Чуракова П.С.
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕАЭС В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ ОГРАНИЧЕНИЙ
УДК 339.543/339.545
П.С. Чуракова, студент 3 курса экономического факультета Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии
e–mail: churakova.01@bk.ru
Научный руководитель – К.В. Горохова, доцент кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат экономических наук
e–mail: ksunest@inbox.ru
Аннотация. Статья посвящена важной научно-практической проблемеобеспечения макроэкономической стабильности России, в частности, защите отечественных участников ВЭД и поддержания нормального уровня насыщения внутреннего рынка. Одним из механизмов реализации поставленных задач является таможенное регулирование.
Ключевые слова: таможенное регулирование, национальная безопасность, Российская Федерация, ЕЭП ЕАЭС.
Одним из ключевых направлений внешней политики России является обеспечение стратегической стабильности и укрепление взаимовыгодного международного сотрудничества. В рамках данного направления ключевым элементом, значимым сегодня в условиях санкционного давления и разрастающейся асимметрии международных рынков в аспекте странового влияния, является реализация задач по поддержке национальных экспортеров и противодействия недобросовестной конкуренции и дискриминации в отношении российских участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД).
Кроме того, ввиду усиления протекционизма рядом иностранных государств, применение ими так называемых «двойных стандартов» и ведения санкционной политики в отношении России, государство вынуждено вести эффективную деятельность, которая направлена на интенсификацию участия национальных компаний в международных экономических отношениях.
Одним из механизмов реализации поставленных задач является таможенное регулирование. В этой связи представляется необходимым:
1. Рассмотреть особенности таможенного регулирования в России на текущий момент как инструмента защиты отечественного предпринимательства и, в целом, национальных интересов.
2. Исследовать меры, предпринимаемые странами-членами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в целях стабилизации ситуации в рамках единого экономического пространства (ЕЭП) и поддержания нормального уровня внешней торговли России как крупнейшего участника интеграционного объединения.
Прежде всего, проанализируем итоги внешней торговли Российской Федерации в 2021‒2022 гг., а именно: стоимостной объем товарооборота по месяцам со странами дальнего зарубежья и государствами-участниками ЕАЭС с января 2021 по январь 2022 гг. (рис. 1, 2); цепные индексы внешней торговли Российской Федерации в январе 2022 г. (табл. 1).
Рис. 1. Стоимостной объем товарооборота России со странами дальнего зарубежья по месяцам (с января 2021 по январь 2022 гг.), млрд руб.
Источник: [10]
Рис. 2. Стоимостной объем товарооборота России со странами ЕАЭС по месяцам (с января 2021 по январь 2022 гг.), млрд руб.
Источник: [10]
Заметим, что товарооборот России со странами дальнего зарубежья в 10 раз превышает объемы внешней торговли с государствами-членами ЕАЭС
(рис. 1, 2). По обоим направлениям географии товарной торговли отчетливо прослеживается импортная зависимость России.
Товарооборот России в торговле с дальним зарубежьем определяется через:
‒ внешнеторговый оборот ‒ приростом в 5,9 % в среднемесячном выражении и сокращением на 18,3 % в январе 2022 г. по отношению к декабрю 2021.;
‒ импорт – среднемесячным приростом 6,6 % и уменьшением на 17,7 % в январе 2022 по сравнению с декабрем 2021;
‒ экспорт – среднемесячным приростом 4,8 % и снижением на 19,1 % в январе 2022 по сравнению с декабрем прошлого года.
Для торговли со странами ЕАЭС имеем следующие результаты:
‒ внешнеторговый оборот – среднемесячный прирост 4,5 % и снижение на 41,2 % в январе 2022 по отношению к декабрю 2021;
‒ импорт – 4,5% и 40,9 % соответственно;
‒ экспорт – 4,6 % и 41, 7 % соответственно.
Таблица 1
Цепные индексы внешней торговли России в январе 2022 г.
