Станчев Н.А.
ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВОГО РУБЛЯ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЕГО РАБОТЫ
УДК 347.73
Н.А. Станчев, студент 2 курса юридического факультета Российской таможенной академии
e-mail: stanchevnikita@gmail.com
Научный руководитель – Е.С. Недосекова, доцент кафедры административного и финансового права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация. В статье рассматривается национальная цифровая валюта России (цифровой рубль), имеющееся на данный момент правовое регулирование, а также проанализированы преимущества внедрения цифровой валюты и способы организации и развития цифрового рубля.
Ключевые слова: цифровая валюта, цифровой рубль, безналичные денежные средства, правовое регулирование, Центральный банк Российской Федерации, система национальной цифровой валюты.
Внедрение цифровых валют является наиболее активно развивающимся направлением в мировой экономике на данный момент. Ярким примером может служить всеми известный «Bitcoin», который не является валютой в нормативном понимании, а является цифровым финансовым активом, или криптовалютой, которая примерно с 2017 года всё активнее вливается в повседневную жизнь людей. О её растущей популярности свидетельствует то, что по капитализации данная криптовалюта в 2024 году обогнала Российский рубль. Однако не только частные лица хотят осуществлять предпринимательскую деятельность на основе цифровых технологий, государство тоже видит в этом определённые плюсы для себя.
Необходимость государству в принятии нормативных правовых актов, устанавливавших и регулировавших введение и обращение государственного цифрового финансового актива – цифровой валютой (в Российской Федерации – это цифровой рубль), заключается в следующих факторах.
Во-первых, достаточно чёткий и прозрачный механизм работы цифрового рубля позволяет государству направлять денежные средства на те цели, на которые они выданы (например, материнский капитал, номинированный в цифровом рубле, может быть использован только на те области, которые определены государством). Также упрощенный и более качественный контроль со стороны государства позволит уменьшить количество экономических правонарушений и преступлений.
Во-вторых, многие аналитики и отечественные коммерческие организации возлагают на цифровой рубль надежды, связанные с облегчением международной торговли и обхода санкций, наложенных на Российскую Федерацию за период с 2014 года. Объясняется это преимуществом цифрового рубля, в отличие от безналичных денежных средств, который не требует посредничества системы SWIFT для трансграничных переводов. Именно по этой причине введение в широкий оборот цифрового рубля может положительно отразиться на состоянии российских коммерческих организаций.
В-третьих, преимуществом для физических лиц является то, что операции с цифровым рублём осуществляются через цифровую унифицированную платформу, разработанную Центральным банком Российской Федерации (далее – ЦБ РФ), что обеспечит ее безопасность и стабильность. А также за счет этого предполагается исключить комиссию за транзакции и переводы денежных средств со счёта на счёт.
В-четвёртых, как отмечает А.А. Ситник, за время испытаний и обсуждений Банком России работы и будущего цифрового рубля у граждан РФ «проект породил множество слухов и мифов» [1]. А потому принятие единого полного нормативного правового акта, регламентирующего использование цифрового рубля в России, помогло бы развеять эти мифы и унифицировать правовое регулирование.
На данный момент столь необходимое законодательство о цифровой валюте состоит из некоторого количества актов, в которых отражены (чаще всего путем внесения изменений и дополнений к ранее действующим положениям) различные аспекты внедрения и применения цифрового рубля. К таким актам можно отнести доклад ЦБ РФ «Концепция цифрового рубля» [2] (который не носит нормативный характер), Федеральный закон №339- ФЗ «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» [3] (внёс небольшие изменения в Гражданский кодекс РФ, добавив к объектам гражданских прав помимо наличных и безналичных денежных средств ещё и цифровой рубль и т.д.), Федеральный закон №340-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] (ряд законов (в частности Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [5] , Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе» [6] , Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» [7] и др.) были эпизодически дополнены словами «цифровой рубль» и некоторыми нормами, регулирующими отношения по использованию цифрового рубля).
