и не передавать иным лицам полученную от физических лиц, являющихся получателями товаров электронной торговли, и электронных торговых площадок информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну и др.

Таким образом, на данный момент в ТК ЕАЭС глава 60 заканчивается статьей 429, нововведения предусматривают дополнение документа статьями 429.1 – 429.5, которые будут описывать правовой статус оператора электронной торговли [9].

Итак, в настоящее время проект Протокола о внесении изменений в ТК ЕАЭС находится на стадии согласования, т.е. соответствующие поправки в Кодекс внесены не были, но, мы считаем, что предложенные тезисы логичны, закономерны и необходимы для отражения в законодательстве современной действительности и устранения пробелов, которые порождают правонарушения недобросовестных участников ВЭД.

Как мы знаем, практика составления проекта внесений изменений и ознакомления с ним широкой аудитории в таможенном праве существует. Так, когда ТК ЕАЭС существовал только в виде проекта, поправки, внесенные в него, также подвергались обсуждению учеными-правоведами и практиками. Ученые справедливо обращали внимание на поэтапное упрощение и ускорение таможенных операций в обновленных актах таможенного регулирования [12]. Таким образом, в настоящее время российский рынок электронной торговли с каждым годом увеличивается, что порождает необходимость отображения регулирования данных действий в законодательстве как национальном, так и наднациональном. Это позволит: противодействовать совершающимся правонарушениям, устранить пробелы действующего законодательства. В настоящее время разработан проект Протокола внесения изменений в ТК ЕАЭС, которые разрешают вышеупомянутые проблемы. В частности, предлагается создать институт оператора электронной торговли, который, по нашему мнению, необходим в современных реалиях. Деятельность указанного субъекта предполагается регулировать как действующим законодательством, так и нововведениями, а именно статьями 429.1 – 429.5 ТК ЕАЭС, которые предусматривают определение категории «оператор электронной торговли», его права, обязанности и условия включения в реестр операторов электронной торговли. Вероятно, если проект будет утвержден и ТК ЕАЭС вступит в законную силу с учетом поправок, то с течением времени понадобиться разработка статей, которые будут детально регулировать деятельность данного субъекта. На наш взгляд, институт оператора электронной торговли необходимо действующему законодательству для оптимизации работы таможенных органов в условиях развития электронных форм экономического взаимодействия.

Использованные источники:

  1. Агамагомедова С.А. Аксиологические аспекты государственного контроля и надзора // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 1.
    С. 37-61.
  2. Шайдуллина В.К. К вопросу о разграничении терминов «электронная коммерция» и «электронная торговля» // Евразийский юридический журнал. 2020. № 7 (146). С. 243-245.
  3. Официальный сайт Ассоциации компаний интернет-торговли – АКИТ. URL: https://akit.ru/.
  4. Статистика электронной коммерции, которую нужно знать в 2024 году// Официальный сайт Manaferra. URL: https://vc.ru/u/935613-world-e-com/366088-germaniya-lider-internet-torgovli-v-evrope-v-2025-godu (дата обращения: 01.04.2024).
  5. Германия – лидер интернет-торговли в Европе в 2025 году // Официальный сайт World e-Com. URL: https://www.manaferra.com/ecommerce-statistics/ (дата обращения: 01.04.2024).
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 434.
  7. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 26.1.
  8. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (ч. I). Ст. 5082.
  9. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.04.2024).
  10. Распоряжение Коллегии ЕЭК от 16.08.2022 № 132 «О проекте Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза.URL: http://eaeunion.org (дата обращения: 03.04.2024).
  11. Официальный сайт ФТС России. URL: http://customs.gov.ru.
  12. Агамагомедова С.А. Оптимизация таможенных операций в проекте Таможенного кодекса в проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 4 (33). С. 80-86.