Источник: [10]
Индексы средних цен (табл. 1) по экспорту показывают увеличение стоимости экспорта по сравнению с декабрем 2021 г. за счет изменения среднего уровня цен при неизменном физическом объеме ввоза на 11% в целом, 11,9% в торговле со странами дальнего зарубежья, 3,2% ‒ странами Содружества независимых государств (далее – СНГ). По импорту наблюдается снижение на 4,1 % в целом, 4,8 % по странам дальнего зарубежья, и увеличение на 3,4 % по странам СНГ. Индексы физического объема экспорта и импорта отражают уменьшение объемов вывоза-ввоза товаров при неизменном среднем уровне цен по отношению к декабрю 2021 г.
Таким образом, в начале 2022 г. наблюдается сокращение товарооборота России по всем группам стран. Дальнейшее развитие ситуации явилось продолжением данной негативной тенденции и показателем ускорения разворота страны к осуществлению политики опережающего импортозамещения, в том числе за счет изменений в механизмах таможенного регулирования.
Далее проведем обзор ключевых нормативно-правовых актов, регламентирующих таможенное регулирование на данный момент, в хронологической последовательности их принятия (вступления в силу), в разрезе их основных идей.
Правительством Российской Федерации до 31.12.2022 включительно вводится запрет на вывоз ряда товаров из разделов V, VI, VII, X, XI, XIII, XV, XVI, XVII и XVIII Единого таможенного тарифа (ЕТТ) ЕАЭС [2]. Запрет не распространяется на отдельные виды товаров, например: сопровождаемые сертификатом о происхождении формы СТ-1, вывозимые в страны ЕАЭС, гуманитарные грузы, припасы, транспортные средства международной перевозки и т.д.
До 31.12.2022 устанавливается разрешительный порядок вывоза из РФ на территории государств-членов ЕАЭС отдельных видов сельскохозяйственной техники и частей к ней; транспортных средств, их частей и комплектующих; промышленной продукции; телекоммуникационного оборудования; товаров медицинского назначения и т.п. [3]. На тот же период вводится запрет на вывоз в иностранные государства и территории согласно перечню недружественных стран, утвержденному Правительством Российской Федерации [4].
В целях обеспечения нормального уровня экономической безопасности и стабильности в государствах-членах ЕАЭС, в частности России, Евразийская экономическая комиссия (далее – ЕЭК) планирует реализацию комплекса мер, указанных в табл. 2. [6].
Таблица 2
Меры обеспечения макроэкономической стабильности в
государствах-членах ЕАЭС
Источник: [6]
В отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и не предназначенных для распространения на территориях иных государств-членов ЕАЭС, применяется порядок ввоза с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году». Срок действия документов об оценке соответствия обязательным требованиям, истекающий со дня вступления в силу Постановления до 01.09.2022, продлевается на 12 месяцев [5].
Для ряда товаров, вывозимых с территории Российской Федерации, устанавливаются новые адвалорные и специфические ставки экспортных таможенных пошлин, а также нулевой размер вывозных пошлин на некоторые товары. Данное Постановление распространяется на отдельные виды продукции разделов I, II, V, VIII, XV и XVII ЕТТ ЕАЭС [1].
ЕЭК устанавливаются новые ставки импортных таможенных пошлин на некоторые товары из разделов II, III, IV, V, VI, VII, XI и пр. ЕТТ ЕАЭС [1].
Российским правительством вводятся новые ставки ввозных таможенных пошлин в отношении товаров из разделов I, II, III, IV, V, VI и пр. ЕТТ ЕАЭС [7]. Предполагаются следующие сроки применения устанавливаемых ставок ввозных таможенных пошлин:
‒ в размере 0 % от таможенной стоимости применяется с 28.03.2022 по 30.09.2022 включительно;
‒ с 01.10.2022 – в размере 7,5‒8 % от таможенной стоимости в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию.
‒ для ряда товаров ‒ в размере 12% от таможенной стоимости – с 01.10.2022 по 28.02.2023 включительно.