Обращает на себя внимание, что хотя Российская Федерация и является одним из немногих государств, которые ввели цифровые валюты, однако законодательство в этой сфере не является полным и проработанным и выявлена необходимость тщательной разработки и принятия самостоятельного полного федерального закона, регулирующего все области использования цифрового рубля.
Необходимо обратить внимание на дальнейшее развитие законодательства о цифровом рубле. Выявить векторы развития законодательства возможно в результате анализа доклада ЦБ РФ, а также научных и аналитических исследований.
Следует сразу упомянуть, что внедрение Цифрового рубля в повседневную жизнь среднестатистических Россиян потребует немало усилий со стороны законодателя, потому как перед ним стоит задача дополнить или изменить немалое количество уже существующих законодательных актов. Такими нормативными правовыми актами являются Гражданский кодекс РФ [8], Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон «Об электронной подписи» и т.д. Вышеперечисленные акты уже были дополнены некоторыми положениями о цифровом рубле Федеральным законом №339- ФЗ «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» [3] и Федеральным законом №340-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4], однако для полноценной интеграции цифрового рубля в систему правоотношений, урегулированных данными законами, следует продолжать работу с ними. Одним из возможных изменений, которые потребуются гражданскому кодексу Российской Федерации, можно назвать введение регулирования в обязательственные отношения положений о цифровом рубле, которое бы помогло бы в осуществлении расчётов по обязательствам сторон с помощью цифрового рубля. И подобных изменений в законодательстве планируется внести большое количество.
Субъектами же данных формирующихся правоотношений могут выступить три стороны: оператор системы национальной цифровой валюты (далее – СНЦВ), её участники (необязательный субъект данных правоотношений) и пользователи.
Оператором СНЦВ утверждён ЦБ РФ, роль которого будет заключаться в организации, обеспечении бесперебойной работы системы национальной цифровой валюты, а также контроля выполнения и соблюдения правил пользования цифровым рублём участниками и пользователями национальной цифровой валюты. Как отмечает в своей статье А.А. Ситник: «Оператор платформы цифрового рубля совмещает в своём правовом статусе роли, которые в «традиционных» платёжных системах играют все наиболее важные её субъекты, – оператор платёжной системы, оператор по переводу денежных средств и операторы платёжной инфраструктуры.» [1], что подчёркивает большую роль и ответственное положение ЦБ РФ в данных правоотношениях.
Участниками СНЦВ, по мнению некоторых учёных-правоведов, могут стать кредитные организации (однако рассматриваются варианты, при которых участниками могут стать либо государственная корпорация развития, либо иностранные банки), роль которых, по их мнению, вероятно будет заключаться в своеобразном «посредничестве» между оператором и пользователем цифрового рубля. В таком случае центральной и основной задачей, возложенной на участников данных правоотношений будет являться предоставление доступа к счёту национальной цифровой валютной системы. Как уже было сказано выше, именно участник является единственным необязательным субъектом в системе правоотношений, связанных с цифровой валютой. Потому как одно из преимуществ СНЦВ предполагалось в отсутствии кредитных организаций (при осуществлении валютных операций), а соответственно и тарифов или комиссий, которые они могли бы взимать. Также стоит отметить, что функцию предоставления доступа граждан к их «кошелькам», может взять на себя ЦБ РФ.
Пользователями СНЦВ может выступить широкий круг субъектов: физические лица, организации, публично-правовые образования и т.д. (Огромным преимуществом в данной ситуации можно назвать и то, что рассматривается возможность предоставить нерезидентам Российской Федерации также открывать счета для использования цифрового рубля, что может облегчить задачу по обходу международных санкций). Пользователи цифровой валютной системы имеют доступ к цифровому рублю в целях использования его в качестве платёжного средства. Пользователи цифрового рубля будут привлекаться за счёт пониженной либо вовсе отсутствующей комиссии за пользование цифровой валютой. Также стоит отметить, что для дополнительного привлечения пользователей для совершения операций с цифровым рублём могут быть созданы «специальные» категории субъектов (специальными субъектами в данных правоотношениях могли бы стать некоторые категории предпринимателей, сотрудники полиции, МЧС и т.д.), которые бы имели возможность цифровую валюту на более льготных условиях, нежели субъекты, обладающие общим правовым статусом в данных правоотношениях.
