Соловьева Е.С.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БЛОКЧЕЙН И ОПЕРАЦИЙ С БЛОКЧЕЙН-ТЕХНОЛОГИЯМИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
УДК 343.851
Соловьева Екатерина Сергеевна, студент группы 2 курса юридического факультета Российской таможенной академии
e–mail: es.soloveva22@customs-academy.ru
Научный руководитель: Недосекова Елена Станиславовна, доцент кафедры административного и финансового права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы налогового регулирования и налогового администрирования операций, производимых на основе блокчейн-технологий. Уделяется особое внимание элементам налогообложения в блокчейне, а также рассматриваются возможности и способы развития данных технологий.
Ключевые слова: блокчейн, блокчейн-технологии, налогообложение, транзакции, криптография, шифрование данных, хранение информации, криптовалюта, смарт-контракты
Актуальность исследования проблем и возможностей налогообложения блокчейн-технологий обусловлена тем, что данные технологии постепенно становятся неотъемлемой частью современной цифровой экономики, но вместе с этим являются и одной из наиболее сложных тем современности. Несомненно, блокчейн обладает довольно большим потенциалом для совершенствования отраслей экономики и автоматизации многих процессов, а также повышает прозрачность транзакций, что является одним из главных достоинств данной технологии и помогает повышать как экономическую, так и национальную безопасность стран. Вместе с этим существует и ряд проблем, возникающий с распространением и усовершенствованием данной технологии.
Для начала изучим происхождение данного явления. Блокчейн – технология, созданная в 2008 году на фоне финансового кризиса и упомянутая в документе о создании первой в мире криптовалюты – Биткоин. С 2008 года не существует законодательно закрепленного определения данной технологии. В настоящее время некоторые исследователи придерживаются мнения, что необходимости легального закрепления определения блокчейн нет, так как юридические определения в технических сферах могут внести некоторую неопределенность в правовое регулирование [1]. В то же время существуют мнения, что под правовое регулирование должны попадать не сами технологии, а деятельность, совершаемая при их использовании [2].
Далее проанализируем сущность данной технологи, механизмы и принципы её работы. Блокчейн – это распределенная база данных или реестр, совместно используемый узлами компьютерной сети. Наиболее известны они своей весомой ролью в криптовалютных системах для обеспечения безопасного и децентрализованного учета транзакций, но блокчейн не ограничивается использованием только криптовалюты. От обычных баз данных блокчейн отличается способом хранения информации. Блокчейны хранят данные в блоках, связанных между собой криптографией – процесс шифрования или хранения информации. Стоит отметить, что в блокчейне могут храниться различные типы информации, но чаще всего хранятся данные о транзакциях. Важным моментом также является то, что после добавления информации в реестр её почти невозможно изменить и удалить.
Как уже описано выше блокчейн похож на базы данных или таблицы. Он состоит из программ, которые в свою очередь выполняют определенные задачи, связанные с вводом и хранением информации. Из-за того, что блокчейн распределен, на нескольких устройствах существуют копии информации, содержащейся в блоке. Каждый блок построен на основе предыдущего и включает в себя часть информации, которая ссылается на предшествующий. Просматривая самый актуальный блок, можно проверить, был ли он создан на основе последнего. Итак, если осуществить весь путь вниз по «цепочке», появляется самый первый блок, известный как блок genesis [3]. Блоки связываются между собой с помощью хеша – шестнадцатеричное число, которое появляется после того, как информация прошла процесс шифрования. Далее хэш вводится в следующий блок и шифруется вместе с другой информацией в блоке. Так создается серия связанных между собой блоков.
Для налоговых органов блокчейн представляется пространством, где происходят криптооперации, которыми необходимо управлять и которые необходимо облагать налогом, а также создавать рычаги для более эффективного налогообложения этих технологий в будущем. Налогообложение блокчейна представляет собой обширную, но вместе с этим и сложную систему, которая требует детальной проработки и создание полной законодательной базы. При налогообложении блокчейн технологий нужно учитывать ряд следующих аспектов:
1. Налогообложение и криптовалюта. Криптовалюта является цифровой валютой, которая использует шифрование для обеспечения безопасности проведения транзакций. Блокчейн можно назвать основой работы криптовалюты, так как именно эта технологии обеспечивает учет транзакций, что в свою очередь помогает сделать их проведение более защищенным и прозрачным. В этой сфере существует необходимость определить налоговые обязательства по операциям, проводимым с криптовалютой.
2. Налогообложение и транзакции. Одно из преимуществ блокчейн как раз заключается в том, что во время проведения транзакций не участвуют посредники, что обеспечивает высокую степень конфиденциальности. Существует необходимость разработки механизмов для отслеживания и налогообложения таких транзакций.
3. Налогообложение и смарт-контракты. В своем исследовании А.С. Осмоловская определяет смарт-контракты как «набор правил и последовательность действий для исполнения. Эти правила хранятся для обсуждения условий контракта, далее автоматически проверяются, а затем выполняются условия согласно цифровому протоколу» [4] В смарт-контрактах условия сделки проверяются и выполняются автоматически на основе технологии блокчейн. Необходимо разработать правила налогообложения для операций, осуществляемых с помощью смарт-контрактов.
