Стр. 97

Шевченко П.Е.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК МЕРА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

УДК 343.9

П.Е. Шевченко, студент 3 курса юридического факультета Кубанского государственного университета

e-mail: shevchuk.poly@mail.ru

Научный руководитель – М.М. Курячая, доцент кафедры конституционного и административного права Кубанского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. Анализируется влияние внедренных информационно-коммуникационных технологий на проявления коррупции. На основе проведенного анализа автор формирует предложение по разработке дополнительного цифрового инструмента для эффективной борьбы с рассматриваемым явлением.

Ключевые слова: цифровизация, государственные услуги, коррупция, гласность.

Коррупция является серьезной проблемой для многих стран, так как она подрывает доверие граждан к фундаментальным институтам государства. Цифровизация, которая на данном этапе развития общества пронизывает и преобразует все аспекты человеческой жизни, активно способствует противодействию рассматриваемому явлению в различных сферах, в том числе и административных правоотношениях.

Административные правоотношения включают в себя взаимодействие государственных органов с гражданами и организациями. Цифровизация данной отрасли подразумевает использование электронных систем и технологий для систематизации процесса предоставления услуг государством. Проанализируем эффективность использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) при противодействии коррупции в административных отношениях.

Во-первых, информационные системы обеспечивают открытый доступ к сведениям о деятельности государственных органов, что повышает прозрачность функционирования аппарата.

Праву граждан на свободный доступ к информации, закрепленному в части 4 статьи 29 Конституции РФ, корреспондирует обязанность государственных и муниципальных органов публиковать, предоставлять сведения о своей деятельности [1]. На это законодатель прямо указывает в статье 10 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», согласно которой государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты … по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация [2].

Информационная открытость государственных и муниципальных органов, обеспеченная свободой доступа к информации, служит мощным средством противодействия коррупции и злоупотреблению властью, поскольку обязывает органы действовать в соответствии с законом и во благо общества [3]. Например, цифровые системы мониторинга закупок позволяют отслеживать и контролировать расходование бюджетных средств на медицинские препараты и оборудование. Публикация отчетных данных в открытый доступ позволяет гражданам осуществлять общественный контроль за деятельностью органов и быстро реагировать на случаи выявленной коррупции, вследствие чего повышается уровень доверия граждан к деятельности органов государственной власти и местного самоуправления [4].

Во-вторых, введение стандартизированных форм реализации услуг с использованием ИКТ поспособствовало устранению одного из коррупциогенных факторов – широты дискреционных полномочий должностных лиц.

Под дискреционными полномочиями понимают права и обязанности должностного лица, позволяющие ему по своему усмотрению определять содержание управленческого решения. То есть правоприменитель при наличии дискреции имеет возможность действовать, опираясь лишь на свое субъективное мнение.

Проанализируем вышеназванный феномен в рамках цифровой трансформации контрольной (надзорной) деятельности. С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», целью которого была информатизация государственного надзора, в результате которой повысилась прозрачность деятельности контрольных органов и уменьшилось личное взаимодействие контролирующего лица с контролируемыми им лицами [5].

Данное нововведение способствовало формализации и стандартизации процесса проведения контрольных и надзорных мероприятий. Так, созданная информационная система «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» обязала инспекторов перед визитом к контролируемому лицу заранее фиксировать сведения об этом посещении в указанной системе, а также заблаговременно размещать план проверок, содержащий перечень проверяемых субъектов, объектов и видов деятельности. Отсутствие проверки в реестре указывает на её незаконность. Таким образом, коррупционные действия для должностных лиц стали менее реализуемы и более рискованны. С развитие данного вида информационного ресурса его ведение было поручено Генеральной прокуратуре Российской Федерации, которая одновременно получила автоматизированные средства прокурорского надзора за соблюдением законодательства в данной сфере.

Отметим, что по итогам исследовательского проекта «Бизнес барометр коррупции» Торгово-промышленной палаты РФ в 2021 году, 38% предпринимателей отметили эффективность таких изменений для снижения коррупционных рисков в предпринимательских правоотношениях [6].

В-третьих, использование ИКТ предоставляет возможность гражданам давать обратную связь должностным лицам в форме отзыва, комментария, обращения, жалобы [7]. Обратная связь помогает формировать культуру нетерпимости к коррупции, побуждая сообщать о выявленных случаях для принятия необходимых мер вышестоящими органами.

Пример эффективной платформы обратной связи – «Госуслуги. Решаем вместе». С помощью данного приложения можно подать жалобу на действия государственных служащих и отследить статус ее обработки, участвовать в онлайн-опросах и голосованиях. Платформа способствует как получению актуальной информации о деятельности органов гражданами, так и повышению качества выполняемой работы государственными служащими путем обработки обращений граждан, в том числе содержащих информацию о действиях коррупционного характера[7].

Более того, опубликование и распространение информации об актах коррупции интернет-пользователями приводит к сплочению гражданского общества перед такой проблемой, как коррупция [8]. То есть, благодаря социальным сетям и цифровым каналам информация о злоупотреблениях властью органами распространяется среди широкой общественности, в результате чего реализуется принцип гласности, который делает невозможным сокрытие коррупции.

В целях повышения уровня доверия и эффективности противодействия коррупции в качестве общей превентивной меры предлагается разработать специальное мобильное приложение, которое позволило бы гражданам фиксировать коррупционные проявления. Для фильтрации обращений целесообразным использовать возможности искусственного интеллекта для предварительной фильтрации поступающего контента, а затем – обработку поступивших материалов специалистами-модераторами. Эти меры во многом позволят избежать рассмотрение ложных, необоснованных и ошибочных сообщений. Таким образом, цифровизация – эффективное средство по противодействию коррупции. Она поспособствовала гласности деятельности органов, уменьшению дискреционных полномочий государственных служащих и упрощению процедуры получения обратной связи от граждан. Видится необходимым разработать дополнительный цифровой инструментарий для противодействия коррупции.

Использованные источники:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
  2. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
  3. Боталова, Д. Б. Информационная открытость власти как новая стратегия противодействия коррупции / Д. Б. Боталова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 2–2(8). С. 18–21.
  4. Курячая, М. М. Общественный контроль в системе антикоррупционного комплаенса / М. М. Курячая // Евразийский юридический журнал. 2023. № 4(179). С. 101-102.
  5. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // URL: http://www.pravo.gov.ru.
  6. Исследование: почти 70% бизнесменов в России в 2021 году сталкивались с фактами коррупции [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/13153371 (дата обращения: 25.03.2024).
  7. Курячая М.М. Гражданская активность как фактор формирования и развития гражданского общества в современной России / М. М. Курячая // Государство и право. 2021. № 5. С. 108-117.
  8. Сидорова, К. Ю. Взаимодействие органов власти и населения на примере платформы «Госуслуги. Решаем вместе» в городском округе Самара / К. Ю. Сидорова // Молодой ученый. 2023. № 38 С. 175–177. [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/485/106066/ (дата обращения: 21.04.2024).
  9. Хайрутдинова Л. Р. Антикоррупционный краудсорсинг, как социальный механизм обратной связи по схеме «общество-государство-общество» в противодействие коррупции / Л. Р. Хайрутдинова // Современные научные исследования и инновации. 2016.№8 [Электронный ресурс]. – URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/08/70570 (дата обращения: 01.04.2024).