Среди научного сообщества рассматриваются следующие вариации построения СНЦВ: 1-я – Одноуровневая (Сущность её заключается в том, что система пользования национальной цифровой валютой будет состоять исключительно из ЦБ РФ и пользователей, поскольку Центральный банк может взять на себя полномочия самостоятельно распределять цифровые рубли и давать доступ пользователям к их «кошелькам». Именно поэтому среди субъектов участники правоотношений – являются необязательными и их функции может полностью взять на себя ЦБ РФ, о чём говорилось выше); 2-я – Двухуровневая (Сущность её заключается в том, что ЦБ РФ выполняет всю организационную работу, а участники правоотношений – осуществляют все функции, связанные с предоставлением доступа к «цифровым кошелькам» пользователей). Подобные системы нашли своё отражение во многих научных работах, в том числе и в статье С.К. Порхачёва «Цифровой рубль: проблемы и перспективы внедрения» [9]. В заключение хочется вновь сказать, что на данный момент законодательство о цифровых финансовых активах в Российской Федерации является недоработанным и находится на «начальной» стадии формирования, которая подразумевает достаточно большой объём работы, которую предстоит выполнить целому ряду субъектов, уполномоченных на это. Однако перспективы внедрения и положительные результаты от введения цифрового рубля в Российской Федерации очевидны. Лучший контроль за использованием денег, достигаемый в том числе и системой «смарт-контактов», о которых говорит в своей работе Р.А. Равоян [10], которая позволит контролировать, к примеру, выполнение своих обязательств сторонами по договору, возможность избежать международных санкций, возможное отсутствие тарифов и комиссий при операциях с цифровым рублём делают внедрение цифрового рубля перспективным направлением для ближайшего будущего. Однако законодателям предстоит проделать большую работу по дополнению уже существующих и формированию ещё не сделанных законодательных актов. Также большую работу предстоит проделать при формировании СНЦВ, наилучшим вариантом для которой мы считаем «одноуровневую» систему взаимодействия организатора, участников и пользователей.
Использованные источники:
- Ситник А.А. Цифровой рубль как объект финансово-правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2023г. №11 (156), том.18. С.20-36.
- Доклад Центрального банка Российской Федерации Концепция цифрового рубля // 01.04.2021, Москва.
- Федеральный закон от 24.07.2023 №339- ФЗ О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный интернет портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru/.
- Федеральный закон от 24.07.2023 №340-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный интернет портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru/.
- Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс] // Официальный интернет портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru/.
- Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ О национальной платёжной системе [Электронный ресурс] // Официальный интернет портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru/.
- Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс] // Официальный интернет портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru/.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1 введена ФЗ от 30.11.1994 N 51-ФЗ, Ч.2 введена ФЗ от 26.01.1996 N 14-ФЗ, Ч.3. введена ФЗ от 26.11.2001. N 146-ФЗ, Ч.4. введена ФЗ от 18.12.2006. N 230-ФЗ. // Официальный интернет портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru/.
- Порхачёв С.К. Цифровой рубль: проблемы и перспективы внедрения // Электронный научный архив УрФУ. 2022г. №12. С.548-552.
- Равоян Р.А. Правовое регулирование обращения цифрового рубля // Юридическая наука. 2023г. №2. С.39-42.
- Федеральный закон от 24.07.2023 N 340-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный интернет портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru/.
- Кузьмин М.С. Цифровой рубль: новая форма развития российской национальной валюты // Аудиторские ведомости. 2024г. №1. С.79-86.
- Василевская Л.Ю. Цифровой рубль: взгляд цивилиста на проблему // Lex Russica. 2023г. №12 (205), том.76. С.9-19.