4. Международное сотрудничество. В связи с тем, что технологии блокчейн имеют глобальный характер, нужно обеспечить диалог налоговых органов стран для эффективного контроля за исполнением налоговых обязательств. Еще одной причиной международного сотрудничества является необходимость избегать двойного налогообложения.
Блокчейн является совершенно новой технологией и в большинстве случаев рассматривается как обширная система большим потенциалом, при этом существует довольно много проблем касательно законодательного урегулирования и налогообложения данной сферы. Одной из главных проблем является сложность отслеживания транзакций. Как уже описывалось выше, блокчейн обладает высокой степенью конфиденциальности. В большинстве случаев пользователи данной технологии могут создавать аккаунты без предоставления личной информации. Также осложняет контроль то, что помимо имени пользователи могут скрывать и свое местоположение, начиная с изменения IP адреса устройства, с которого был открыт кошелек, заканчивая использованием «приватных» блокчейнов, которые чаще всего используются в корпоративной среде и распределяют данные пользователей. Примером может служить Hyperledger Fabric. Еще одной проблемой можно считать риск уклонение от налогов, опять же из-за высокой степени анонимности и децентрализованности данной технологии. Все это осложняет их регулирование и налогообложение. Возвращаясь к тому, что данная технология относительно недавно появилась в цифровой среде, существуют определенные пробелы в законодательстве, в частности в сфере налоговых обязательств. Соответственно у инвесторов может возникнуть некоторая неопределенность. Также важно упомянуть, что блокчейн не привязан к определенной стране и данные технологии позволяют осуществлять международные транзакции. Такая ситуация может создать сложности в определении налоговых обязательств для инвесторов из разных стран.
Технологии блокчейн постоянно развиваются, улучшаются и модернизируются. Скорость, с которой создаются и внедряются в повседневную жизнь технологии отличается от скорости, с которой принимаются законы, определяющие налоги и защищающие права всех заинтересованных лиц. На данный момент не только в научных и информационных кругах общества, но и среди простых граждан возрастает интерес к этой новой технологии. Для устранения разрыва между законодательством и этапом развития блокчейн нужно провести комплексные исследования, отвечающие на вопросы, связанные с применением данной технологии [5]. Определенно можно сказать, что есть широкие возможности в сфере развития налогообложение блокчейн технологий. Прежде всего, существует необходимость разработки инструментов регулирования данных технологий. Создание четких правил и инструкций могут помочь как участникам данных отношений, так и налоговым органам. Со стороны государства можно также проводить политику, направленную на стимулирование инноваций в сфере блокчейн и цифровой экономики при помощи создания устойчивых правил налогообложения в данной области. О.И. Лютова и И.Д. Фиалковская в своем исследовании также предлагают создать систему «транзакционного (автоматического) налогообложения с использованием «умных» налогов, сбор которых осуществляется автоматически в момент налогооблагаемой транзакции, то есть в «реальном времени»» [6]. Все предложенные инструменты могут помочь улучшить систему налогообложения операций, которые производятся на основе блокчейн.
Таким образом, можно сделать вывод, что блокчейн – одна из инноваций, имеющая большой потенциал для развития и меняющая привычную систему осуществления транзакций. Сегодня финансовый и банковский секторы все больше и больше инвестируют в эту технологию, в частности, через криптовалюту и обмен товарами и услугами, которые можно оплатить через данную систему. Поэтому налоговые органы должны быстро адаптироваться к этим новым средствам платежей, обмена и инвестиций. В ближайшем будущем одной из основных задач налоговых органов в сфере блокчейн и криптовалюты будет найти середину между регулированием технологий и стимулированием инноваций. Между тем блокчейн может выступать не только как объект налогообложения, но и как механизм, позволяющий улучшить, автоматизировать систему налогообложения. Примером применения технологии блокчейн в современных налоговых условиях может являться Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в котором окончательно сформировалось понятие финансового актива [6].
Использованные источники:
- Нам К.В. Правовые проблемы, связанные с применением блокчейна // Судья. 2019. № 2. С. 24—27.
- Баракина Е.Ю. Понятие «технология блокчейн» и его применение в национальной платежной системе Российской Федерации: вопросы правового регулирования // Банковское право. 2018
- Мебония М.А. Технология блокчейн. Примеры блокчейна и его применение // Вестник науки. 2022. №12 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-blokcheyn-primery-blokcheyna-i-ego-primenenie (дата обращения: 07.04.2024).
- Осмоловская А.С. Смарт-контракты: функции и применение // Бизнес-образование в экономике знаний. 2018. №2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smart-kontrakty-funktsii-i-primenenie (дата обращения: 07.04.2024).
- Лановая Е.А. Правовое регулирование блокчейн // Вестник магистратуры. 2022. №10-3 (133). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-blokcheyn (дата обращения: 08.04.2024).
- Lyutova Olga I., Fialkovskaya Irina D. Blockchain technology in tax law theory and tax administration // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blockchain-technology-in-tax-law-theory-and-tax-administration (дата обращения: 08.04.2024).