Немаловажным моментом является ряд временных мер, принятых Министерством финансов Российской Федерации в отношении таможенного регулирования, а именно: предоставление права ввозить многокомпонентные товары по нескольким внешнеторговым контрактам, возможность непредоставления обеспечения участниками ВЭД, работающими менее одного года, по уплате таможенных пошлин, а также освобождение от уплаты пеней по доначислении таможенных платежей таможенным органом при наличии залога и др.
Кроме того, на Едином экономическом пространстве ЕАЭС также предпринимаются меры по стабилизации ситуации в сфере таможенного регулирования:
1. До двух лет увеличен допустимый период временного ввоза некоторых категорий товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов. Предельный срок продлевается для товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза с 01.03.2021 по 28.02.2022 включительно. Под данную категорию подпадают: контейнеры и многооборотная тара; товары, временно ввозимые в целях оказания содействия внешнеэкономической деятельности и международному сотрудничеству; иные товары.
2. Принято решение о предоставлении беспроцентной отсрочки или рассрочки по уплате ввозных таможенных пошлин сроком до шести месяцев, на период до 30.09.2022. В дополнение к основаниям, установленным Таможенным кодексом ЕАЭС, отсрочка или рассрочка может быть предоставлена при ввозе некоторых категорий товаров системообразующими предприятиями государств-членов ЕАЭС.
3. Увеличены стоимостные нормы ввоза в Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россию товаров для личного пользования (за исключением товаров, перемещаемых воздушным транспортом или в пешем порядке) без уплаты таможенных пошлин и налогов до 1000 евро и весовые нормы – до
31 кг. Если стоимость товаров превысит указанные нормы, уплачивается пошлина в размере 30 % от стоимости, но не менее четырех евро за один кг. Как указывает ЕЭК, до принятия этого решения беспошлинный порог ввоза товаров для личного пользования составлял 500 евро и 25 кг. Мера действует до 01.10.2022.
4. Повышен лимит беспошлинного ввоза товаров для физических лиц до 1000 евро для товаров, перевозимых перевозчиком или в почтовых отправлениях, т.е. приобретаемых в рамках системы электронной торговли ЕАЭС. Период действия лимита – до 01.10.2022.
Посредством всех рассмотренных мер Правительство Российской Федерации совместно с системой национальных таможенных органов, а также государства-члены Евразийского экономического союза предполагают стабилизацию сложившейся на текущий момент экономической ситуации. Возможными результатами реализации данных мероприятий может стать:
- Расширение базы импортозамещения, которое должно носить опережающий характер.
Импортозамещение стало частью государственной политики России с
2014 г., когда было принято соответствующее постановление. На текущий момент мероприятия по ускорению импортозамещения являются стратегически необходимыми в связи с потерей ряда иностранных контрагентов участниками ВЭД, санкционным давлением со стороны недружественных стран и т.п.
Анализ указанной выше нормативной правовой базы показывает, что именно запрет на ввоз ряда товаров в Российскую Федерацию является одной из ключевых мер по обеспечению замещения товарной структуры внутреннего рынка, ранее в значительной степени опиравшейся на импорт, продукцией отечественного производства. Кроме того, повышение ставок ввозных таможенных пошлин также способствует снижению конкурентоспособности импортных товаров в сравнении с произведенными на территории России.
- Замедление роста цен на внутреннем рынке.
За период с января по февраль 2022 г. (рис. 3) индекс потребительских цен увеличился на 0,18 %, с февраля по март – на 6,37 %: в целом за I квартал 2022 г. рост произошел на 2,14 % в среднемесячном выражении. Это было связано с уходом ряда зарубежных компаний с российского рынка, нарушениями в цепях логистики, неблагоприятными ожиданиями потребителей в отношении будущих цен на товары рыночной корзины и т.д. В особенности, такие резкие колебания коснулись в январе-феврале – сегмента продовольственной продукции, в феврале-марте – непродовольственных товаров.
Рис. 3. Индексы потребительских цен на товары в России по месяцам за
I квартал 2022 г.
Источник: [9]
Для решения инфляционного вопроса с позиций торговой политики и таможенного регулирования не только предпринимаются меры импортозамещения – как сырья, так и готовой продукции, но и осуществляется надзор Федеральной антимонопольной службы за ценовой конъюнктурой рынка.
3. Легализация параллельного импорта.
Параллельный импорт представляет собой ввоз в страну товаров, являющихся объектами интеллектуальной собственности, без разрешения официального лицензиара через лицензиата третьей страны. Приказ Минпромторга России от 19.04.2022 № 1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1539 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия», по сути, разрешает осуществление такой процедуры на территории России в целях недопущения потери важнейшей продукции из-за ухода некоторых зарубежных компаний с рынка страны.
Главное преимущество параллельного импорта заключается в возможности приобретения необходимой продукции без ограничений по среднемировым ценам у партнеров из стран, не входящих в перечень недружественных. Однако такой режим одновременно может быть связан с дополнительными издержками российских участников ВЭД, которые вынуждены будут искать «среднее звено» для закупки у него зарубежной продукции, ранее получаемой напрямую от продавца.
Текущая ситуация явилась, с одной стороны, катализатором критических тенденций развития российской экономики: это и резкий рост цен на внутреннем рынке, и расшатывание курса национальной валюты, и потеря ряда международных контрактов, и т.д. С другой – санкционная политика западных стран устремила усилия экономических агентов – как российских, так и на едином экономическом пространстве Евразийского экономического союза – в область импортозамещения, повышения эффективности внешнеторговых операций за счёт снижения экспортных пошлин для важнейших товаров ЕАЭС, обнуления ставок для ряда категорий продукции, легализации параллельного импорта и прочих мер.
Таким образом, исследование особенностей таможенного регулирования в России и мер, предпринимаемых в целях стабилизации ситуации в рамках единого экономического пространства, показывает, что для обеспечения макроэкономической стабильности в Российской Федерации необходимо проводить мероприятия по поддержке отечественных производителей и участников ВЭД, в том числе посредством применения инструментов таможенного регулирования. Реализация соответствующих задач происходит сегодня оперативно и эффективно, однако это усложняется за счет постоянно возникающих вызовов и угроз для национальной безопасности страны.
Использованные источники
1. Постановление Правительства РФ от 27.11.2021 № 2068 «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза». URL: https://www.alta.ru/tamdoc/21ps2068/ (дата обращения: 24.04.2022).
2. Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 311 (ред. от 17.03.2022) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411231/38bcb23091161610f221dfc928093465a50b83f2/ (дата обращения: 19.04.2022).
3. Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 312 «О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации». URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22ps0312/ (дата обращения: 22.04.2022).
4. Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 313 (ред. от 17.03.2022) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411230/ (дата обращения: 19.04.2022).
5. Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 (ред. от 19.04.2022) «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411447/ (дата обращения: 24.04.2022).
6. Распоряжение Совета ЕЭК от 17.03.2022 № 12 «О реализации мер по повышению устойчивости экономик государств-членов Евразийского экономического союза, включая обеспечение макроэкономической стабильности». URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22s00012/ (дата обращения: 23.04.2022).
7. Решение Коллегии ЕЭК от 12.04.2022 № 63 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях обеспечения устойчивости экономик государств-членов Евразийского экономического союза». URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22kr0063/ (дата обращения: 22.04.2022).
8. Решение Совета ЕЭК от 05.04.2022 № 46 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов товаров, а также о внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и Совета Евразийской экономической комиссии». URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22sr0046/ (дата обращения: 24.04.2022).
9. Индексы потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации, федеральным округам и субъектам Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tabl_ipc_rf_fo_sub_03.html (дата обращения: 21.04.2022).
10. Справочные и аналитические материалы. URL: https://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 21.04.2022).